Социально-педагогическая профилактика химических зависимостей в подростково-молодежной среде
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическая профилактика химических зависимостей в подростково-молодежной среде»
по дисциплине: «Социальная педагогика»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическая профилактика химических зависимостей в подростково-молодежной среде
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная педагогика
Организация: Средняя школа №1, ГУО (г. Мозырь)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры листов, буклетов и памяток.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мероприятие «Курить – здоровью вредить».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1 Химическая зависимость в подростково-молодежной среде как социально-педагогическая проблема
1.2Подходы, модели профилактики химической зависимости в подростково-молодежной среде
1.3 Социально-педагогическая профилактика химической зависимости в подростково-молодежной среде как частная социально-педагогическая технология
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
2.1 Социально-педагогическая диагностика склонности к употреблению ПАВ у подростков
2.2 Реализация программы социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде
2.3 Оценка эффективности программы социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Психоактивное вещество – это любое химическое соединения естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния. К психоактивным веществам относят: наркотики, некоторые лекарственные средства, токсические средства (клей, бензин), алкоголь и табак. Средний возраст начала табакокурения составляет 10-11 лет, употребления алкоголя – 12 лет, употребление наркотиков – 14 лет. Очевидно и то, что с каждым годом снижается возраст начала употребления ПАВ. Разовое употребление некоторых видов ПАВ, например, наркотиков, влияет на организм необратимо: происходит задержка развития социальных и трудовых навыков, наблюдается развитие уклонения от жизненных проблем (безучастность к «обычной жизни»), эгоцентризм, самоуничтожение и отчуждение. Единожды попробовав наркотики подростам крайне сложно остановиться.
Таким образом, тот факт, что подростки в Республике Беларусь употребляют психоактивные вещества, ни для кого не секрет, но информация о существовании этой проблемы на наш взгляд не получила широкого распространения и должного развития в обществе. Отсутствие всеобъемлющей информации о масштабах и причинах их употребления является препятствием для решения этой проблемы. Недостаточная осведомленность о проблеме употребления психоактивных веществ среди подростков и отсутствие специальной подготовки социальных педагогов, медицинских работников и смежных специалистов по распознаванию признаков употребления психоактивных веществ являются препятствием для эффективной социальной и образовательной профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков.
Таким образом, мы видим, что проблема социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде представляется нам чрезвычайно актуальной.
Цель исследования – разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога социального по социально-педагогической профилактике химической зависимости в подростково-молодежной среде.
Объект исследования – профилактика химических зависимостей.
Предмет исследования – организация социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
1.1 Химическая зависимость в подростково-молодежной среде как социально-педагогическая проблема
Во второй половине 20 века в советском обществе и даже в медицинской литературе был широко распространен термин «вредные привычки», который в основном означал «злоупотребление» алкоголем и табаком. На смену ему постепенно пришли термин «зависимость» и его синоним «аддикция», введенные два столетия назад известным врачом США Бенджамином Рашем [8, с. 54].
Термины «аддикция» и «аддиктивное поведение» относятся к конкретным типам психологических явлений [3, c. 17]. По Д. Р. Меерсу «аддикция – это следствие извращения нормальности» [4, с. 164].
Л. М. Доддс определяет аддикцию как компульсивно побуждаемую активность, характеризующуюся интенсивностью и неослабевающим упорством, относительной потерей автономии Эго (включая способность реагировать на факторы реальности и функции заботы о себе) [4, с. 164].
Советские ученые вредные пристрастия называют зависимостью. В 1957 году Экспертная Комиссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по веществам, вызывающим зависимость, дала следующее определение зависимости. Наркотическое (лекарственное) вредное пристрастие -периодическая хроническая интоксикация, возникающая в результате многократного употребления наркотического или лекарственного вещества (природного или синтетического) [9, c. 523].
Аддиктивное поведение – «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций» [3, c. 21].
Суть аддиктивного поведения заключается в уходе от реальности путем изменения состояния психики. Объекты зависимости: психоактивные, психотропные и наркотические вещества; пища; игры; интернет; секс; религия и религиозные культы.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
2.1 Социально-педагогическая диагностика склонности к употреблению ПАВ у подростков
В первой главе мы теоретически обосновали важность проведения социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде (на примере употребления табачных и никотиносодержащих изделий).
Цель экспериментальной работы: разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога социального по социально-педагогической профилактике химической зависимости в подростково-молодежной среде.
