Введение
Глава 1. Предпубертатное детство и возрастные психологические особенности детей 9-12 лет
1.1 Психологическая характеристика предподросткового возраста
1.2 Развитие личности детей 9-12 лет
1.3 Перестройка социальной ситуации развития ребенка 9-12 лет. Переход из начальной школы в среднюю общеобразовательную
1.4 Кризис отрочества. предподростковый возрастной кризис
Глава 2. Сущностные характеристики переживания как психологической категории
2.1 Основные подходы к пониманию понятия "переживание" в психологии и психотерапии
2.2 Переживание как единица для анализа личности и среды. культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
2.3 Анализ ключевых переживаний детей 9-12 лет
Глава 3. Экспериментальное исследования особенностей ключевых переживаний детей 9-12 лет
3.1 Организация эмпирического исследования
3.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Период, называемый предподростковым, с точки зрения некоторых авторов изучен недостаточно. Возможно, это объясняется достаточной педагогической благополучностью и «беспроблемностью» данного возраста. Между тем, как справедливо отмечает И.В. Дубровина, без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом.
Предподростковый возраст по своей природе не является критическим, в отличие от пубертатного периода. Здесь уместно употребить термин Л.C. Выготского «литический» период, то есть достаточно ровный и плавный процесс развития. Иначе говоря, этот возраст является, по сути, переходным этапом от детства к подростничеству. В связи с этим Д.И.Фельдштейн [15; с.121] называет предподростковый возраст полу-возрастным, т.е. детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Это отражается на всех сторонах развития подростка, то есть данный этап онтогенеза имеет свою динамику и особенности протекания.
Существенно меняется характер самооценки школьников. Если раньше отношение ученика к себе формировалось учителем на основании полученных оценок, то теперь во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей данного возраста распространяется не только на относительно новую сферу их жизнедеятельности – общение со сверстниками, но и на учебную. Поэтому у детей возникает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми, а также потребность и необходимость в общей положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов.
Смена социальной ситуации, развития и изменение содержания внутренней позиции ученика лежат в основе предподросткового кризиса. Данный кризис пока еще слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях. Переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.
Цель исследования: изучить ключевые переживания в предподростковом возрасте и их влияние на личностное развитие детей.
Объект исследования: переживания в предподростковом возрасте и их влияние на личностное развитие.
Предмет исследования: предподростковый возраст.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности предпубертатного детства и возрастные психологические особенности детей 9-12 лет.
2. Рассмотреть сущностные характеристики переживания как психологической категории.
3. Исследовать особенности ключевых переживаний детей 9-12 лет.
Методы исследования: анализ литературы, организационные методы (сравнительный); эмпирические методы: методика Д. Филипса, методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский), анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методы математической обработки данных: метод корреляции Спирмена.
ГЛАВА 1. ПРЕДПУБЕРТАТНОЕ ДЕТСТВО И ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ
1.1 Психологическая характеристика предподросткового возраста
Предподростковый возраст – один из основных этапов в развитии эмоционально-волевой регуляции личности. За это время переживания становятся более глубокими, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к различным жизненным явлениям становится более постоянным и устойчивым. Л.С. Выготский называл этот период «литический», так как это ровный и плавный процесс развития. Этот возраст считается переходным этапом от детства к подростничеству [5, c. 65]. Д.И. Фельдштейн называет этот возраст полу-возрастным. Он считает, детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Это отражается на всех сторонах развития подростка, то есть данный этап онтогенеза имеет свою динамику и особенности протекания.
Во-первых, это анатомические, физиологические, эмоциональные и интеллектуальные аспекты развития. В раннем подростковом возрасте условия жизни, обучения и деятельности ученика подросткового возраста существенно меняются. Учителя обнаруживают, что после перехода из начальной в среднюю школу поведение детей качественно меняется. По словам Л.И. Божович, ситуация с переходом в среднюю школу значительно обогащает личный опыт ребенка, который становится предметом оценивания для многих взрослых с разными ожиданиями [9, с. 178].
Общение со сверстниками особенно важно в раннем подростковом возрасте. В этом возрасте самый важный опыт для подростка – это близкий друг и оценка себя как умеющего дружить. Принятие сверстниками и идентификация с группой является наиболее острой проблемой в подростковом возрасте. Для молодых людей потребность в принятии сверстников значительно превышает потребность в самооценке. Поэтому основная задача подростка – создать референтную группу, которая бы его удовлетворяла [8, с. 323].
Для младших подростков характерна легкая раздражительность, резкие перепады настроения и переживаний. Подросток может лучше контролировать выражение своих эмоций, чем младший ученик. В определенных ситуациях он может скрывать страх, тревогу и грусть под маской безразличия. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями) подросток может проявлять очень импульсивное поведение. Иногда после серьезной обиды он может сбежать из дома и даже попытаться покончить жизнь самоубийством.
