ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Республика Беларусь как объект туристического потенциала
1.2 Оценка культурно-исторического потенциала Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОГИЛЕВСКОМ РАЙОНЕ
2.1 Общая характеристика Могилевского туристического района
2.2 Оценка туристической деятельности Могилевского туристического района
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГИЛЕВСКОГО РЕГИОНА
3.1 Меры по повышению эффективности туристической деятельности
3.2 Способы распространения новых туристических услуг
3.3 Новый экскурсионный маршрут по Могилевскому району
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологическая карта маршрута
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Карта маршрута
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Фото Храма Святой Параккевы Пятницы
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Карточка показа объекта «Храма Святой Параккевы Пятницы»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Фото Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Карточка показа объекта «Пустинский Свято-Успенский мужской монастырь»
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Фото Свято-Никольского женского монастыря
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Карточка объекта показа «Свято-Никольский мужской монастырь»
ВВЕДЕНИЕ
Развитие туризма в Республике Беларусь является неприходящим приоритетом в государственной политике государства. Данная тенденция исходит из радушия белорусского народа, стремления к интеграции в рамках славянских государств и евроинтеграции, географического положения страны, которая является связующим звеном между этими международными сообществами.
Также не последнюю роль играет неуклонное развитие устойчивого туризма в мире, постоянно растущее число рабочих мест в данной отрасли и неспадающие туристические потоки, что в свою очередь приводит к экономическому росту индустрии услуг в том числе и в нашем государстве.
Развитие туризма возможно только при определении государственной политики в данной отрасли, которая позволит прилагать усилия государства и частных предпринимателей, деятелей культуры и спорта, музейных сотрудников и экологом целенаправленно и спланированно, достигая максимальной эффективности. На территории нашей республики разработаны и действуют программы развития туризма, 2014 год был объявлен Годом гостеприимства, сотрудничество в туристической сфере не прекращается, но и активизируется в Год культуры. Также реализуются Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья, Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона, Государственной программы развития белорусской части Августовского канала, Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий, Комплексной программы развития г.Мстиславля и Мстиславского района. Реализация международных проектов в сфере туризма в таких регионах страны, как ”Неизвестная Европа“ в Гродненской области, Еврорегион ”Поозерье“, ”Белла-Двина“ в Витебской области и других позволит эффективно использовать историко-культурное наследие и
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Республика Беларусь как объект туристического потенциала
Территория Республики Беларусь имеет богатые природные ресурсы, способные обеспечить туристический интерес для развития многих видов туризма связанных с природой и экологией.
Оздоровительный и лечебный туризм базируется на богатстве лесных массивов, которыми Беларусь известна на весь мир, озерный край Браслава и Нарочи, уникальные ресурсы Припятского Полесья. На государственном уровне выделены охранные территории национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Припятский», «Нарочанский» и два заповедника: «Березинский биосферный заповедник», «Полесский радиационно-экологический заповедник». На этих территориях сохраняются уникальные ландшафты и существуют абсолютные резерваты дикой природы. В зависимости от зоны охраны в данных заповедниках и парках выделены ареолы, где возможно пребывание туристов, организованы экскурсии, используются различные транспортные составляющие (автобусные, велосипедные экскурсии, пешие походы). На базе этих территорий проводится целенаправленная научная деятельность по сохранению и поддержанию природного многообразия флоры и фауны [5, с.34].
Для использования в туристической индустрии такие ресурсы наиболее эффективны на основании своего общенационального статуса. Это известные объекты, которые «раскручены» в маркетинговом отношении, деятельность по приему туристов спланирована, регламентирована и централизована. Гостиничные предприятия, транспортная инфраструктура, туристические указатели и информационные бюро на территориях позволяют
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОГИЛЕВСКОМ РАЙОНЕ
2.1 Общая характеристика Могилевского туристического района
Могилевский туристический регион функционирует в границах территории Могилевской области созданной в 1938 году, но окончательно очерченной в 1964 году. Область занимает 14% территории Республики Беларусь и является ее восточной границей (в Хотимской районе области расположена самая восточная точка республики). Область имеет внешнюю границу с Российской Федерацией.
