ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БРЕНДА БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Понятие и сущность культурного бренда
1.2 Белорусская живопись как культурный бренд
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ КАК КУЛЬТУРНОГО БРЕНДА
2.1 Концепция и имидж бренда
2.2 Продвижение бренда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке общество начинает все яснее осознавать, что будущее Беларуси и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет Республики Беларусь в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности.
Культура как атрибут бренда – совокупность понятий, механизмов, реалий, которыми стоит оперировать при построении сильного бренда страны, при его реставрации и развитии его конкурентоспособности. В понятие «национальной культуры» входит понятие «национальная живопись». На фоне интернационализации и интеграционных процессов существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе и в живописи. Несмотря на динамизм социальных процессов, их унификацию, усиление роли общечеловеческих ценностей, происходит нарастание субъективной этничности, возрастание значимости этнического самосознания, повышение внимания к материальным и духовным ценностям, созданным народной культурой.
Культурно-символическая основа бренда становится его ресурсом, посредством которого трансформируется система культурных ценностей и природа потребления. Бренды играют определяющую роль в культурной политике.
Проблемы брендинга культурных объектов рассматривали в своих работах Г.Г. Почепцов, И.С. Важенина, И.А. Василенко, Д.В. Визгалов, В.П. Воробьев, O.JI. Голубовская, Е.В. Еремина, С.Л. Гертнер, Ю.В. Китов, B.В. Чижиков, В.М. Чижиков, О.И. Бычкова, H.A. Костина, В.Е. Науменко, Т.Ю. Быстрова, В.Н. Домнин, Ю.А. Запесоцкий и др.
Самобытная художественная культура Беларуси формировалась на протяжении столетий. Здесь существовали оригинальные художественные школы, создавались неповторимые произведения искусства. Все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства хранятся не только в коллекциях крупнейших белорусских музеев, но и в частных коллекциях.
Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны. Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Республики Беларусь. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников. Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее. Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БРЕНДА БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Понятие и сущность культурного бренда
Высокий уровень развития техники и технологий переориентировал современный бизнес на конкуренцию брендов, усиление которых обеспечивает компаниям значительные преимущества на рынке. Современные бренды представляют собой важные компоненты деятельности, своеобразные символы коммерческой активности. Они символизируют доверие, стабильность, определенный набор ожиданий для потребителей.
Основу бренда составляет маркетинговая сущность товара, состоящая в удовлетворении нужд и потребностей потребителей. Товар материален по сути, поскольку в его основе лежит физический продукт в реальном исполнении, обладающий функциональностью, особым назначением и областью применения. Товар обладает определенным качеством, исполняется в разных модификациях и поддерживается соответствующими техническими услугами.
Рассмотрим понятие бренда.
Бренд (от англ. Brand – клеймо, марка) – это ассоциации, связанные с торговой маркой, как образное соединение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимоувязанного представления потребителя о товаре, его марке. То есть бренд содержит торговую марку и комплекс впечатлений, эмоциональных ассоциаций, связанных с ней. Следует учесть, что перечень эмоциональных ассоциаций, связанных с брендовым товарным знаком, у различных потребителей одинаков [1, c. 21].
Американская маркетинговая ассоциация трактует понятие бренда следующим образом: бренд – это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для дифференциации их от товаров и услуг конкурентов [3].
Словарь В.К. Мюллера – российского и советского лингвиста, лексикографа, шекспироведа, переводчика – излагает понятие бренда так: «это американизированный (сокращенный) вариант английского понятия brand-name. Brand – это клеймо, тавро, марка, фабричная марка; отпечатываться в памяти, производить впечатление» [4, с. 52]. Интуитивно бренд является выражением совокупности имиджевых, эксплуатационных, технических и иных характеристик товара, позволяющих правообладателю (собственнику) данной марки не только играть одну из ведущих ролей на рынке определенных товаров или услуг, но и использовать бренд в качестве нематериального актива компании.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ КАК КУЛЬТУРНОГО БРЕНДА
2.1 Концепция и имидж бренда
2.1.1 Идея бренда
Сохранение, развитие и пропаганда белорусской национальной живописи как части национальной культуры. А также позиционирование творчества художников Беларуси как белорусского бренда не только в рамках Беларуси, но и за ее пределами, с целью популяризации национальной культуры и культурного достояния белорусского народа.
