ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
1.2 Ценностные ориентации как предмет психологического исследования
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2. СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
2.1 Психофизиологическая характеристика студенческого возраста
2.2 Особенности ценностных ориентаций у студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.
Социально-экономические преобразования, которые происходят в последние годы, обусловили существенные изменения в системе высшего образования. Современные условия предъявляют особые требования к формированию ценностных ориентаций выпускников высших учебных заведений. Успешная работа в этом направлении во многом зависит от ценностных ориентиров образования в целом и от наиболее значимых общеличностных и профессиональных ценностей преподавателей высших учебных заведений. Как отмечает А.А. Факторович: «Судьба отдельного студента и самых дерзких образовательных реформ решается в конкретных вузовских аудиториях и зависит от порядочности, добросовестности, профессионализма преподавателей, от тех ценностных приоритетов, которые определяют их педагогическую деятельность» [29, c. 14]. Проблема изменения ценностных ориентаций приобретает особую значимость для преподавателей, профессиональное становление которых проходило в условиях традиционной модели обучения. Преподаватели высшей школы все чаще сталкиваются со сложностями в обучении и взаимодействии со студентами, связанными с разрывом в ценностях и культуре. В свете вышесказанного изучение ценностных ориентаций преподавателей учреждений высшего образования в контексте психологии поколений соответствует новой стратегии психологических исследований
Студенческий возраст благоприятен для профессиональной подготовки и обучения: психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, чувства) и физические функции находятся на пике развития. Однако для эффективности педагогического процесса важным представляется сохранение физического и психологического здоровья у всех субъектов образовательного процесса, в частности студентов.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время проблема ценностных ориентаций студентов решена далеко не в полной мере. Будущее поколение – основа успешности государства. Выбор профессии накладывает отпечаток на ценностную сферу, в то же время ценностные ориентации влияют на выбор профессии. Тем самым обусловлена важность изучения ценностных ориентаций студентов специальностей естественного и гуманитарного профилей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к определению ценностей в современной психологии
Система ценностных ориентаций – основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.
В зарубежной психологии понятие ценностей изучено широко. В. Франкл считал, что ценности индивида – это "универсалии смысла", то есть смыслы, присущие большинству членов общества, всему человечеству на протяжении всего его исторического развития. По мнению В. Франкла, субъективная значимость ценности должна сопровождаться принятием ответственности за ее реализацию [24, c. 64].
С. Шварц и В. Бильский выделяют три группы потребностей: биологические (витальные) потребностей; взаимодействия, необходимого для межличностной координации; и социальные потребности для группового благополучия и выживания. В австрийской школе психологии (А. Мейнонг, Х. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности – исключительно субъективный феномен. Согласно Х. Эренфельсу, ценность объекта –это желательность, которая определяется как возможность получения удовольствия [7, c. 38].
В гуманистической психологии изучение жизненных ценностей получило особое развитие. А. Маслоу, говоря о естественности внутренних "психобиологических" ценностей, подчеркивает, что «любые инстинктивные тенденции человека гораздо слабее сил цивилизации». В то же время он также, как и К. Роджерс, видит "жизненно важную" роль психолога в актуализации, "пробуждении" внутренних ценностей личности [18, c. 45].
Г. Олпорт, подчеркивал, что источником большинства личностных ценностей является нравственность общества, и выделил ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами, – любознательность, эрудированность, коммуникабельность и др. Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они действуют как средства, условия для достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Г. Олпорт пишет: «ценность, в моем понимании, – это своего рода личностный смысл. Ребенок осознает ценность, когда значение имеет для него фундаментальное значение» [17, c. 65].
К. Роджерс считает, что внутренние и внешние ценности формируются или принимаются, если воспринимаются, «физиологическим аппаратом» как способствующие сохранению и укреплению организма — «именно на этом основании усваиваются взятые из культуры социальные ценности». Роджерс упоминает и о необходимости осознания возникающих переживаний как основе ценностных представлений [19, c. 84].
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЕСТЕСТВЕННОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
2.1 Психофизиологическая характеристика студенческого возраста
Студенческий возраст – это стадия онтогенетического развития от 17–18 до 22–23 лет, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с овладением профессией и вхождением во взрослую жизнь [4, с. 90]. Согласно возрастным классификациям, студенчество совпадает с юношеским возрастом.
Юноша вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». Это приводит к тому, что эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания [5, с. 151].
С фазами биологического созревания у юношей совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес [13, c. 53].
В юношеском возрасте происходят существенные изменения в познавательной сфере человека. Многими психологами этот возрастной этап считается расцветом познавательной сферы. Характерными особенностями юношей являются интенсивное накопление фонда знаний, быстрое интеллектуальное развитие, коренной перелом в способах мышления, потребность в приобретении знаний, формирование разносторонних познавательных интересов, потребностей [10, c. 75].