Чувствительность к суждениям посторонних о внешности, способностях и навыках сочетается у подростков с чрезмерным высокомерием и безапелляционными суждениями других. Сентиментальность иногда сосуществует с явной черствостью, патологической застенчивостью – с хвастовством, желанием быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьбой с властями, общепринятыми правилами и широко распространенными идеалами – с обожествлением универсальных идолов и чувственными фантазиями – с сухим философствованием.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
2.1 Основные подходы к пониманию понятия "переживание" в психологии и психотерапии
Л.С. Выготский, учитывая характер и функции переживаний, не мог обойти вниманием проблему развития переживаний в онтогенезе. Он определил психологическое содержание переживания как единицу сознания, а так же как единицу для изучения личности и окружающей среды. Автор считал, что переживания и возрастной кризис связаны: «суть любого кризиса – это перестройка внутреннего переживания, перестройка, основанная на изменении основного импульса, определяющего отношение ребенка к окружающей среде, а именно изменения потребностей и побуждений, которые определяют поведение ребенка».
После перехода к половой зрелости меняется опыт. В отличии от детства, человек перестает играть. Но игра не исчезает, она превращается в подростковую фантазию. По словам Л.С. Выготского, подросток в своей фантазии переживает «непрожитую жизнь», в своей фантазии он впервые чувствует свой жизненный план. Толчок к столь фантастическому опыту «неизжитой жизни» приводит к неудовлетворенности сложившейся ситуацией, т.е. переживания.
Можно сказать, что развитие переживаний в онтогенезе идет по главному общему пути высших духовных функций – по пути культурно-исторического развития. На определенном этапе переживания приобретают рефлексивное понимание и переживание, и в результате человек может регулировать переживания. Он создает новый мир своих переживаний, который можно рассматривать как одну из новообразований подросткового возраста, и только в этом возрасте (благодаря усвоению понятий) становится возможной его систематизация, порядок и познание.
Анализируя концепцию Ф.Е. Василюка, можно выделить следующие позиции.
Жизненная задача личности, по мнению Ф. Василюка – смысл бытия, обретение душевного равновесия, умение достигать потребностей внутренней жизни (на уровне бытия). На уровне сознания это феноменологическое описание опыта. Общая цель – сделать жизнь более осмысленной.
Переживание – это процесс, движимый сознательной целью, зависящий от «внутренних потребностей» жизни («удовлетворение здесь и сейчас», реализация мотива действия, «порядок внутреннего мира», «самореализация»).
«Внутреннее» и «субъективное», с точки зрения Ф.Е. Василюка – душевное равновесие, осмысленность, спокойствие, осознание новых ценностей как продукт работы переживания.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛЮЧЕВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ 9-12 ЛЕТ
3.1 Организация эмпирического исследования
С целью изучения особенностей ключевых переживаний детей 9-12 лет нами было проведено исследование. Выборка составила 15 человек.
Объект исследования – особенности ключевых переживаний детей 9-12 лет.
Методы исследования: организационные методы (сравнительный); эмпирические методы: методика Д. Филипса, методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский), анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методы математической обработки данных: метод корреляции Спирмена.
Рассмотрим методику исследования:
Методика «Диагностика особенностей общения» (В.Н. Недашковский) (Приложение Б). Данная методика позволяет оценить коммуникативный потенциал. Процесс общения разделяется В.Н. Недашковским на повторяющиеся, идентичные по содержанию и структуре циклы. Каждый цикл общения в свою очередь разделен на четыре этапа, соответствующие последовательности операций, выполняемых с позиции «воспринимающего». Если бы отсчет выполняемых операций производился с позиции «обращающегося», то последовательность этапов общения в цикле могла быть другой: первый этап – восприятие и понимание собеседника; второй – третий этапы – построение межличностных границ (или создание межлиностной дифференциации); четвертый этап – обращения к собеседнику.
Опросник школьной тревожности Филлипса (Приложение А) – это стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для определения своеобразная школьной тревожности у учащихся 3-7 классов. Она направлена на изучение уровня и характера тревожности, которая проявляется в школьной среде у детей младшего школьного возраста.
Опросник школьной тревожности Б. Филлипса обладает рядом преимуществ:
– возможность выявить уровень тревожности в разных школьных ситуациях;
– возможность определить сферы внутришкольных отношений, где локализована тревожность;
– определение форм проявления школьной тревожности;
– возможность статистической обработки полученных данных.