2.1.2 Ценности бренда
Республика Беларусь имеет богатое художественное наследие. Оно формировалось на протяжении веков и передавалось из поколения в поколение. Несмотря на разрушительные войны, стихийные бедствия, общество приумножало достижения национальных художественных деятелей. Совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом, и есть национальное богатство.
Особенностью современного этапа развития Республики Беларусь является то, что в современных условиях остается важной задача формирования национально-культурного самосознания, в связи с чем, белорусская национальная живопись приобретает особую актуальность, как не только культурное достояние, но и ценный бренд, способный сформировать определенный статус нашей страны в рамках мирового сообщества. Необходимо не только сохранять художественное наследие, но и способствовать его развитию и позиционированию как в рамках страны, так и за рубежом.
Художественное наследие Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий формирования и развития подрастающего поколения.
2.1.3 Целевая аудитория
Целевой аудиторией данного бренда являются как жители Беларуси различного возраста (школьники, студенты, пенсионеры и т.д.), так и туристы, посещающие нашу страну, а также художники, деятели культуры, меценаты, частные коллекционеры. Развитие и сохранение достижений национальных деятелей искусства должно стать приоритетным направлением культуры на сегодняшний день. Применительно к белорусской живописи можно выделить широкую целевую аудиторию, в которую входят все жители Беларуси, так как они заинтересованы в сохранении и развитии национальных традиций своей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные бренды представляют собой важные компоненты деятельности, своеобразные символы не только коммерческой активности, но и культурного и социального взаимодействия. Культурный бренд – это бренд, основанный на исторических и культурных ресурсах основного предмета: традиции, обычаи, научные достижения, произведения искусства, архитектурные сооружения.
Практическая цель создания «культурного бренда» позволяет стране быть представленной на равных с другими странами, продвигать свою индивидуальность, развивать узнавание. Политика продвижения культурных брендов сможет составить основу региональной и международной политики страны и планирования стратегического развития городов, повысив привлекательность культурного внутреннего туризма.
Национальная белорусская культура, в том числе и живопись, является ценнейшим достоянием, которое не только может быть культурным наследием, но и может стать брендом. Творчество многих белорусских художников, особенно тех, которые творили за рубежом, очень высоко ценится не только деятелями искусства, но и меценатами и частными коллекционерами. Имена некоторых из них белорусы стали открывать для себя только сейчас.
Белорусское искусство все еще страдает от длительной изоляции. В стране не проводятся ни биеннале, ни триеннале, ни другие крупные международные выставки современного искусства. Белорусские художники до сих пор официально не принимали участия в наиболее значимых выставках мирового искусства.
Беларусь по-прежнему является terra incognita для абсолютного большинства европейских кураторов и искусствоведов. Большой проблемой, с которой сталкивается белорусское искусство при выходе на международную арену, состоит в том, что европейский куратор первую информацию об искусстве той или иной страны ищет в интернете. А в настоящее время многие белорусские музеи и галереи имеют свои сайты в интернете, но на этих сайтах, как правило, нет обзорных статей ведущих белорусских искусствоведов и критиков. Подавляющее большинство белорусских художников не имеет своих сайтов.
В связи с этим иностранные кураторы либо не работают с белорусскими художниками, либо работают с белорусами по паспорту или месту рождения, то есть эмигрантами, выпускниками европейских академий искусств, живущих на Западе, либо с редкими белорусскими художниками, имеющими контакты с европейскими или американскими галереями.