Задачи опытно-экспериментальной работы:
- провести диагностику склонности к употреблению к употреблению ПАВ у подростков;
- принять меры по снижению химической зависимости у подростков (на примере употребления табачных и никотиносодержащих изделий);
- разработать и экспериментально проверить программу социально-педагогической профилактики химических зависимостей в подростково-молодежной среде (на примере употребления табачных и никотиносодержащих изделий).
Этапы опытно-экспериментальной работы:
- констатирующий этап: осуществление первичной диагностики склонности к употреблению ПАВ у подростков.
- формирующий этап: реализация программы социально-педагогической профилактики употребления ПАВ в подростково-молодежной среде.
- контрольный этап: выявление динамики склонности к употреблению ПАВ у подростков.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Белыничи». Исследование было проведено в 10 классе с детьми в возрасте 15-16 лет в количестве 20 человек; из них 11 мальчиков и 9 девочек.
В ходе диагностического исследования были использованы следующие диагностические методики:
1. Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ (Кулинич Г.Г.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психоактивные вещества (ПАВ) – любое вещество, способное при однократном приеме изменять психическое состояние человека (настроение, самоощущение, восприятие окружающего), физическое состояние, поведение и другие психофизические эффекты, при систематическом приеме способно вызывать психическую или физическую зависимость. К психоактивным веществам относят: наркотики, некоторые лекарственные средства, токсические средства (клей, бензин), алкоголь и табак. Выделяют определённые группы факторов риска приобщения несовершеннолетних к употреблению ПАВ: биологические, психологические, макросоциальные, микросоциальные семейные и микросоциальные в образовательном учреждении.
Профилактика – это комплекс профилактических мероприятий для поддержания и укрепления нормального состояния выделяют следующие современные подходы к профилактике злоупотребления психоактивных веществ: информационный подход, подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении, подход, основанный на учёте роли социальных факторов, подход, основанный на формировании жизненных навыков, подход основанный на альтернативной наркотикам деятельности, подход, основанный на укреплении здоровья, позитивно-ориентированный подход в профилактике злоупотребления. На сегодняшний день существуют разные модели профилактики употребления табачных и никотиносодержащих изделий в подростково-молодежной среде: образовательная модель, медицинская модель, психосоциальная модель, информационная модель, модель фактических знаний, модель поведенческих навыков, конструктивно-позитивная модель.
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Социально-педагогическая профилактика представляет собой комплексное воздействие на социальную среду, разработку системы продуктивного воспитания, базирующегося на построении оптимальной ситуации для развития ребенка и оказание поддержки в его самореализации и проявлении активности в различных сферах деятельности.
Цель опытно-экспериментальной работы – разработать, внедрить и апробировать программу деятельности педагога социального по социально-педагогической профилактике химической зависимости в подростково-молодежной среде.
В экспериментальной работе мы использовали следующие диагностические методики: «Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ», «Тест на определение зависимости от никотина». Данные диагностические методики были проведены с целью выявления уровня зависимости подростков от табачных и никотиносодержащих изделий у подростков.
1. Аксючиц, И.В. Профилактика табакокурения среди подростков / И. В. Аксючиц // Психологический журнал. – 2008. – №4. – С. 82-85.
2. Александров, А. А. Профилактика курения: роль и место психолога / А. А. Александров, В.Ю. Александрова // Вопросы психологии. – 1999. – №4. – С. 35-42.
3. Алферов, Б. В. Наркотики и человек / Б. В. Александров. – Москва : Луч, 1997. – 230 с.
4. Баранов, А.А. Табакокурение детей и подростков : гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, И.В. Звездина. – Москва : Литтерра, 2007. – 216 с.
5. Белова, В.А. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательной среде. – Москва, 2002. – 112 с.
6. Белогуров, С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех / С.Б. Белогуров. – Санкт-Петербург: Изд-во «Лань», 1998. – 340 с.
7. Битенский, В.С. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков / В.С. Битенский // Психологические исследования и психотерапия в наркологии. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1989. – С. 45-60.
8. Богданович, О.Н. Здоровый образ жизни: внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров общеобразовательных учреждений / О.Н. Богданович. – 2-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2009. – 108 с.
9. Вайнер, Э.Н. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде / Э.Н. Вайнер // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 1 (175). – С. 32-41.
10. Губин, Д.Г. Методы оценки табачной зависимости / Д.Г. Губин, А.Н. Калягин // Сибирский медицинский журнал. – 2011. – №8. – С.121-124.
