ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.2 Основные подходы к изучению субъективного благополучия
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СОТРУДНИКОВ IT-СФЕРЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и уровня субъективного благополучия у сотрудников IT-сферы
2.3 Практические рекомендации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На фоне социальных изменений, происходящих в нашем обществе, негативных тенденций, связанных со здоровьем населения, современный человек должен обладать интегральной характеристикой достижения им позитивного функционирования, которая субъективно переживается как удовлетворенность собой и собственной жизнью. Субъективное благополучие человека жизнью может быть вызвано разными обстоятельствами – личной и семейной безопасностью, материальным и семейным благополучием, достижением поставленных целей, самореализацией, наличием эффективных социальных контактов, хорошим здоровьем. Факторы удовлетворенности жизнью разнообразны и охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Субъективное благополучие современного человека обусловлена определенными личностными диспозициями, одной из которых является уровень эмоционального интеллекта. Человек, способный понимать и выражать эмоции, управлять ими, может достигнуть положительных психических состояний.
Эмоциональный интеллект как способность тщательно постигать эмоции и эмоциональные знания, оценивать и выражать свои эмоции, а также управлять ими, способствует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Уровень его развития может отражаться на переживании благополучия или неблагополучия личности.
Проблема субъективного благополучия в современной психологии является достаточно разработанной. Изучением проблемы субъективного благополучия занимались многие отечественные (Р.Т. Алимбаева, Н.А. Батурин, А.В. Воронина, P.M. Шамионов, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, О.С. Ширяева и др.) и зарубежные ученые (Н. Брэдбурн, Э. Диннер, К. Рифф, М. Селигман, Х. Фридман и др.).
Эмоциональный интеллект изучали отечественные (И.Н. Андреева, В.Н. Дружинин, А.И. Маклакова, В.С. Юркевич) и зарубежные (Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер) психологи.
В последние годы широко распространяются профессии в сфере информационных технологий. Профессиональная деятельность сотрудников IT-сферы достаточно разнообразна и определяется профилем специалиста. Вместе с тем, специалисты, работающие в IT-сфере, обычно работают в команде, потому они должны обладать способностями понимать эмоции других людей, а также управлять своими, чтобы обеспечить качественное выполнение своих задач. Кроме того, IT-специалисты, как и все остальные, сталкиваются с проблемами и сложными задачами в своей работе, переживание которых отражается на их субъективном благополучии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
Понятие «эмоциональный интеллект» впервые ввел в психологию X. Гарднер в 1983 г. Психолог предположил, что существует не один вид интеллекта, который положительно влияет на жизнедеятельность человека, среди которых – эмоциональный. Позднее Г. Гарднер сформулировал теорию множественных интеллектов, где указывает на наличие внутриличностного и межличностного интеллекта. Внутриличностный интеллект понимается автором в качестве доступа к своей эмоциональной жизни, к собственным эмоциям: способность быстро различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением. Под межличностным интеллектом психолог понимал способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей [2, с. 25].
Первые экспериментальные данные этого психологического конструкта нашли свое отражение в работах таких психологов как Дж. Майер (1995) и П. Селовей (2001) Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Ю. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена, которые выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. При этом, каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [22, с. 209]. Предложенная авторами четырехкомпонентная, иерархичная модель эмоционального интеллекта включает следующие компоненты:
– восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Эта «ветвь» - компонент представляет собой способность воспринимать, определять эмоции, замечать факт наличия эмоции. Кроме того, адекватное, точное выражение эмоций, а также способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций;
– фасилитация мышления. Способность вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Эмоции способны оказывать влияние на важную информацию. Разные эмоциональные состояния оставляют свои отпечатки при решении конкретных проблем, задач.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У СОТРУДНИКОВ IT-СФЕРЫ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня субъективного благополучия у сотрудников IT-сферы нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и уровня субъективного благополучия у сотрудников IT-сферы с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ООО «__________________________________». В исследовании приняли участие 34 сотрудника в возрасте 20-40 лет.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и уровнем субъективного благополучия у сотрудников IT-сферы.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл) [15].
