ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Подходы к определению синдрома эмоционального выгорания в психологии
1.2 Социально-психологические особенности личности как фактор эмоционального выгорания
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается рост числа людей, подверженных негативному влиянию профессиональной деятельности, которая занимает важное место в жизни человека. Многие специалисты, особенно представители коммуникативных профессий, испытывают негативно окрашенное психологическое состояние, которое характеризуется психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации. Речь идет о синдроме эмоционального выгорания, которые отрицательно сказывается на личности специалиста, успешности его профессиональной деятельности.
Современные ученые согласны в том, что профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несет потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания. Так, К.А Дубиницкая в своей работе отмечает значительную роль социально-психологических факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у представителей педагогических специальностей, в частности, у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений [7, с. 2].
Особый интерес представляет изучение взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности у педагогов детского сада. Профессия педагога дошкольного образовательного учреждения относится к профессии типа «человек – человек». Эта профессия характеризуется высокой степенью эмоциональных переживаний, которые специалист испытывает в процессе профессиональной деятельности. От психологического здоровья педагога детского сада во многом зависит психологическое здоровье детей.
На возникновение синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние различные факторы, как объективные, так и субъективные. На роль личности специалиста в возникновении синдрома эмоционального выгорания указывали немногие ученые (М.В. Агапова, М.А. Гордеева, О.Ю. Дрожалкина).
Синдром эмоционального выгорания изучали многие зарубежные (Э. Пайнс и Э. Аронсон, К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман и Е.А. Хартман, К. Чернисс и др.), российские (В.В. Бойко, Н.Е. Водовьянова, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк и др.) и белорусские ученые (Т.А. Исакова, Т.В. Кецко, А.В. Ракицкая, Ж.В. Рзаева, Е.А.Трухан, М.М. Скугаревская и др.).
Однако, проблема изучения взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в современной психологии остается недостаточно изученной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
1.1 Подходы к определению синдрома эмоционального выгорания в психологии
Эмоциональное выгорание является одной из важных проблем в психологической науке на протяжении десятилетий. Начиная с 70-х гг. XX в. велись дискуссии о трактовке понятия «эмоционального выгорания», его генезиса, закономерностей развития симптомов, влияния данного феномена на эффективность профессиональной деятельности [12, с. 181].
В зарубежной психологии существуют результирующие, процессуальные, стадиальные объяснительные модели эмоционального выгорания специалиста. Отечественные теории эмоционального выгорания трактуют понятие согласно позиций структурного и системных подходов, что не идет в разрез с зарубежными представлениями о феномене «эмоционального выгорания». На современном этапе изучения синдрома эмоционального выгорания большинство авторов рассматривает его или в качестве долговременной реакции на стресс, или как долговременную стрессовую реакцию, или синдрома, возникающего вследствие продолжительного профессионального стресса. Другие исследователи определяют феномен с другой позиции: как психологический механизм защиты на избранные психотравмирующие воздействия [5, с. 246].
В рамках одномерной модели эмоционального выгорания Э. Пайнс и Э. Аронсон рассматривают эмоциональное выгорание как состояние эмоционального, когнитивного и физического истощения, инициированного продолжительным пребыванием в эмоционально перегруженных обстоятельствах. В качестве основной причины здесь выступает эмоциональное истощение, а остальные аспекты проявления дисгармонии поведения и переживаний являются лишь его последствием. Считается, что «выгоранию» подвержены профессии не только социальной направленности. А. Пайнс пришла к тому, что, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. При этом выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний [22, с. 431].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
2.1 Организация и методика исследования
С целью выявления взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад №1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 педагогов в возрасте 25-40 лет со стажем работы 3-15 лет.
В основе исследования лежало предположение о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и социально-характеристик характеристик личности педагогов детского сада.
Методики исследования:
1. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко [2].
Цель: выявление стадий и симптомов эмоционального выгорания.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».
Опросник содержит 84 вопроса, на каждый из которых необходимо ответить «да» или «нет». В соответствии с ключом обработка полученных показателей осуществляется следующим образом: подсчитывается сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания; сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования эмоционального выгорания.
2. Методика определения направленности личности Басса [16].
Цель: диагностика направленности личности.
Шкалы методики:
Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, склонность к соперничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что синдром эмоционального выгорания представляет собой профессиональный феномен, состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся, прежде всего, в профессиях социальной сферы. Эмоциональное выгорание тесно связано с психологическими особенности личности, с восприятием личностью собственной социальной компетентности и продуктивности в межличностном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности и возникает на фоне длительного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания в своем развитии проходит три фазы: напряжение, резистенция и истощение.