Могилевская область изначально снискала себе славу промышленного региона и туризм, к сожалению, не самая развитая отрасль услуг. Туристическая отрасль в Могилевском туристическом регионе недостаточно развита, однако предпосылки для ее расцвета имеются.
Природные ресурсы Могилевского туристического региона позволяют организовывать пешеходные и велопоходы, поскольку в области преобладает равнинный ландшафт (Оршанско-Могилевской и Центрально-Березинской равнин). Лесные массивы покрывают не более 10% площади области. Среди них около 55% занимают хвойные породы деревьев, 15% березовые леса по 5,5% ольховые и дубовые породы. Данные территории, как поля и луга на востоке области большей частью (более 1 млн. га) являются государственной собственностью, что в основном объясняется тем, что они относятся к высшей категории защищённости, то есть несут противоэрозионное, имеют большое водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, санитарно-гигиеническое и климаторегулирующее значение [8, с.67].
Водные ресурсы региона представлены в первую очередь рекой Днепр с его притоками Лахвой, Березиной Друтью и Сожью. Водный режим
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГИЛЕВСКОГО РЕГИОНА
3.1 Меры по повышению эффективности туристической деятельности
Для повышения эффективности туристической деятельности предприятий сферы туризма Могилевского региона необходимо больше внимания уделять маркетингу.
Маркетинг многоплановая деятельность по изучению трех основных направлений туристического рынка: туристического предложения на рынке, компаний конкурентов, тенденций развития рынка.
Туристические фирмы Могилевского туристического региона большей частью ориентированы на выездной туризм, среди них нет туристических операторов. Поэтому по всей области предлагаются тури операторов Российской Федерации по примерно одинаковой цене, поскольку это оговорено в контракте с туристическим операторов.
Следует обратить внимание на некоторые процессы в экономике, которые заставили выездные потоки поредеть. Таким образом, необходимо искать внутреннего туриста, переориентировать приверженцев выездного туризма отдыхать в собственной стране.
Туристическая фирма на уровне одного предприятия не может переломить тенденцию общества отдыхать за границей, однако может предложить достойный отдых на территории Беларуси, сделать выгодное ценовое предложение.
В данном направлении необходима качественная реклама Могилевского туристического региона, которую туристическая фирма может организовать совместно с некоторыми принимающими предприятия и создать каталоги по направлениям (оздоровительный туризм – совместно с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика Беларусь имеет благоприятное геополитическое расположение, богатые природные ресурсы (сохранены эндемические леса Беловежской пущи с неповторимым разнообразием растительного мира и уникальным животным миром; гидрологические ресурсы включают в себя реки и озера с особенностями флоры и фауны), историко-архитектурные памятники, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Мирский и Несвижский замки). Среди объектов туристического потенциала и национальная культура, неповторимый фольклор и национальные промыслы.
Государство ведет целенаправленную политику развития туризма, чему свидетельствуют Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья, Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона, Государственная программа развития белорусской части Августовского канала, Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий, Комплексная программа развития г.Мстиславля и Мстиславского района. Реализация международных проектов в сфере туризма ”Неизвестная Европа“, Еврорегион ”Поозерье“, ”Белла-Двина“.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, о богатой ресурсной базе нашего государства и достаточном внимании государства к развитию туризма в стране. Остаются частично нерешенными вопросы развития туристической инфраструктуры, расширяется сеть учебных учреждений для подготовки грамотного персонала туристической индустрии, способного обеспечить обслуживание туристов на высоком европейском уровне.
Культурно-историческое наследие Республики Беларусь несет информацию о традициях и культуре белорусского народа и народов, проживавших на территории современной Беларуси. Среди всемирно
1. Александрова, О.А. Состояние и перспективы развития событийного туризма в республике Беларусь // Туризм и отдых. – 2013. – №4. – С. 7-12.