По данным Я.А. Пономарева, пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Следовательно, юношеский возраст можно рассматривать как расцвет мыслительной деятельности человека. Содержанием познавательной деятельности юношей является человеческая культура, трансформируемая в их сознании на основе значимых стратегий преобразовательной деятельности. При этом продуктивность познавательной деятельности является многомерным феноменом, суть которого представляют определенные изменения в волевой, интеллектуальной, эмоционально-чувственной сферах субъекта познания [21, c. 78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме ценностных ориентаций в современной психологии показал, что проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики. Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса.
Рассмотрены ценностные ориентации как предмет психологического исследования. Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, она представляет собой сложную, многоуровневую и внутренне неоднородную структуру. Отдельные уровни или «пласты» системы ценностных ориентаций личности развиваются во время индивидуального развития. Фиксация на какой-либо из стадий развития обусловливает доминирование соответствующего уровня ценностной системы. Относительная устойчивость иерархии мотивов личности обусловливает и относительную устойчивость ценностных ориентаций. Однако под влиянием смены ведущих мотивов при изменении социальных условий жизни человека, например, изменении социального статуса, смене профессии и т.п., ценностные ориентации претерпевают существенные изменения. Эти изменения затрагивают не столько совокупность самих ценностей, сколько их структуру — взаимное иерархическое соотношение их значимости: одни ценности приобретают более высокий ранг, другие снижаются в своей значимости. Ведущая роль в формировании ценностных ориентаций отводится трудовой деятельности. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для широкой общности людей, коллектива, т.е. как социально ценный, и притом как имеющий положительную ценность. Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности её результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности.
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности/ В.Г. Алексеева // Психологический журнал. - 1984. - Т.5. - № 5. - С. 63-7
2. Альбуханова- Славская, К.А. Стратегия жизни/ К.А. Альбуханова- Славская. – М: Мысль, 2016. – 158 с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В.Г. Асеев. – М: EE Медиа, 2014. – 159 с.
4. Балданова, Е.А. Особенности ценностных ориентаций студентов технического и гумманитарного вузов/ Е.А. Балданова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - № 3. – 2018. – С. 54-56
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2016. – 400 с.
6. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь// Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 98-101
7. Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система/ С.С. Бубнова // Психологический журнал. —1999.— № 5.—С.38-44.
8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)/ Ф.Е. Васильк. —М.: Изд-во МГУ, 2014.—200 с.
9. Воронкова, Е.С. Проблема формирования ценностных направлений в процессе профессионального образования/ Е.С. Воронкова // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. – No2. – С.4
10. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха//Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2016.- С.256-269
11. Дубов, И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи/ И.Г. Дубов // Базовые ценности россиян: социальные установки, жизненные стратегии, символы, мифы. — М.: Дом интеллект. кн., 2013. — С. 182
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 480с.
13. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М: Просвещение, 1982. – 207с.
14. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд/ Д.А. Леоньев. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
15. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология / Л.В. Марищук, С.Г. Иващенко, Т.В. Кухнецова. – Минск: БГУФК, 2010. – 231с.
16. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М: Академия, 2010. - 199 с.
17. Олпорт, Г. Становление личности/ Г. Олпорт. – М: Смысл, 2012. – 464 с.
18. Пенкрат, К.В. Ценностные ориентации как основные детерминанты современного общества/ К.В. Пенкрат, К.С. Шипилькевич// Социальная защита и реабилитация личност. – №с 2. – 2017. – С. 45-48
19. Петрухина, С.Р. Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки/ С.Р. Петрухина// Психолог. – 2017. – № 4. – С. 10 - 20.
20. Пищик, В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности / В.И. Пищик // Социальная психология и общество. – 2011. –No2. C. – 80–88.
21. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие/ Я.А. Пономарев. – М: Просвещение, 2007. – 264с.
22. Сиврикова, Н.В. Проблемы изучения поколений в психологии / Н.В. Сиврикова // Культурно-историческая психология. –2015. –Т. 11. – No 2. – С.102.
23. Сульчинская, Э.Э. Особенности ценностных ориентаций преподавателей вузов / Э.Э.Сульчинская // Педагогика и психология образования. – 2014. – No 4. – С. 98-101.
24. Франкл, В. В поисках смысла/ В. Франкл. – М: Прогресс, 1990. – 435 с.
25. Хусаинова, Р.М. Особенности жизненных ценностей студентов гуманитарного и технического направлений вузов / Р.М. Хусаинова, А.Б. Анисимова // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи современной России Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - Самара, 26-27 сентября 2013. – С. 54-56
26. Человек и его работа / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рогожина, В.А. Ядова. – М: АСТ, 2016. – 352 с.
27. Шубаро, О.В. Ценностные ориентации иностранных студентов, обучающихся в Белорусском государственном университете/ О.В. Шубаро// Диалог культур в эпоху глобальных рисков: материалы Международной научной конференции и X научно-теоретического семинара «Инновационные стратегии в современной социальной философии», Минск, 17-18 мая 2016. - В 2 ч. Ч. 2. - Минск: БГУ, 2016. - С. 703-706.
28. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 2010. – 560 с.
29. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ В.А. Ядов. - М. : ЦСПиМ, 2013. — 376 с.
30. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 204 с.