Важнейшим фактором синдрома эмоционального выгорания являются социально-психологические особенности личности. Основными социально-психологическими характеристиками, способствующими возникновению эмоционального выгорания, являются: конформность и подозрительность в отношениях, склонность к самообвинению, коммуникативная толерантность, трудовая мотивация, неудовлетворительные условия труда, морально-психологический климат коллектива, система морального стимулирования, недостаточная социальная поддержка.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что у педагогов детского сада сложился симптом «Эмоциональный дефицит». У педагогов также складываются симптомы Неудовлетворенность собой», «Загнанность в клетку», «Тревога и депрессия», «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «Эмоционально-нравственная дезориентация», «Расширение сферы экономии эмоций». У педагогов детского сада в структуре синдрома эмоционального выгорания выражена фаза истощения, что свидетельствует о выраженным падении общего энергетического тонуса и ослаблении нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности педагогов детского сада. Установлено, что большая часть педагогов детского сада характеризуется направленностью на дело, что свидетельствует об их заинтересованности в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела свое мнение, которое полезно для достижения общей цели.
В результате корреляционного анализа установлено, что педагоги, испытывающие неудовлетворенность собой, характеризуются направленностью на себя. Педагоги, проявляющие эмоциональный дефицит, характеризуются направленностью на общение. Педагоги, испытывавшие эмоционально-нравственную дезориентацию, не характеризуются направленностью на общение. Педагоги, проявлявшие неадекватное эмоциональное реагирование, характеризуются направленностью на дело. Педагоги, проявляющие редукцию профессиональных обязанностей, не характеризуются направленностью на дело. Следовательно, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь эмоционального выгорания и социально-характеристик характеристик личности педагогов детского сада, подтвердилась.
1. Агапова, М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.В. Агапова. – Ярославль, 2004. – 22 с.
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко – СПб. : Питер, 2004. – 235 с.
3. Буянкина, М.А. Проблема психического выгорания личности и организационная культура / М.А. Буянкина // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – № 3. – С. 47-51.
4. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2009. – 433 с.
5. Гордеева, М.А. Взаимосвязь индивидуальных, социально-психологических характеристик личности и особенностей эмоционального выгорания у государственных служащих / М.А. Гордеева, В.В. Константинов // Вестник университета. – 2014. – № 9. – С. 245-251.
6. Дрожалкина, О.Ю. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности выгорающих работников дошкольных образовательных учреждений / О.Ю. Дрожалкина, И.В. Малышев // Известия Саратовского университета. – 2012. – Вып. 3. – С. 28-31.
7. Дубиницкая, К. А. Социально-психологические факторы формирования и проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.А. Дубиницкая. – Москва, 2011. – 27 с.
8. Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2010. – Том 6, № 1. –С. 27–39.
9. Исакова, Т. А. Синдром профессионального выгорания во взаимосвязи с коммуникативной толерантностью у педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Исакова // Актуальные проблемы социальной психологии: сб. науч. Трудов. – Минск 2014. – С. 21-24.
10. Кецко, Т. В. Проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Т. В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология: Сб. науч. тр. Вып. 6. – Мн.: БГПУ, 2005. – С. 198-206.
11. Кецко, Т.В. Модели синдрома эмоционального выгорания / Т.В. Кецко // Возрастная и педагогическая психология : сборник научных трудов. – Мн. : БГПУ, 2007. – С. 294-303.
12. Князев, В.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической наук / В.Н. Князев // Вестник университета. – 2017. – № 5. – С. 181-189.
13. Костин, Е.Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения / Е.Ю. Костин // Педагогика и психология образования. – 2013. - № 2. – С. 40-44.
14. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. – № 2. – С. 3–11.
15. Малышев, И. В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. В. Малышев. – Москва, 2009. – 26 с.
16. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала и М. Кучера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera.
17. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 3. – С. 34-42.
18. Орел, Е.В. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / Е.В. Орел // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2005. – № 2. – С. 55-61.
19. Орел, Е. В. Синдром психического выгорания личности / Е. В. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
20. Плотникова, А. Н. «Факторы, способствующие развитию синдрома «Эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы / А. Н. Плотникова //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. – № 2. – С. 44-46.
21. Ракицкая, А. В. Влияние эмоционального интеллекта педагога на синдром его эмоционального выгорания / А. В. Ракицкая // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения : материалы I международной научно-практической конференции (Гродно, 17 апреля 2009 г.). – Гродно : ГрГУ, 2009. – С. 323-329.
22. Ракицкая, А.В. Синдром эмоционального выгорания как предмет социально-психологических исследований / А.В. Ракицкая // Современные компьютерные технологии в условиях информатизации образования: сб. науч. ст. – Минск, 2011. – С. 430-435.
23. Сидоров, П.А. Синдром эмоционального выгорания / П.А. Сидоров // Медицинская газета. – 2005. – №7. – С 16-21.
24. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревскя // Медицинские новости. – 2002. – № 7. – С. 3-9.
25. Трухан, Е. А. Синдром эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Е. А. Трухан, И. А. Фурманов // Адукацыя i выхаванне. – 2001. – № 5. – С. 29–36.