Цель: выявление уровня эмоционального интеллекта, способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Опросник включает 30 утверждений и содержит 5 шкал:
– эмоциональная осведомленность;
– управление своими эмоциями;
– самомотивация;
– эмпатия;
– распознавание эмоций других людей.
Испытуемым предлагается оценить ряд утверждений по степени того, насколько точно они отражают разные стороны их жизни (от -3 до +3 баллов). Обработка данных осуществляется с помощью ключа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что понятие эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии рассматривается в рамках различных моделей. Зарубежные психологи под эмоциональным интеллектом понимают совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик, отражающих способность индивида к осознанию, принятию и регулированию эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. Отечественные психологи при рассмотрении эмоционального интеллекта делают акцент на его составляющих как основы благоприятного эмоционального состояния и успешного построения межличностных отношений. Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и применять эту информацию для направления мышления и действий.
В современной психологии субъективное благополучие в психологической науке рассматривается как позитивное функционирование личности, переживание удовлетворенности собственной жизнью, системное качество индивида, в основе которого лежит психологическое здоровье, а также как интегративное относительно устойчивое переживание, на которое оказывают влияние различные сферы жизнедеятельности. Субъективное благополучие рассматривается в качестве условия реализации потенциальных возможностей и способностей личности. Основным составляющими субъективного благополучия являются: положительные отношения с другими, автономия, управление окружением, личностный рост, цели жизни, самопринятие.
1. Алимбаева, Р. Т. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью / Р. Т. Алимбаева, А. У. Мартаева // Инновационная наука. – 2016. – № 3. – С. 142–143.
2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
3. Бочарова, Е. Е. Теоретико-концептуальные основания исследования проблемы субъективного благополучия / Е. Е. Бочарова // Вестник МГОУ. – 2012. – № 2. – С. 38-44.
4. Будакова А. В. Эмоциональный интеллект как условие развития самодетерминации / А. В. Будакова // Психология индивидуальности : материалы научной конференции. – М. : Логос, 2012. – С. 41–42.
5. Воронина, А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровнего анализа / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 2. – С. 147–151.
6. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М. : «АСТ МОСКВА», 2013. – 478 с.
7. Григорьев, С.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревожности у студентов-психологов / С.А. Григорьев // Известия высших учебных заведений. – 2016. – № 2. – С. 106–118.
8. Комарова, А. И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития / А. И. Комарова // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 4. – С. 23–26.
9. Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях / А. В. Кужильная // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2015. – № 1. – С. 83–86.
10. Кулик, А. А. Субъективное благополучие молодежи (на примере студентов первых и выпускных курсов) / А. А. Кулик, А. А. Акимова // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. – 2016. – Т. 11, № 2. – С. 170–177.
11. Лепешинский, H. H. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 24–27.
12. Лёшенко, А. А. Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими особенностями личности / А.А. Лёщенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов : Грамота, 2013. – № 2. – С. 104–107.
13. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.
14. Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся / М. А. Манойлова. – Псков : ПГПИ, 2004. – 140 с.
15. Методика «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 57–59.
16. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект : концепции, модели, диагностика : Монография / Е. С. Михайлова. – Санкт-Петербург: изд-во СПбГУ, 2007. – 266 с.
17. Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект : концептуализация феномена: основные функции : монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
18. Пахоль, Б. Е. Субъективное и психологическое благополучие: современные и классические подходы, модели и факторы / Б. Е. Пахоль // Украинский психологический журнал. – 2017. – № 1. – С. 80–104.
19. Рикель, А. М. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах / А. М. Рикель, А. А. Туниянц, Н. Батырова // Вестник Московского университета. – 2017. – № 2. – С. 63–68.
20. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Пер. с англ. – М. : «София», 2006. – 368 с.
21. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 105–114.
22. Степанов, И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта / И. С. Степанов // Вестник ЧГПУ. – 2012. – № 1. – С. 205–212.
23. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. канд. психол. наук / П. П. Фесенко. – М., 2005. – 24 с.
24. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) / P. M. Шамионов // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 143–148.
25. Шнайдер, М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта / М.И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 2. – С. 58–64.