ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
1.1 Феномен и функции «образа Я» личности в психологических исследованиях
1.2 Особенности «образа-Я» и направленности личности в юношеском возрасте
1.3 Особенности взаимодействия со сверстниками в юношеском возрасте
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования личностной направленности в юношеском возрасте
2.3 Анализ результатов исследования психологических характеристик «образа-Я» у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью
2.4 Результаты исследования представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образ-Я является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики своего «Я». Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный, устойчивый целостный образ. Смысл «образа Я» составляется на основе соотнесения собственных свойств личности с мотивом ее деятельности, восприятия других и отношения к ним. Существование внутренних преград, их противоборство в реальном или мнимом поступке становится основой саморефлексии - главной составляющей смысла Я. Причем саморефлексия имеет две основные стороны: когнитивную и эмоциональную. Когнитивная проявляется в субъективном определении собственных черт, в их самооценке, эмоциональная - в формировании эмоций и чувств, направленных на самого себя.
Саморефлексия является ценным и важным новообразованием юношеского возраста. Юноша начинает стремиться к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Саморефлексия означает отражение собственной психики личностью с помощью самонаблюдения, самоосознания. То есть способность к саморефлексии дает возможность человеку увидеть себя со стороны, наблюдая, анализируя и размышляя над собственным «Я», включая психические состояния, эмоции и чувства, мысли, поступки по отношению к людям. Саморефлексия дает уникальный шанс человеку сосредоточить внимание на собственных проявлениях психики, внутреннем мире.
Главные новообразования юношеского возраста - саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности.
Направленность личности в юношеском возрасте играет большую роль в ее развитии. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от того, какие именно мотивы, цели, ценности по своему содержанию стали доминирующими. Самоопределение становится главной задачей юношеского возраста. В качестве главного результата самоопределения выступает потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что жизнь должна принести еще много неизведанного, сопровождается стремлением как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
1.1 Феномен и функции «образа Я» личности в психологических исследованиях
В психологической науке на феномен «Образ-Я» сложились различные взгляды. Истоки проблемы изучения «Образ-Я» берут свое начало в работе У. Джемса. Под глобальным личностным «Я» автор понимал двойственное образование, включающее Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них является чистым опытом, а другая – содержанием этого опыта (Я-как-объект). У. Джеймс разделял «образ Я» на «эмпирическое Я» (наличное) и «идеальное Я» (желаемое) [5, с. 11].
В начале ХХ века «образ Я» изучали Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид. В теории «зеркального Я» утверждается, что развитие содержание «образа Я» зависит от общества. В основе развития «образа Я» лежат два типа сенсорных сигналов: непосредственное восприятие и последовательные реакции людей, с которыми индивид себя идентифицирует. В качестве центральной функции «Я-концепции» выступает идентичность как генерализованная позиция в обществе, происходящая из статуса индивида в группе, членом которой он является. «Образ Я» рассматриваться в качестве когнитивно-эмоционального комплекса с определенным уровнем осознанности, выполняющего адаптационную функцию в новой ситуации; условием развития «образа Я» является идентификация с позицией и статусом значимого другого [13, с. 166].
Представители когнитивной психологии рассматривали «Образ-Я» как процесс («Я-процесс»), характеризующий самопознание личности. «Я-концепции» не является целостной, так как индивида характеризуется множественными концепциями «Я» и процессами самоконтроля, которые изменяются от ситуации к ситуации. Х. Маркус в структуре «Я» выделяет «Я-схемы», то есть когнитивные структуры, обобщения относительно себя, основанные на прошлом опыте, направляющие и упорядочивающие процесс переработки информации, связанной с «Я» [29, с. 91].
В работе Дж. Лихтенберга «Образ-Я» анализируется как четырехступенчатая схема развития в осознании собственного «Я». Так, на первой ступени находится развитие до уровня самодифференциации (формирования первичного опыта). На второй ступени – объединение упорядоченных групп представлений о себе. Третья ступень включает интеграцию в «связное Я» всех телесных представлений о себе и грандиозных «образов Я». Четвертая ступень включает упорядочивание «связного Я» в психической жизни и его влиянием на Эго [10, с. 187].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ «ОБРАЗА-Я» И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕРСТНИКЕ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления психологических особенностей образа-Я» и представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение «образа-Я» и представлений о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Смиловичи».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов в возрасте 15-16 лет (юношеский возраст по периодизации В.С. Мухиной).
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют различия в психологических особенностях «образа-Я» и представлениях о сверстнике у лиц юношеского возраста с разной личностной направленностью.
Методики исследования:
1. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала, М. Кучера) [12].
