ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1 Основные понятия темы
1.2 Проблемы патриотического воспитания
1.3 Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
1.4 Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведческой деятельности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них моральных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.
Важнейшей частью нравственного воспитания всегда является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Патриотическое воспитание наших школьников начинается с изучения истории их малой Родины. В процессе модернизации российского образования в последнее десятилетие все большее значение приобретают системы гражданского и патриотического воспитания.
В процессе школьного образования, приобретая знания, ученик накапливает свой интеллектуальный потенциал, который служит основой для реализации человеком своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родной земле являются ее неотъемлемой частью.
В то же время краеведение является плодотворным полем для самостоятельного образовательного и исследовательского поиска школьников, овладения ими началом творческой деятельности, развития у них способности понимать реальные ценности прошлого, настоящего и будущего. Региональные исследования помогают внедрить в школьную практику следующие принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании».
Маленькая родина дает человеку гораздо больше, чем он может осознать. К сожалению, мы до сих пор не умеем использовать сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1 Основные понятия темы
Для определения особенностей формирования патриотизма у младших школьников необходимо выделить такие аспекты как определение основных понятий темы. Можно выделить следующие понятия:
Краеведение – область знаний, гуманитарные науки, занимающиеся комплексным исследованием и популяризацией той или иной территории и накоплением знаний о ней, совмещающие в себе знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, геральдики.
Под краеведением понимается комплексное изучение определенной территории и накопление знаний о ней. В то же время на географической основе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, геральдики, этнографии, филологии, искусствоведения. Практическое применение вышеуказанных дисциплин (и часто в сложной форме) требуется, например, от краеведов при изучении и описании значимых исторических некрополей.
Междисциплинарный характер местного знания тесно связан с сочетанием научного и ненаучного подходов. Она популярна сама по себе и существует в той мере, в какой массы участвуют в ее создании и потреблении. Однако подобное вторжение массового ненаучного творчества на территорию научной дисциплины создает опасность замены научного знания мифом, поэтому некоторые специалисты предлагают четко разграничить краеведение как журналистскую и даже фикционистическую практику [1, с.12].
1.2 Проблемы патриотического воспитания
Патриотическое воспитание является одной из наиболее актуальных вопросов современного воспитания. Для общества не является проблемой тот факт, что четкие представления у молодого поколения о патриотизме требуют определенной доработки. И отсутствие патриотического воспитания может быть чревато возникновением множества проблем. Именно по этой причине патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста является основной задачей современного школьного обучения [5, с.33].
Именно в школьном возрасте происходит формирование чувства любви к родному краю, формирование наиболее важных личностных качеств детей, активности и самостоятельности. Несомненно, авторы концепции правы в том, что то, что они пережили и узнали в детстве, характеризуется большой психологической устойчивостью.
Детский временной период представляет один из наиболее важных периодов, которые оказывают влияние на процесс патриотического воспитания детей, который определяет наличие активных жизненных интересов и представлений о жизненных идеалах [6, с.45].
Основным «строительным материалом» формирования личности (по определению С.Л. Рубинштейна), являются не те мероприятия, которые проводит школа, а психическое, чувственное состояние, которое пробуждается через участие в них. Активное участие в социально значимых патриотических мероприятиях, организуемых педагогами, дает возможность почувствовать себя лично причастным к защите Отечества, открыть его новое значение. Патриотическое и гражданское воспитание является одним из наиболее важных направлений в процессе воспитания и образования детей в рамках школьных и дошкольных учреждений.
Патриотическое воспитание – это многогранная, системная, целенаправленная и скоординированная деятельность государства. В рамках воспитания детей в духе патриотизма происходит обновление и развитие определенного гражданского воспитания. Следствием данного эффекта являются определенные взаимоотношения между государством и обществом. Патриот своей страны сочетает такие особенности как гражданские, правовые и политические особенности, которые называются культурой [7, с.66].
1.3 Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Большое значение в формировании патриотических чувств имеет начальный этап общеобразовательной школы, где формируется личность ребенка, развиваются его интеллектуальные и творческие способности, опыт общения и сотрудничества, осваивается его культура и другие, ряд живых наций, где формируются основы культурного общения, нравственно-эстетического воспитания, закладываются первичные ценности и ориентиры личности [14, с.87].
