Введение
Глава 1 Теоретические особенности использования воспитательных возможностей Интернет-ресурсов для формирования культуры межнациональных отношений младшего школьника
1.1 Спефика использования Интернет-ресурсов в воспитании
1.2 Цели и задачи формирования межнациональной культуры младшего школьника
1.3 Специфика применения Интернет-ресурсов для формирования межнациональной культуры в начальной школе
Список использованных источников
Введение
Формирование культуры межнациональных отношений младшего школьника приобрело свою значимость на фоне резко обострившихся глобальных социальных, экономических и этнических проблем. Среди них также выделяются конфликты на национальной и религиозной почве, распад гуманистической системы духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Проблема формирования культуры межнациональных отношений нашла свое отражение в исследованиях М.М. Бахтина, Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, С.К. Бондыревой, Т.А. Гелло, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, А.Я. Данилюка, Г.Д. Дмитриева, Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова, М.Н. Кузьмина, В.Я. Лыковой, И.В. Огарковой, А.П. Сманцера, Л.Л. Супруновой и др.
Формирование культуры межнациональных отношений необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как в этот период происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладывается отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у младших школьников всех необходимых личностных качеств, положительного отношения ко всем людям вне зависимости от пола, национальности, другой культуры. Именно в школьном сообществе у младшего школьника могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.
Однако, проблема формирования культуры межнациональных отношений как аспекта педагогической деятельности, являющегося одним из приоритетных направлений научного поиска и практической реализации, ориентированной на социализацию личности в многонациональной среде, остается еще открытой и нерешенной.
Глава 1 Теоретические особенности использования воспитательных возможностей Интернет-ресурсов для формирования культуры межнациональных отношений младшего школьника
1.1 Спефика использования Интернет-ресурсов в воспитании
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных технологий, использующих Интернет-ресурсы, может помочь учителю в обучении младших школьников. Использование компьютеров в классе делает процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.
Интернет-ресурс - совокупность интегрированных программных, аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковой форме. Интернет-ресурс имеет доменное имя (Uniform Resource Locator) - уникальный адрес электронной почты, позволяющий идентифицировать Интернет-ресурс, а также получать к нему доступ.
Первый тип Интернет-ресурсов - это информационные страницы. На таких сайтах можно найти статьи (например, о школьных предметах, таких как информатика, математика, физика и пр.), новости, изображения, видео и многое другое.
Второй тип - это сайты с рекламой, например, доски, форумы, каталоги. Преимущество досок объявлений в том, что посетители сами заполняют сайт, а это значит, что не нужно думать о содержании страницы.
Третий тип - это блоги. В последнее время они очень популярны. Отличие блогов от обычных сайтов в том, что публикуются не только обычные статьи, но и ваш личный опыт, ваши впечатления. У блога может быть несколько авторов. Ну и последний тип - большие порталы.
1.2 Цели и задачи формирования межнациональной культуры младшего школьника
Существует несколько определений термина «межнациональная культура» (многокультурность) в педагогической науке. Одним из наиболее полных, на наш взгляд, является определение исследователя В.И. Матиса, отображающее главные составляющие данного понятия. Согласно его определению, межнациональная культура предполагает сохранение культурной оригинальности определенной личности в условиях многонационального общества, а также ее интеграцию в это общество. Данный фактор способствует развитию и становлению толерантных отношений между различными народностями, что воспитывает культуру межнационального общения [16, с. 15].
Воспитание культуры межнациональных отношений младшего школьника является частью поликультурного образования вообще. Поэтому, как и для последней, для воспитания главной целью становиться развитие у индивидуума навыков межкультурной компетенции.
Общими задачами поликультурного образования исследователи считают несколько главных аспектов. К таковым обычно относят:
- помощь в овладении учащимися культурными особенностями собственного народа;
- работа над развитием у обучающихся представления о культурном мировом многообразии;
- работа над созданием условий для интеграции обучающихся в культуры других наций и народностей;
- работа над развитием навыков и умений, связанных со взаимодействием представителей различных культур;
- воспитание обучающихся в духе терпимости, мирного и гуманного подхода к межнациональному общению.
1.3 Специфика применения Интернет-ресурсов для формирования межнациональной культуры в начальной школе
Использование Интернета для формирования межнациональной культуры в начальной школе рассматривается как отечественными [1; 2], так и зарубежными [6] учеными. Они видят в Интернете платформу для создания уникального мультикультурного образовательного пространства, способного интегрировать разные культуры, минимизируя не только пространственный, но и временной разрыв.
В условиях глобализации формирование межнациональной культуры призвано обеспечить культурный обмен между народами, расами и религиями, сохранить уважение к изначальному наследию себя и других людей и сформировать понимание этнического разнообразия в современном мире. Среди основных целей поликультурного образования П.В. Сысоев отмечает необходимость развития навыков поликультурного общения и образования человека, способного полноценно сотрудничать в многонациональном обществе, с развитым чувством осознания уникальности и ценности каждой культуры [3].
В целях углубления поликультурной составляющей в школе мы предлагаем включить в образовательный процесс комплекс заданий, направленных на самостоятельный поиск интересной информации для учащихся, отражающей особенности культуры и менталитета разных народов мира. В качестве отправной точки детям предлагается несколько веб-сайтов, информацию о которых они могут использовать в своих будущих проектах.
1. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
2. Гаппоева, Л. А. Формирование межкультурной компетенции у младших школьников / Л.А. Гаппоева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С.17-24.
3. Гурьянова, Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности школьников / Т.Ю. Гурьянова. – Чебоксары, 2018. – 290 с.
4. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития / А.Н. Джуринский. – М., 2012. – №10. -С.93-95.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКАЦ Март, 2005. – 448 с. 11
6. Луговцова, Е. И. Методы поликультурного воспитания в условиях реализации системного подхода / Е. И. Луговцова // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2015. – № 11 . – С. 8-16.
7. Макаев, В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научные сообщения / В.В. Макаев, З.А.Малькова // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 3-10.
8. Напалков, С. В. Web-квест как средство развития инновационной стратегии образования [Текст] / С. В. Напалков // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С. 51-53.
9. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст] : учеб. - метод. пособие для пед. вузов / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова ; под ред. И. В. Роберт. – М. , 2012. – 374 с.
10. Рыкова, С.В. Воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализация в современной школе / С.В. Рыкова. – М.: Дрофа, 2015. – 259 с.
11. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовский. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с.
12. Трайнев, В. А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Текст] / В. А. Трайнев. – М. : Дашков и К, 2019. – 320 с.
13. Ушнурцева, Н.Н. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Н.Н. Ушнурцева. Тирасполь, 2015. – 211 с.
14. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М. : Пед. о-во России, 2010. – 455 с.