ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Представление о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет
1.2 Игры с природными материалами для развития сенсорных эталонов
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Характеристика сформированности сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста на начало исследования
2.3 Организация работы по формированию сенсорных эталонов у детей 2 -3 лет по средствам игр с природным материалом
2.4 Анализ практического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст характеризуется как период познания окружающего мира и осознания себя в социуме, происходит бурное развитие познавательных процессов. Познавательное развитие представляет собой знакомство с окружающим миром и природой.
Важную роль в умственном развитии младших дошкольников играет восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, так при недостаточном или полном отсутствии специализированного сенсорного воспитания развитие проходит медленно и в основном не на должном уровне. Что и обуславливает необходимость создания системы сенсорного воспитания для развития детей дошкольного возраста, поэтому важно использовать в работе игры с природным материалом.
В основе работы с природным материалом лежит тесная связь с природой, а так же воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление подделок из природного материала является занимательной работой для дошкольников, в процессе работы у детей развивается фантазия, добрые чувства, а так же приобретение практического опыта, все вышесказанное и обуславливает актуальность заявленной темы.
Объект исследования: нерегламентированная деятельность детей с использованием игр природного материала в образовательном процессе.
Предмет исследования: игры с природным материалом для формирования сенсорных эталонов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Представление о сенсорных эталонах у детей 2 - 3 лет
Для детей младшего дошкольного возраста (от 2 до 3 лет) сенсорное развитие имеет огромное значение, т. к. по мере взросления ребенок становится наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В связи с этим каждая возрастная ступень сенсорного развития становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.
По словам профессора Н.М. Щелованов ранний возраст является «золотой порой» для сенсорного воспитания [8].
М. Монтессори выделяла детей в возрасте от 0 до 5,5 лет, и считала, что это самый благоприятный период для сенсорного развития - «сензитивный период».
В словаре по психологии «сензитивность» обозначает, процесс, который присущ определенному возрасту детей при наиболее оптимальных условиях для развития психики. Преждевременное или запаздывающее сензитивное развитие, может оказаться недостаточно эффективным, что в последующем неблагоприятно сказывается на развитии психики [4].
Изучив научные источники необходимо подчеркнуть, что большинство ученых выделяют ранний и дошкольный возраст, как возраст наиболее благоприятный для сенсорного развития.
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация эмпирического исследования
Цель эксперимента: изучение воспитания сенсорной культуры дошкольников раннего возраста на базе Государственного учреждения образования «Ясли – сад № 24 г. Минска», которое проводилось в период с сентября 2017 г. по февраль 2018 г. В эксперименте принимали участие дошкольники раннего возраста от 2 до 3 лет в количестве 10 человек.
В основе исследования по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (Приложение А), данная методика была апробирована с детьми на основании письменного разрешения законных представителей респондентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрены теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, так как именно этот период характеризуется процессом познания и освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие.
В основе этих знаний формируются все навыки и умения, а так же способность к обучению и интеллектуальные способности в целом.
Особенность сенсорного развития детей раннего возраста заключена в тесной связи с умственным развитием. Движущей силой познавательной деятельности дошкольника является растущий и развивающийся мозг.
Необходимо отметить, что и восприятие играет важную роль в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста. Именно восприятие, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления, так как далее будет следовать более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обобщение, построение сложных связей и умозаключений.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у дошкольника в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.
Для полноценного развития ребенка необходимо включать в его игровую деятельность различный природный материал, а так же игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей.
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с.
3. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]/ сост. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - С. 8 -14.
4. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловской. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
5. Гульянц, Э.К., Что можно сделать из природного материала [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. - М.: Просвешение, 2011. – 17 с.
6. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учеб. пособие / М.В. Ермолова, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 224 с.
7. Захарова. О. Волшебная сенсорная комната. / О. Захарова, Е. Данилина// Дошкольное воспитание – 2010. – № 12. – 70 с.
8. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2005. – 288 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., М.: Издательский центр Академия, 2004. – 419 с.
10. Косенюк, Р.Р. Воспитание, обучение, развитие детей от рождения до трех лет : учеб.-метод. пособие / Р.Р. Косенюк. – Минск : АПО, 2017. – 86 с.
11. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной среды детей [Текст] / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. - М.: Просвещение, 2007. – 46 с.
12. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н. Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
13. Поделки из природных материалов [Текст] / О.П. Куликова. - М.: Издательский дом МСП, 2008. – 17 с.
14. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста [Текст] Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 2010. – 137 с.
15. Смирнова, Е. Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. – 27 с.
16. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под. Ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.- 37 с.
18. Урунтаева, Г. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И.Тихеева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - 90 с.
19. Учебная программа дошкольного образования. Минск: НИО 2012, - 415
20. Черемных Е., Слободняк О. Ранний возраст и развивающая среда / Е. Черемных, О. Слободняк // Дошкольное воспитание – 2010. – № 12. – 67 с.
21. Фантазии из природных материалов [Текст] / Е.Немешева. - М.: Айрис — пресс. - 2011. – 43 с.
22. Хрестоматия по психологии [Текст] / Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2010. - 27 с.