Введение
1 НЕКЛАССИЧЕСКИЙ УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКЕ
1.1 Сущностные аспекты неклассического урока
1.2 Сравнительная характеристика неклассического и классического урока
1.3 Педагогическая периодика в трансформации современного общества
1.4 Педагогическая периодика об особенностях неклассического урока
Заключение
Список источников
Введение
Эффективность урока зависит от того, насколько тщательно он подготовлен. Подготовить урок - значит разработать комплекс мероприятий и выбрать организацию учебного процесса, которая в этих конкретных условиях даст наилучший конечный результат.
Когнитивная независимость - социально значимая черта личности. Его развитие - одна из тех проблем, от успешного решения которых зависит научно-технический и социальный прогресс. Познавательная независимость - одна из целей образования, поскольку современная школа должна готовить выпускников к жизни в быстро меняющемся обществе и, следовательно, формировать способность к саморазвитию и творческой реализации жизненного сценария не только в школе, но и за ее пределами.
Постоянное обновление знаний снижает роль обучения на основе знаний в современной школе, поскольку невозможно угадать, какие знания потребуются выпускнику в конкретной жизненной ситуации. Исходя из этого, незачем перегружать память знаниями «про запас», так как есть хранилища информации разного характера и гораздо важнее научить их пользоваться. Поэтому ученика нельзя считать успешным и подготовленным к жизни, если он не инициативен, не умеет брать на себя ответственность, принимать решения в неопределенной ситуации, не научен работать в команде на общий результат, не умеет получить знания самостоятельно, найти и применить необходимую информацию.
Поскольку урок был и остается важнейшим звеном образовательного процесса, любые нововведения в школе в первую очередь влияют на него. Однако устаревшая структура урока не отвечает ни новым задачам, ни новому содержанию обучения. Интерес к уроку в целом и к неклассическому занятию в частности закономерно возрастал в условиях современных реалий.
1 НЕКЛАССИЧЕСКИЙ УРОК В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРИОДИКЕ
1.1 Сущностные аспекты неклассического урока
Неклассический урок лучше проводить последним по расписанию, чтобы детский азарт после игры не повлиял на последующие занятия.
Алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов гарантирует высокую эффективность будущего урока.
Сроки подготовки и проведения неклассических уроков. Различают 3 периода:
- подготовительный;
- сам урок;
- анализ [1].
В подготовительном периоде различают следующие этапы:
- диагностика;
- прогнозирование;
- планирование.
В нем принимают активное участие и преподаватель, и ученики. Если при подготовке к классическому уроку такую активность проявляет только учитель (написание плана, изготовление наглядных пособий, раздаточных материалов, пособия и т. д.), то во втором случае учащиеся также в значительной степени задействованы. Они делятся на группы (команды, бригады), получают или набирают определенные задания, которые необходимо вы-полнить перед уроком: подготовка сообщений о предстоящем уроке, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д. [2].
При диагностике учитываются все обстоятельства урока: возможности и поведение учащихся, их задатки, интересы и способности, особенности и практическое значение учебного материала, структура урока, анализ и расчет времени на повторение (обновление) базовых знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизация, контроль и корректировка знаний и навыков.
1.2 Сравнительная характеристика неклассического и классического урока
Неклассический урок отличается от классического урока. Наша педагогическая наука столетиями развивала методику преподавания предмета. По-этому нельзя отбрасывать классические идеи урока. Неклассический урок – это симбиоз традиций и новаций. Учитель на таком уроке должен использовать традиционные и инновационные методики. Урок должен быть актуальным, важным, практико‐ориентированным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий современным потребностям человека и общества. В настоящее время много говорится о метапредметном уроке, формирующем мировоззрение. Содержание урока обязательно закладывает основу для будущего нашей страны.
1.3 Педагогическая периодика в трансформации современного общества
В настоящее время в медиапространстве благодаря техническому прогрессу становится доступным коммуникативный процесс между педагогическим и научным сообществами; педагогические периодические издания, как электронные, так и печатные, быстро развиваются. Изменения, происходящие в журналистике, связаны с технологиями, а точнее, с цифровой революцией, которая стремительно набирает силу [13, с.12]. Трансформации в медиасистеме (В.И. Штепа) требуют не только объяснения причин, их породивших, но и четкого знания механизмов функционирования периодического издания, условий формирования его тематической структуры, конкретизации цели -установка и воздействие на общественность [16].
В этом контексте актуализируется вопрос о том, как именно то или иное содержание (в нашем случае педагогическое) влияет на появление специализированных изданий, в которых оно становится типообразующим. Основной материал - около сотни контекстов, извлеченных по выборке из журналов XIX века: «Просвещение» (1860 г.), «Педагогический вестник» (1882 г.), «Записки учителя» (1884 г.), «Педагогическая хроника» (1885 г.), «Педагогический еженедельник» (1894 г.).
