ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Определение понятия «убеждения»
1.2 Особенности внеклассной воспитательной работы в младшей школе
1.3 Особенности формирования мировоззрения младших школьников во внеклассной работе
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Мировоззрение – это система взглядов на явления природы и общественной жизни, на их место в мире, на свое отношение к действительности. Это совокупность философских, научных, политических, правовых, моральных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение определяет общую направленность деятельности и поведения человека.
Научное знание – основа научного мировоззрения. Но не все они носят идеологический характер. Поэтому цель школьного образования - выделить ту существенную основу учебного материала, на которой будет основано формирование научного мировоззрения.
В педагогической науке существует комплекс методов, направленных на формирование научного мировоззрения школьной молодежи в целостном образовательном процессе, однако необходимы конкретные практические рекомендации. Научная деятельность учащихся начальных классов как форма дальнейшего образования - относительно новое и малоизученное направление деятельности начальной школы. Проблема взаимодействия аудиторной и внешкольной образовательной деятельности в процессе формирования научного мировоззрения также мало изучена.
Поэтому обобщение опыта работы в этих областях имеет большое значение. Это определяет актуальность данной курсовой работы.
В младшем школьном возрасте происходит усвоение нравственных норм и правил поведения: ребенок учится осваивать собственное поведение, более точно и по-разному понимает нормы поведения дома и в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать нравственную оценку поступку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к самому себе. Именно так формируются убеждения в младшем школьном возрасте [1, с.69].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Определение понятия «убеждения»
Убеждения интерпретируются как «осознанная потребность человека действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Содержание потребностей, выраженных в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Формируя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и т.д.), набор убеждений действует как мировоззрение человека". Убеждение – одна из форм отношения человека к себе, к людям, животным, природе, к миру в целом; это форма рационального, сознательного отношения. Поэтому цель убеждения – помочь учащимся понять окружающий мир и самих себя [2, С.25].
Содержание убеждения – это нравственные знания о принципах, понятиях, нормах, правилах, ценностях, идеалах, образцах и других вещах.
Следует отметить, что знания механически не переводятся в убеждения. Для этого необходимо личное отношение к ним, то есть понимание и осмысление. Одним словом, человек должен иметь особое отношение к этим знаниям.
Изучение моральных знаний во многом зависит от опыта человека и его отношений с другими людьми. Будучи переплетены с волевыми качествами, они составляют мотивы, установки и ориентацию личности; только тогда они определяют активность людей, в процессе которой формируются действия. Иными словами, личность должна руководствоваться ими в поведении, в повседневной жизни [3, с.98].
1.2 Особенности внеклассной воспитательной работы в младшей школе
Для реализации воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решить следующие задачи: Определение содержания, форм и методов обучения с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Поэтому важно понимать, что сегодня нужно говорить не о насыщенной событиями деятельности, а об образовательной деятельности, о человеческом общении, о формировании отношений, о развитии личностных качеств.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. Применяются физическое и нравственное здоровье детей, умственное развитие, формирование культуры личности и духовных ценностей, гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое и трудовое воспитание, формирование жизненных планов школьников, подготовка к семейной жизни и др. как приоритетные направления в образовании [9, с.102].
Для реализации педагогических задач используются различные формы внешкольной воспитательной работы:
- традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
- дискуссия: дебаты, защита проекта, вечер неразгаданных и нераскрытых тайн;
1.3 Особенности формирования мировоззрения младших школьников во внеклассной работе
Младший школьный возраст - особое время в жизни ребенка. В этом возрасте формируются важнейшие личностные качества, позволяющие каждому ребенку в будущем стать полноправным членом общества. Это переходный период, когда в ребенке сочетаются черты дошкольного детства с чертами школьника. Эти качества сосуществуют в его поведении и сознании в виде сложных, а иногда и противоречивых сочетаний.
В мировоззрении юного школьника начинает проявляться единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что ребенок начинает формировать не только целостный взгляд на мир, но и общий взгляд на себя, развиваясь через понимание и переживание своего «Я», своей индивидуальности и ее личности.
В шесть (семь) лет жизнь ребенка кардинально меняется. Когда он приходит в школу, в его жизни все меняется: отношения с людьми и сверстниками, занятия, общение [17, с.206].
Ведущим видом деятельности школьников является обучение - получение новых знаний, навыков и умений, сбор системной информации об окружающем мире, природе и обществе.
Когда ребенок попадает в школу в результате обучения, все его когнитивные процессы начинают восстанавливаться. Реструктуризация - это когда эти процессы начинают приобретать характеристики взрослых. Познавательные процессы становятся произвольными, продуктивными и постоянными.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что что убеждения представляют собой твердые представления о мире и проходят определенные этапы своего формирования на разных возрастных этапах. Основными методами формирования убеждений являются такие как собственный пример, игровая деятельность и выполнение определенных упражнений.
Мы определили основные особенности воспитательной работы с младшими школьниками в рамках внеклассной деятельности. Было определено, что основными направлениями воспитания являются такие как образовательная, воспитательная и досуговая деятельность в рамках младшей школы.
Развитие мировоззрения младших школьников развивается посредством развития убеждений, интеллектуального и волевого развития школьников младшего возраста. Все данные критерии органично встраиваются в систему мировоззрения и отражают систему развития ребенка младшего школьного возраста в целом.
1. Акулова, Н.А. Проблемы формирования научного мировоззрения у школьников в современных условиях / Н.А. Акулова // Воспитание школьников. – 2011. – №10. – С.68 – 70.
2. Буравова, О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников // Начальная школа. 2010. – №7. – С. 24. – 27.
3. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. – 2010. – №7. – С. 97 – 103.
4. Волкогонова, О. Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова – М.: ИД «ФОРУМ», 2011. – 480 с.
5. Данилюк, А.Я. Духовно–нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. / А.Я. Данилюк, Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 376 с.
6. Зотова, Д.А. К проблеме воспитания нравственных добродетелей / Д.А. Зотова // Начальная школа. – 2011. – №11. – С.10 – 12.
7. Иванова, Н.Г. Проект «Милосердие»: формирование нравственных качеств личности / Л.И. Семенова // Начальная школа. – 2011. – №10. – С. 10–13.
8. Колченков, Л.М. 50 статей о природе личности / Л.М. Колченков, Н.М. Сидорова – СПб.: Изд–во ПРОМЕТЕЙ, 2002. – 348 с.
9. Кузин, В.С. Психология. Учебное пособие для вузов / В.С. Кузин. – М.: Агар, 2003. – 305 с.
10. Куренной, В.А. Философия и образование / В.А. Куренной // Отечественные записки. – 2002. – №1. – С. 256.
11. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения / Н.А. Леонова // Начальная школа. – 2010. – №5. – С.22. – 25.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2009. – 523 с.
13. Мартынова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартынова // Начальная школа. – 2009. – №7. – С.21 – 27.
14. Мулярчик, Н.Н. Работа над проектом «Азбука жизни»– ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик // Начальная школа. – 2011. – №10. – С.8 – 15.
15. Мелина, С. Мировоззренческие аспекты работы с семьей / С. Мелина // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С.17 – 21.
16. Неменский, Б.М. О воспитании / Б.М. Неменский. – М.: Дрофа, 2003. – 425 с.
17. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
18. Низовских, Н.А. Беседы о правилах жизни / Н.А. Низовских // Начальная школа. – 2010. – №7. – С.97. – 99.
19. Никифорова, Т.Н. Одно из средств нравственного воспитания / Т.Н. Никифорова // Начальная школа. – 2010. – №7. – С.20. – 27.
20. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим–Бад. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. – 528 с.