К достоинствам методики также можно отнести его акцент на тревожности как одной диагностическом параметре, что является для психолога плодотворным фундаментом для тщательного анализа определенного эмоционального состояния школьника. В качестве другого достоинства выступает шкала физиологической сопротивляемости стрессу, которая служит основой, информативным показателем при выявление отдельных психологических феноменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предподростковый возраст – один из основных этапов в развитии эмоционально-волевой регуляции личности. За это время переживания становятся более глубокими, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к различным жизненным явлениям становится более постоянным и устойчивым. Л.С. Выготский называл этот период «литический», так как это ровный и плавный процесс развития. Этот возраст считается переходным этапом от детства к подростничеству. Д.И.Фельдштейн называет этот возраст возраст полу-возрастным. Он считает, детство уже ушло, но физическая, психическая и эмоциональная зрелость еще не наступила. Это отражается на всех сторонах развития подростка, то есть данный этап онтогенеза имеет свою динамику и особенности протекания.
Многие исследователи предподросткового возраста обнаруживают, что мотив всего предыдущего этапа развития изменился. Особенно ярко выражены изменения в отношении к учебной деятельности. Однако, как сообщает А.К. Маркова, в этот период происходит «угасание» положительного отношения к школе. Она считает это закономерно, поскольку «оно в значительной мере уже удовлетворено».
Общение со сверстниками особенно важно в раннем подростковом возрасте. В этом возрасте самый важный опыт для подростка – это близкий друг и оценка себя как умеющего дружить. Принятие сверстниками и идентификация с группой является наиболее острой проблемой в подростковом возрасте. Для молодых людей потребность в принятии сверстников значительно превышает потребность в самооценке. Поэтому основная задача подростка – создать референтную группу, которая бы его удовлетворяла.
Предподростковый возраст характеризуется определенным своеобразием как с точки зрения ситуации социального развития, так и в связи с особенностями развития познавательной, эмоциональной сферы воли в формировании личности ребенка. Это переходный период, начало возрастного кризиса; окончание предыдущего возрастного этапа и начало следующего с образованием соответствующих новообразований; изменение отношения к социальной среде; формирование новых личностных образований.
В психологии и психотерапии наиболее известны следующие понимания переживания:
– Переживание как отношение (Л.С. Выготский).
– Переживание как внутренняя деятельность (Ф.Е. Василюк).
– Переживание как свидетельство (Р.Д. Лэнг).
– Переживание как совокупность ощущений, эмоций, чувств и аффектов (распространённый взгляд, поскольку совпадает с бытовым описанием переживания).
1. Бондырева С. К. Переживание (психология, социология, семантика): учеб. пособие / С. К. Бондырева, 21 Д. В. Колесов. – М. : Издательство Московского психолого- социального института, 2007. – 160 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Психотерапия : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко. – СПб. : Питер, 2009. – 472 с.
3. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) / Ф. Е. Василюк. – М. : Смысл, 2005. – 191 с.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживаний / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 200 с.
5. Выготский Л.С. "Кризис семи лет", Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. – с. 433.
6. Вяткин Б.А. О системном анализе психических состояний / Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман // Новые исследования в психологии. – 1987. № 1. – С. 3–7.
7. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э Изард. – СПб. : Питер, 2002. – 464 с.
8. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2005. – 412 с.
9. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Москва [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.
10. Лэйнг Р. Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном / Р. Д. Лэйнг. – Львов : Инициатива, 2005. – 352 с.
11. Лэнгле Альфрид. Что движет человеком? Экзистенциально- аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. – М. : Генезис, 2006. – 235 с.
12. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология : учеб. пособие / Л. А. Пергаменщик. – Минск : Высш.шк., 2004. – 239 с.
13. Прохоров А. О. Психические состояния и их функции / А. О. Прохоров. – Казань, 1994. – 234 с.
14. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2001.– 480 с.
15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
16. Славутская, Е. В. Взаимосвязь индивидуально-психологических и личностных характеристик детей предподросткового возраста / Е. В. Славутская // Личность как предмет классической и неклассической психологии : материалы XIII Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского. – М. : РГГУ, 2012. – С. 133-139.
17. Славутская, Е. В. Интеллектуальный анализ данных психодиагностики школьников предподросткового возраста / Е. В. Славутская, В. С. Абруков, Л. А. Славутский // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 3. – С. 226-231.
18. Славутская, Е. В. Тендерные адаптационные особенности школьников предподросткового возраста / Е. В. Славутская // Сибирский учитель. – 2012. –№6. –С. 38-42.
19. Славутская, Е.В. Динамика взаимосвязи личностных качеств учащихся в предподростковом возрасте / Е. В. Славутская, Н. П. Данилова // Вестник Чувашского университета. – 2012. – № 2. – С. 219-224.
20. Словарь психолога-практика. Минск. : Харвест; М. : АСТ, 2001. – 976 с.
21. Собрание сочинений. История развития высших психических функций. Том 3 / Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. – 368