11. Кавиева, В.В. Влияние психоактивных веществ на организм человека / В.В. Кавиева // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 4 (178). – С. 25-31.
12. Камерон, Д. Некоторые проблемы изучения зависимости от наркотических веществ / Д. Камерон // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. – 1971. – С. 520-623.
13. Карпов, А.М. Самозащита от курения : образоват.-воспитат. основы профилактики и психотерапии курения / А.М. Карпов, Г.З. Шакирзянов. – Казань : Центр инновац. технологий, 2005. – 35 с.
14. Колесов, Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – Москва : Медицина, 1982. – 340 с.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва : Просвещение, 1989. – 255 с.
16. Короленко, А.П. Мотивы аддиктивного поведения у наркоманов // Психологическая наука и практика. – Тезисы докладов к научно-практич. конференции. 17-19 июня 1987. – Новосибирск, Изд-во НГПИ. – С. 326-329.
17. Лалаянц, К. Дорогое удовольствие (о курильщиках) / К. Лалаянц // Наука и жизнь. – 1996. – № 10. – С. 80-83.
18. Леонова, Н.М. Организация работы в учреждениях образования по профилактике табакокурения / Н.М. Ленова // Социально-педагогическая работа. – 2008. – №2. – С. 57-61.
19. Личко, А.Е. Подростковая наркология / А.Е. Личко. – Москва : Медицина, 1991. – 240 с.
20. Лукачев, Г.Л. Одурманивающие средства в подростковой среде / Г.Л. Лукачев // Социологические исследования. – 1990. – № 4. – С. 80-85.
21. Ляхович, А.В. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий (токсикоманий) / А.В. Ляхович // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2011. – № 6 (180). – С. 50-54.
22. Мазниченко, М.А. Профилактика социальных зависимостей : учим подростков управлять личным временем / М.А. Мазниченко // Народное образование. – 2014. – № 5. – С. 213-220.
23. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. Пособие / Н.Ю. Максимова. – Ростов на Дону : Феникс, 2000. – 240 с.
24. Матвеев, В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников: кн. для учителя. – Москва : Медицина, 1987. – 240 с.
25. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://mkb-10.com/.
26. Науманн, Ф. Курение без вреда для здоровья / Ф. Науманн. – Москва : Изд-во РГПУ, 2001. – 159 с.
27. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. – Москва : Академия, 1996. – 496 с.
28. Позняков, В.П. Социально-психологическое исследование отношения к табакокурению / В.П. Позняков, В.Л. Хромова. – Москва : Изд-во Московского гуманитарного университета, 2010. – 180 с.
29. Позняков, В.П. Отношение к табакокурению у курящих и некурящих мужчин и женщин // В.П. Позняков, В.Л. Хромова // Проблема отношений в жизнедеятельности человека: сборник материалов межрегион. научно-практ. конф. – Владимир, 2004. – С. 210-213.
30. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – Изд-во «Самарский университет», 2002. – 206 с.
31. Профилактика и освобождение от табакокурения детей и подростков: сборник авторских программ и практических рекомендаций для средних учебных заведений / О.В. Винда [и др.]. – Москва : Владос, 2006. – 249 с.
32. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 237 с.
33. Распространенность курения: Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья / С.А. Шальнова [и др.]. – Москва : «Ось-89», 2008. – 49 с.
34. Сахарова, Г.М. Противодействие табачной эпидемии – сохранение здоровья людей / Г.М. Сахарова // Профилактическая медицина. – 2010. – №6. – С.3-7.
35. Сизанов, А.Н. Психолого-педагогические и интеракивные методики обучения здоровому образу жизни / А.Н. Сизанова. – Минск : 2001. – № 3. – С.4-8.
36. Скворцова, Е.С. Профилактика потребления алкоголя среди учащихся средних школ. Методические рекомендации / Е.С. Скворцова. – Москва : Медицина, 1991. – 210 с.
37. Сушков, И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе / И.Р. Сушков. – Москва : «Институт психологии РАН», 2008. – 385 с.
38. Уткина, И.Ю. Риски возникновения химической зависимости у подростков / И.Ю. Уткина. – Москва, 2015. – 16 с.
39. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Т.В. Шипунова. – Москва : Академия, 2011. – 240 с.
40. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова. – Москва : Педагогика, 1998. – 180 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры листов, буклетов и памяток.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Мероприятие «Курить – здоровью вредить».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты