ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1 Профессиональная компетентность педагога: сущность и структура
1.2 Критерии профессиональной компетентности педагога
1.3 Механизмы формирования и развития профессиональной компетентности педагога
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Рекомендации по развитию профессиональной компетентности педагога
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Инновационное развитие современного общества, постоянный поиск путей обновления, оптимизации и повышения его эффективности приводят к существенным изменениям в социальных, экономических и управленческих процессах. Они также влияют на систему образования и современную образовательную парадигму и предъявляют качественно новые требования к эффективному использованию основного ресурса образовательных учреждений - преподавателей.
В современных школах педагог скорее всего является учителем по конкретному предмету, но его социально-культурные функции приобретают все большее значение. Инновационный характер образования, его высокая наукоемкость и приоритетное внимание, уделяемое вопросам качества образования выпускников, изменили требования, предъявляемые к педагогам, повысили их профессиональную ответственность и тем самым создали условия для пересмотра и обновления критериев эффективности их работы и профессионализма в целом. Не случайно проблема профессиональной компетентности педагога сегодня оказалась в центре общественного внимания, в соответствии с акцентом на профессиональное и культурное совершенствование личности и повышение ее социальной мобильности. Социально-экономические процессы, растущая конкурентоспособность учителей и образовательных услуг являются важными факторами изменения отношения учителей к повышению своей профессиональной компетентности.
При разработке современной образовательной политики важно рассматривать складывающуюся образовательную ситуацию как сложный переход от традиционного отношения педагогов к их квалификации к современному уровню профессиональной компетентности, требуемому современным обществом. Должен произойти так называемый переход от понимания компетентности и профессионального развития педагога как информационной насыщенности и обновления к рефлексивному "пониманию", при котором акцент делается на все более полную самореализацию личности педагога.
Трансформация общества и системы образования порождает ряд специфических противоречий в профессиональной деятельности педагогов, социологический анализ которых может создать условия для их рефлексии и разрешения.
Объект исследования: профессиональные компетенции педагогов.
Предмет исследования: формирование профессиональных компетенций педагога.
Цель исследования: определить особенности развития профессиональной компетентности педагогов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1 Профессиональная компетентность педагога: сущность и структура
В настоящее время система образования Республики Беларусь претерпевает значительные изменения, которые привели к интенсификации инновационных процессов.
Так, система образования в значительной степени зависит от внешних факторов. Перед ним стоят принципиально новые требования, постоянный рост которых обусловлен рядом тенденций мирового развития: ускорение темпов развития общества требует подготовки учащихся к жизни в быстро меняющихся условиях; в случае значительного расширения межкультурного взаимодействия особое значение приобретают коммуникативные способности и толерантность выпускников школ; возникновение и рост глобальных проблем требуют от молодежи решения их в современном мышлении; демократизация общества и расширение возможностей для политического и социального развития и развития демократического общества; динамичное развитие экономики и глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, обусловливают необходимость формирования у выпускников школ желания и способности учиться на протяжении всей жизни [1, c. 36].
Чтобы соответствовать этим требованиям, школа должна измениться, и процесс должен быть непрерывным. Все это может быть достигнуто независимым, активным, гибким и реагирующим учителем, способным взять на себя ответственность, считающим собственное развитие ценностью и способным, и желающим учиться постоянно. Поэтому существуют особые требования, особенно к развитию профессиональной компетентности учителя.
Компетентность, как научная проблема еще не была точно и однозначно определена или исчерпывающе проанализирована, хотя она имеет значительную историю развития.
Компетентность как термин появилась в научной лексике в конце 1950-х годов XX века [3, с. 29]. Первоначально его интерпретация имела различные семантические акценты в отечественных и зарубежных исследованиях.
Зарубежные исследователи вложили в содержание понятия преимущественно практическое содержание, наличие навыков, необходимых для эффективного выполнения определенного действия в определенной области (Р. Уайт, Дж. Равен, П. Бурдье, Д. Хаймс, П. Вейл, Ф. Данвер, Ф. Мерн и др.).
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
2.1 Организация и характеристика методов исследования
Цель исследования: определить особенности развития профессиональной компетентности педагогов.
Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – подбор диагностического инструментария для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов.
2 этап – осуществление диагностики с использованием подобранных методик.
3 этап – анализ, интерпретация полученных результатов, разработка рекомендаций по развитию профессиональной компетентности педагога.
Выборка исследования: 60 человек, 30 человек составили экспериментальную группу (ЭГ) и 30 человек составили контрольную группу (КГ). Все педагоги имеют высшее или среднее специальное образование. Стаж работы от 10 месяцев до 28 лет.
Для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов нами были использованы методики:
Тест «Психодиагностика толерантности личности», под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой (Приложение 1) [32].
Методика предназначена для диагностики эмпатии как личностной черты. Опросник разработан А. Мехрабианом и М. Эпштейном (Эпстайном) в 1972 году, адаптирован на русском языке Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым в 1986 году.
Опросник состоит из 33 пунктов, с которыми респондент выражает своё согласие или несогласие. Респонденту необходимо прочитать утверждения и, ориентируясь на то, как он ведет себя в подобных ситуациях, выразить свое согласие «да» или несогласие «нет» с каждым из них.
Тест: «Сформирован ли у вас педагогический такт» (модификация Р.Р. Калининой) (Приложение 2) [32].
Методика предназначена для диагностики степени сформированности такта как профессионального качества педагога. Опросник состоит из 24 пунктов. Респонденту необходимо прочитать утверждения и выразить свое согласие «да» или несогласие «нет» с каждым из них.
Тест «Знания, умения педагога по взаимодействию с семьей учащегося» (Приложение 3).
Цель: оценка знаний и умений педагога (будущего педагога) по взаимодействию с семьей учащегося.
Результаты: на основе количества плюсов в той или иной колонке мы наглядно можем увидеть уровень знаний, умений педагога или будущего педагога по взаимодействию с семьей учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация системы образования к настоящему времени активизировалась. Прежний образ жизни, где образования хватало на всю жизнь, заменяется новым уровнем жизни: "Образование для всех, образование на протяжении всей жизни".
Сегодня система образования настаивает на регулярном совершенствовании знаний педагога. Именно педагог в значительной степени определяет, внедряются ли в деятельность школы инновации, которые являются частью содержания, организации и технологии образовательного процесса, понимаемые и реализуемые в практике работы с учащимися.
Компетентность, как научная проблема еще не была точно и однозначно определена или исчерпывающе проанализирована, хотя она имеет значительную историю развития. Компетентность как термин появилась в научной лексике в конце 1950-х годов XX века. Первоначально его интерпретация имела различные семантические акценты в отечественных и зарубежных исследованиях. Так, зарубежные исследователи вложили в содержание понятия преимущественно практическое содержание, наличие навыков, необходимых для эффективного выполнения определенного действия в определенной области (Р. Уайт, Дж. Равен, П. Бурдье, Д. Хаймс, П. Вейл, Ф. Данвер, Ф. Мерн и др.). С точки зрения зарубежных исследователей, в общем смысле под компетенцией понимаются личные способности ответственного лица, его знания и опыт, которые позволяют ему участвовать в разработке определенного спектра решений или решать проблему самостоятельно с помощью знаний и навыков. Отечественные исследователи (Н.В. Андронов, Е.Н. Волкова, Э.Ф. Зеер, Л.В. Комаровская, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Макова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, А.И. Щербаков и др.) понимают под профессиональной компетентностью учителя совокупность ключевых, базовых и специализированных компетентностей.
Современное общество предъявляет новые требования к компетентности учителя. Он безусловно должен быть компетентен в вопросах организации и содержания деятельности в следующих областях: воспитательно-образовательной; учебно-методической; социально-педагогической. Предлагается оценивать уровень профессиональной компетентности учителей на основе трех критериев: владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности; готовность решать профессиональные задачи; умение контролировать свою деятельность в соответствии с признанными правилами и стандартами.
1. Адольф В.Я. Профессиональная компетентность современного педагога: монография / В.Я. Адольф. – Красноярский гос. ун-т. Красноярск, 1998. – 310 с.
2. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья педагога: Дисс… канд. психол. наук / О.А. Анисимова. – М., 2002. – 160 с.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л.И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова и др. - М., 1991. - С. 27-43.
4. Арябкина И.В. Соотношение понятий «культура» и «образование» в контексте формирования профессиональной компетентности педагога начальных классов / И.В. Арябкина // Поволжский педагогический поиск. - 2013. - № 2 (4). - С. 82-86.
5. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ОУ: диагностический журнал / Ю.А.Афонькина. - М.: Учитель, 2013. - 78 с.
6. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ОУ / С.Ф. Багаутдинова // Управление ДОУ. - 2010. - № 3. - С. 82-85.
7. Байденко В.И. Компетенции: к проблемам освоения компетентностного подхода / В.И. Байденко. - М., 2000. - 114 с.
8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. -Воронеж, 1977. - 188 с.
9. Битина Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы /Б.П. Битина // Педагогика, 2010. - № 6. - С. 61.
10. Вагина Л.А. Система работы школы с молодыми специалистами / Л.А. Вагина, Е.Ю, Дорошенко. - Волгоград, 2011. - 443 с.
11. Василенко Н.П. Диагностика и организация методической работы /Н.П. Василенко. - Р\н Дону. - М., 2012. - 380 с. 40
12. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога /В.Н. Введенский // Педагогика. - № 10. - 2003. - С. 9.
13. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ОУ с педагогами/ Л.М. Волобуева. -М.: ТЦ Сфера, 2011. - 296 с.
14. Горбунова Н.В. Проблема развития методической компетенции учителей начальных классов в системе современного образования / Н.В. Горбунова, В.Н. Кабанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 49-1. - С. 65-70.
15. Демурова Е.Ю. О формировании детской мотивации к учебе / Е.Ю. Демурова, Л.Ф. Островская. - М., 2010. - 151 с.
16. Дубейковская Я. Стоп. Кадры. Управление персоналом для умных / Я. Дубейковская. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. -224 с.
17. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности / Ю.Н. Емельянов. - М.: Просвещение, 2010. -183 с.
18. Есенков Ю.В. Организационно-педагогическая система управления развитием профессионального образовательного учреждения: автореф.дисс. канд.пед.наук / Ю.В. Есенков. - Ульяновск - 2006. -34 c.
19. Загвоздкин В.К. Реформирование преподавания и обучения на основе компетентностного подхода. На материалах немецких источников / В.К. Загвоздкин //Компетентностный подход, как способ достижения нового качества образования. - М., 2003. - С. 184-198.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
21. Зиновьева Т.И.Формирование профессиональной компетенции педагога начальных классов в области языкового образования // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 48-52.
22. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
23. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. - Москва, 2010. - 390 с.
24. Колетвинова Н.Д. Отличительные признаки развития профессиональной коммуникативной компетенции будущих учителей начального образования / Н.Д. Колетвинова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 25-29.
25. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.А. Комиссарова. -М.: Дело, 2011. - 334 с.
26. Костылева Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителей в процессе гуманизации и демократизации школы: Дисс… канд. пед. наук – Казань, 1997. – 252 с.
27. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.Е. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1989. – 167 с.
28. Липенская И.А. Состав профессиональных компетенций педагога по реализации ФГОС начального общего образования / И.А. Липенская// Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4 (23). - С. 158-163.
29. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. – 308 с. 76. Маркова А.К. Психологические критерии и сту- 187 пени профессионализма педагога // Педагогика. – 1995 № 6. – С. 55-63.
30. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. М.: Академия, 2004. – 362 с.
31. Психология и педагогика: учебное пособие / Под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. – 585 с.
32. Психолого-пеагогическая диагностика в детском саду. Калинина Р.Р. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 144 с.
33. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен // Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2002. – 396 с.
34. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. – 1999 № 1-2. – С. 178-206.
35. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М.: «Владос», 1988. – 496 с.
36. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных / Дону. 2011. с. - 608.
37. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко // Педагогический поиск, 2012. -№2. -С. 13 - 16
38. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами / А.Ф. Щепотин // Профессиональное образование, 2012. -№8. - С. 23-24.