Глобальная коммуникация способствует развитию международного сотрудничества и служит механизмом, влияющим на изменения в обществе, образовании, политике. Результатом журналистского общения становятся знания, которые перерастают в устойчивую категорию - общественное мнение [16, с.345]. Специфика массовой коммуникации означает возможность открытого диалога журналиста и его аудитории [4, с.86]. Читательская ориентация - одна из ведущих функций формы современного СМИ. Дизайн как печатных, так и сетевых публикаций - это руководящая система. Каждый элемент этой конструкции несет ту или иную ориентирующую информацию [5, с.100].
1.4 Педагогическая периодика об особенностях неклассического урока
В реалиях современной системы образования можно выделить ряд особенностей проведения неклассических форм занятий, рассматриваемых в современной периодике.
Так, чаще всего упоминается проектный метод. При применении в процессе обучения и при организации урока по проектному методу, прежде всего, необходимо иметь в виду, что проектный метод имеет свои определенные правила и является поэтапным методом, включающим интегрированные виды выполняемой самостоятельной работы. Однако каждый из этапов задания, хотя он может содержать отдельный вид самостоятельной деятельности, выполняемой учащимися или их группой, является лишь инструментом для достижения цели, поставленной проектом, и должен рассматриваться только комплексно, так как часть единого процесса [8].
Это понимание несет в себе ключевую идею и служит фундаментальным вектором урока, а также является одной из основных черт, которые отличают метод проекта от любого другого вида неклассической формы урока. При подготовке неклассического урока по методике проекта следует отметить основные пошаговые составляющие урока по методике проекта.
Заключение
Неклассический урок - это «волшебный кристалл», на гранях которого отражены все составляющие прикладной системы обучения. Такой урок воплощает в себе структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, основные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учащихся, ожидаемые результаты, формы отражения и оценки результатов.
Урок должен носить проблемный характер. Проблему урока формируют учащиеся под руководством учителя. Необходимо обсудить различные точки зрения на решение данной проблемы, найти общий путь решения, выстроив логическую цепочку, подвести учащихся к значимости получаемых знаний, умению их применить на практике. Руководя деятельностью учащихся, подводим их к самостоятельным выводам. Педагог задаёт вопросы по материалу урока, учащиеся пытаются ответить на них, используя различные источники знаний, при необходимости учитель отвечает на вопросы. Наша задача на уроке вызвать как можно больше вопросов у детей, простимулировать самостоятельный поиск ответов в течение урока, добиться того, что ученик думает совместно с учителем. Таким образом, неклассический урок, в отличие от классического, это урок совместной деятельности учителя и ученика.
Важно отметить, что отечественная педагогическая журналистика внесла огромный вклад в теоретическое развитие и продвижение идей семейной педагогики. А.В. Говорун подчеркивает, что перед редакциями журналов стояла задача дать родителям определенную базу педагогических знаний, познакомить их с организацией воспитания детей в семье, отстаивая передовые взгляды на формы и средства воспитания. Широкий спектр проблем, освещаемых на страницах педагогической прессы, разнообразные публикации способствовали повышению педагогической культуры родителей и воспитателей.
1. Букреева И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций. // Инновации. 2012. № 8. с. 312.
2. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе: учеб. Пособие. Москва, 2011. 76 с.
3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. //Директор школы. 1995. № 6.
4. Климова А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2012. 21 с.
5. Митрофанов К., Богоявленский Б. О конкурсах исследовательских работ. // Первое сентября. История. 2000. № 24. с. 1-3.
6. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. 2000. № 7. с. 151-157.
7. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2011. 189 с.
8. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. № 4. 2000. с. 52-55.
9. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. № 1. – 2000. с. 41-45.
10. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. 1997. № 1. с. 92-96.
11. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995. – 233 с.
12. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 1998.
13. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2008. 192 с.
14. Маланов, С. В. Психолого-педагогические условия обучения детей чтению / С. В. Маланов // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 4. – С. 14–23.
15. Павлова, С. И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С. И. Павлова // Начальная школа. – 2001. – № 4. – С. 110–112.
16. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Изд-во «Современное слово», 2001. – 928 с.
17. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
18. Шапарь, В. Б. Психологический толковый словарь / В. Б. Шапарь. – Х. : Прапор, 2004. – 640 с.
19. Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1975. – 297 с.
20. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; под ред. Е. Н. Медынского и И. Ф. Свадковского. – М. : Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1945. – 566 с.