2. Аношко, Я.И. О формировании и продвижении конкурентноспособного туристического продукта Белорусского Полесья // Беларусь туристическая. – 2012. - №2. – С.21-25.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 290 с.
4. Балышева, С.Н. «Синеокий» бренд для мирового рынка / С.Н. Балышева // Экономика Беларуси. – 2005. – № 4. – С. 130 – 133.
5. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. М.: Академия, 2015. 336 с.
6. Горбылева З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 478 с.
7. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2003. – 632 с.
8. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
9. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.
10. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник для студентов специальности "Экономика и управление социально-культурной сферой». - М.: 2002. - 409 с.
11. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учеб¬ник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 672 с.
12. Клицунова, В. Туризм с приставкой –агро / В. Клицунова // Беларуская думка. – 2004. – № 12. – С. 35 – 40.
13. Копоть, Ю.А. Экспортный потенциал экономики Республики Беларусь (на примере отрасли туризма) / Ю.А. Копоть / отдел маркетинга и качества туристических услуг Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. – Минск, 2010. – 40 с.
14. Мечковская, О.А. Формирование туристического образа страны, как важнейшее условие повышения эффективности производства туристического продукта / О.А. Мечковская, И.Д. Пуцаков // Экономика Беларуси.- 2013. - №6. – С.11-17.
15. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2017. - Режим доступа: http: //www.http://www.mst.by/ru/tourists-belarus. – Дата доступа: 20.11.2017.
16. Можаева, Н.Г. Туризм: учеб. пособие / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. – М.: Гардарини, 2007. – 270 с.
17. Морозов, М.А. Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме // Автореферат – М., 2006. – 23 с.
18. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2008 – 2010 годы. – Минск: Департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, 2008. – 200 с.
19. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarustourism.by. – Дата доступа: 03.11.2017.
20. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. - Минск, 2014-2017. - Режим доступа: http://belstat.gov.by /bgd/public_compilation?id=413. - Дата доступа: 16.11.2017.
21. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2010. 207 с.
22. О Национальном парке «Беловежская пуща»: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 сентября 2004 г., № 460. Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
23. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, средствах размещения туристов и других лиц за 2009 год. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. – с. 5
24. Официальный туристический портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http: //www.BelarusTourism.by - Дата обращения: 21.11.2017.
25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Национальной программы развития туризма в Республике Беларусь 2006 – 2010 гг.» № 927 от 24 августа 2005 г. – Минск: Дикта, 2005. – 38с.
26. Решетников, Д.Г. Роль санаторно-курортного хозяйства в развитии въездного международного туризма Беларуси / Д.Г. Решетников, А.Г. Траскевич // Беларусь туристическая: альманах. – 2013. - №2. – С.54-59.
27. Туризм в Беларуси [Электронный ресурс] Красивые места и достопримечательности. – Минск, 2010. - Режим доступа: http: //www.belarus-travel.by -Дата обращения: 17.11.2017.
28. Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. – С. 100 – 101
29. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2017. - Режим доступа: http: //www.belarus.by -Дата доступа: 11.11.2017.
30. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2017. - Режим доступа: http: //www.vp.by - Дата обращения: 20.11.2017.
31. Указ Президента Республики Беларусь "Об объявлении 2014 года Годом гостеприимства". - Минск: Амалфея, 2013. – 31с.
32. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие / Т.В. Черевичко. М.: Дашков и Ко, 2010. 364 с.
33. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хазяйство: учебное пособие. – М.: 2003. - 447с.
34. Шульга, Ч.К. Беларусь – республика туризма / Ч.К. Шульга // Проблемы управления. – 2004. – № 4. – С. 104 – 111
35. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева [и др.]. 4-е изд., испр. и доп. М.: КноРус, 2010. 565 с.
36. Экономика современного туризма / под. ред. докт. эк. наук Г.А. Карповой. - Москва – Санкт-Петербург, издательство Торговый Дом «Герда», 2008. - 420с.