С помощью методики можно вывить следующие виды личностной направленности:
Направленность на себя (личностная направленность) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленность на общение (коллективистская направленность) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям; ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в психологии «Образ-Я» рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. Структуру «Образа Я» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент), отношение к себе (аффективный компонент) и поведение (реализация на практике). «Образ-Я» выполняет различные функции: осуществляет контроль и интерпретацию поведения, регулирует социальное поведение, влияет на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
В юношеском возрасте складывается достаточно устойчивый образ себя, который становится основой для их мировосприятия и оценки других людей; повышается критичность по отношению к себе и к другим, активно развивается рефлексивное самосознание, самопонимание. Юноши и девушки занимают активное место в многообразных социальных отношениях, где их «Я» выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня самосознания – осознания себя в обществе. В этот период происходит личностное и профессиональное самоопределение, направленность личности на себя, на общение или на дело, которая находит свое отражение в особенностях взаимодействия с другими людьми.
В юношеском возрасте в социальном развитии на первый план выступает взаимодействие с другими людьми. Развитие личности в раннем юношеском возрасте идет от индивидуальных размышлений или тесной дружбы с одним человеком, от выделения и нравственной оценки окружающих людей, от устойчивого образа «Я» к совместной деятельности, где есть возможность и самопрезентации, и актуализации, и произвольного заимствования необходимых для собственного развития черт, к выделению целостного образа другого человека, к пониманию возможности и способов самоизменения. В юношеском возрасте не только актуализируется потребность во взаимодействии с людьми, но и повышается избирательность близкого общения. В расширении сферы общения реализуется потребность переживать новые впечатления, приобретать новый жизненный опыт, ощущать себя в новой роли.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 288 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В.Я. Пилиповского. – М. : Прогресс, 2001. – 422 с.
3. Валявко, С. В. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С. В. Валявко, П. А. Жокина // Системная психология и социология. – 2016. – № 4. – С. 13-21.
4. Вознюк, Ю. С. Психологические особенности формирования и утверждения личности юношеского возраста / Ю. С. Вознюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск : СибАК, 2015. – № 9–10 (56). – С. 25–29.
5. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
6. Ефремкина, И. Н. Исследование взаимосвязи направленности личности с мотивами и установками в юношеском возрасте / И. Н. Ефремкина // Академия психологии. – 2019. – № 4. – С. 29-33.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 513 с.
8. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
9. Кунц, Л. И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л .И. Кунц // Сибирский пед. журнал. – 2013. – № 2. – С. 14-18.
10. Лихтенберг, Дж. Д. Клиническое взаимодействие : Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Пер. с англ. А. М. Боковикова. – М. : Когито-Центр, 2003. – 368 с.
11. Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 125-129.
12. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала и М. Кучера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2015. – 656 с.
14. Неймарк, М. С. Направленность личности : взгляд из 2012 года / М. С. Неймарк, Н. Н. Толстых // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 5. – С. 5-13.
15. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогик и: учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск : МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
16. Петрова, В. Н. Представления старшеклассников в будущем как аспект их социализации / В. Н. Петрова // Сибирский психологический журнал. – 2003. – № 2. – С. 140–143.
17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 2002. – 312 с.
18. Роджерс, К. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
19. Романов, Р. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности в юношеском возрасте (17–19 лет) / Р. В. Романов, Л. В. Лежнина // Педагогический опыт : теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 126–129.
20. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
21. Соколова, Е. Т. Психотерапия. Теория и практика / Е. Т. Соколова. - М. : Академия, 2010. – 368 с.
22. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М. : Просвещение, 1983. -288 с.
23. Сухотина, Е. В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте / Е. В. Сухотина // Вестник Кемерского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 119–122.
24. Сысоева, И. А. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте: на материале обучения в 10 и 11 классах: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / И. А. Сысоева, 2009. – 20 с.
25. Сысоева, И. В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории / И. В. Сысоева // Вестник РГГУ. 2013. – № 2. – С. 130-136.
26. Сяткина, В. С. Саморегуляция в юношеском возрасте / В. С. Сяткина // актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2018. – № 1. – С. 210-214.
27. Фадеев, В. И. Образ «Я» как образ сознания и его структура в подростковом возрасте / В. И. Фадеев // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник трудов. – Симферополь, 2020. – С. 215-220.
28. Фролова, О. В. Особенности развития детей подросткового и юношеского возраста / О. В. Фролова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2009. – № 2. – С. 159-164.
29. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленев-ская, Д. Викторова. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
30. Эриксон, Э. Идентичность юность и кризис / Пер. с англ. – М. : Флинта, 2006. – 421 с.