В настоящее время в начальной школе необходимо максимально ознакомить учащихся с культурой своего народа и развивать их национальное самосознание. Дети должны, прежде всего, «прижиться на своей земле и в своей культуре», познакомиться со своей родной, а затем овладеть чужой культурой.
Воспитание патриотизма, наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным, гражданским, физическим, экологическим, трудовым воспитанием, возможно не только с помощью учебных дисциплин, но и с помощью инвариантной части базового учебного плана, в соответствии с которым участники образовательного процесса сегодня имеют возможность разрабатывать и реализовывать дополнительные программы обучения и социализации школьников [15, с.14].
Являясь компонентами единого образовательного пространства России, эти программы должны обеспечить глубокое освоение учащимися основных национальных ценностей на материале этнических и региональных культур, удовлетворить социальные и культурные потребности учащихся и их родителей.
Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социальный и моральный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что уже в этом возрастном периоде можно и нужно заниматься гражданским воспитанием.
1.4 Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведческой деятельности
В современном мире России на образование подрастающего поколения оказывают влияние:
- школьный урок и внеурочная деятельность учащихся,
- деятельность учреждений дополнительного образования,
- деятельность государственных и общественных организаций;
- деятельность средств массовой информации,
- деятельность религиозных организаций и т.д.
В этих условиях именно школа призвана и способна на должном уровне организовать патриотическое воспитание, ориентировать учащихся на понимание неразрывной связи Родины с регионом.
Особенностями патриотического воспитания являются такие направления как: художественное, техническое, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, туризм и краеведение, эколого-биологическое, спортивно-социально-педагогическое направление и т.д., помогают решить эту проблему.
При этом школьное краеведение, курс которого закладывается в учебный план за счет регионального компонента, не только активизирует мыслительные процессы учащихся и способствует овладению навыками научно-исследовательской работы, но и обладает уникальными возможностями для формирования чувства принадлежности каждого человека к судьбе своей страны, края [19, с.58].
1. Агапова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы / М.А. Давыдова. – М.: Академия, 2016. – 368 с.
2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Под ред. Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Академия, 2016. – 192 с.
3. Быков, А. К. патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А.К. Быков //Воспитание школьников. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
4. Бурлак, В. Н. Особенности патриотического воспитания / В.Н. Бурлак. – М.: Вече, 2018. – 384 с.
5. Дмитриева, Е. В. Особенности краеведения / Е.В. Дмитриева. – СПб.: КОРОНА принт, 2017. – 356 с.
6. Дмитриева Е. В. Особенности воспитания средствами краеведения / Е.В. Дмитриева. – СПб.: КОРОНА принт, 2017. – 416 с.
7. Добросоцких А. Ю. О патриотизме русского человека и православном понимании войны / А.Ю. Добросоцких. – М.: Академия, 2000. –159 с.
8. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. О. Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 256 с.
9. Жукова Л. С чего начинается Родина? / Л. Жукова. – М.: Академия, 2010. – 321 с.
10. Калашников Г. В. Патриотическое воспитание. / Г.В. Калашников – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.
11. Калюжная А. Д. Особенности патриотического воспитания / А.Д. Калюжная. – СПб: Тригон, 2013. – 592 с.
12. Кривых С. В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников / С.В. Кривых. – Новокузнецк, 2012. – 297 с.
13. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С. Кукушин. – М: ИКЦ «МарТ», 2014. – 352 с.
14. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы / В.И. Лутовинов. – М.: Академия, 2011. – 280 с.
15. Маврин С. А. Понятие целостности воспитания и его развитие в современной педагогической науке / Е.В. Бурмистрова. – М.: Академия, 2017. – 266 с.
16. Мазыкина Н. В. Равнение на победу / А.Л. Монахов. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
17. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контекстенационально – регионального компонента начального общего образования / Т.М. Маслова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
18. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / Т.М. Маслова – М: Академия, 2017. – 256 с.
19. Мухарева Л. Д. Дополнительное образование и воспитание / Л.Д. Мухарева //Научно-методический журнал. – №7 – 2010. – С.11-22