Именно это стало причиной тому, что такие знаменитости как М. Шагал, Х. Сутин, Л. Бакст, А. Исачев обрели известность за рубежом именно благодаря эмиграции.
1. Аакер, Д. Создание сильных брендов / Д. Аакер. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2003. – 440 с.
2. Акантинов, А.Д. Территориальный маркетинг: отечественный и зарубежный опыт: информ.-метод. пособие / А.Д. Акантинов, А.В. Колик. – Минск, 2015. – 100 с.
3. Американская маркетинговая ассоциация (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ama.org/Pages/default.aspx.
4. Архангельская, К.В. Бренд как объект исследования / К.В. Архангельская // Известия Урал. гос. ун-та. – 2006. – № 47. – С. 52-58.
5. Белохвостик Н. Белорусский художник Язеп Дроздович почти сто лет назад рисовал жителей Сатурна, Луны и Венеры / Н. Белохвостик // Комсомольская правда. – 2009. – №1. – С. 3-6.
6. Болотина, И.С. Натюрморт в русской живописи XVIII-XIX веков: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (823) / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ист. фак. Кафедра истории рус. и сов. искусства / И.С. Болотина. – Москва, 1971. – 20 с.
7. Быстрова, Т.Ю. Аксиология бренда: к методологии культурного брендинга территории / Т.Ю. Быстрова // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект: сборник статей / под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской. – Вып. 9. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. – 2011. – С.85-95.
8. Визгалов, Д.В. Брендинг города Москва / В.Д. Визгалов. – М.: «Институт экономики города», 2011. – 160 с.
9. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / пер. с англ. Сечная В. – М:.Манн, Иванов и Фербер, 2013 – 380 с.
10. Домнин, В.Н. Брендинг: Новые технологии в России / В.Н. Домнин. – СПб.: Питер, 2002 – 352 с.
11. Запесоцкий, Ю.А. Основы брендинга: учеб. пособ. / Ю.А. Запесоцкий. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 88 с.
12. Как в Белоруссии Бакста полюбили. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.colta.ru/articles/art/11153-kak-v-belorussii-baksta-polyubili.
13. Левочкина, Н.А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий / Н.А. Левочкина // Экономика и социум. – 2015. – №2(16). – С. 21-27.
14. Леон Бакст. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/9331/leon-bakst.
15. Мельник, К.В. Создатель времени : памяти народного художника Беларуси Михаила Савицкого / К.В. Мельник // Беларуская думка : журнал. – 2010. – № 11. – С. 170-176.
16. Мещеряков, Т.В. Концепция и инструментарий управления маркетингом территории в условиях креативной экономики (теория и методология): автореф. дис. ... канд. экон. наук.: 08.00.05 / Т.В. Мещеряков. – СПб, 2011. – 40 с.
17. Сушненкова, И.А. Основные принципы и инструменты формирования регионального имиджа / И.А Сушненкова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo33.wordpress.com/2010/02/14/.
18. Траут, Дж. Большие бренды – большие проблемы / Дж. Траут. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 256 с.
19. Филиппова, О.Н. Жизнь и творчество Язепа Дроздовича, белорусского художника-самородка гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке / О.Н. Филиппова. – 2013. – № 2. – С. 38-42.
20. Художник Хаим Сутин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://history-of-art.livejournal.com/992001.html.
21. Чтобы спасти семью от нищеты, белорусский художник Иван Хруцкий отказался от мировой славы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/198097.html.
22. Шагал, М.З. Марк Шагал. Мой мир. Первая автобиография Шагала. Воспоминания. Интервью / М. З. Шагал : Б. Харшав. – Москва: Текст, 2009. – 160 с.
23. Шагал, Б. Горящие огни / Б. Шагал. – Москва: Текст, 2006. – 352 с.
24. Якiмовiч, Ю.А. Беларуская архітэктура ў малюнках Напалеона Орды / Ю.А. Якiмовiч // Мастацтва Беларусі. – 1983. – №7. – C.46-52.