ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущностные аспекты экологического образования
1.2 Содержание работы по экологическому образованию младших школьников
1.3 Возможности учебной деятельности для формирования экологического образования младших школьников
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методика исследования реализации экологического образования младших школьников в учебной деятельности
2.2 Анализ результатов исследования особенностей реализации экологического образования младших школьников в учебной деятельности
2.3 Выводы по исследованию и рекомендации по осуществлению экологического образования младших школьников в учебной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Это связано с тяжелой ситуацией на нашей планете: быстрым ростом населения и, как следствие, проблемой продовольственной безопасности, промышленными поставками полезных ископаемых, проблемой энергии и, конечно же, загрязнением окружающей среды – все это угрожает жизни на Земле. Одна из основных причин этого состояния – безграмотность населения, невозможность прогнозировать последствия своего вмешательства в природу.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и личностного развития, целью которого является создание системы научных и практических знаний, ценностной ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде.
Проблема экологического образования обсуждалась Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, А. Дистеверг (развитие чувства природы каждого ребёнка), К. Д. Ушинским (влияние природы на формирование личностных качеств ребенка), В.А. Сухомлинским (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особой области педагогической науки и практики работали методисты-биологи Н.М. Верзилин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.Ф. Реймерс, В.М. Сенкевич, А.П. Сидельковский, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин (модели организации экологического образования).
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущностные аспекты экологического образования
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с рядом глобальных экологических проблем, которые привели к ухудшению качества жизни и здоровья человека и поставили под сомнение существование жизни на Земле.
Людей нужно научить жить и работать экологически чистым способом. Этого можно достичь путем качественной реорганизации практики экологического образования в стране.
Педагогика в настоящее время интенсивно исследует пути и средства улучшения экологического образования.
Г. Н. Каропа определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормализацию системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и действий и обеспечение ответственного отношения к окружающей среде [9, с. 70].
Сластенин В. А. указывает, что «экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и новая цель современного образовательного процесса, уникальное средство для сохранения и развития человека, а также для продолжения человеческой цивилизации» [19, с. 78].
Экологическое образование – это развитие бережного, уважительного отношения к природе и всему живому на земле, осознание вечной ценности природы, готовность рационально использовать природные ресурсы, участие в сохранении природных ресурсов и жизни в целом [ 6, с. 123].
Экологическое образование является органическим и основным компонентом всей системы образования и придает ей новое качество, которое не только требует другого подхода к природе, но также к обществу и людям (экогуманизм).
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Методика исследования реализации экологического образования младших школьников в учебной деятельности
Для подтверждения гипотезы о недостаточном уровне экологического образования у детей младшего школьного возраста, проведено исследование.
База исследования ГУО школа №11. Выборка 2 «А» класс в количестве 27 человек.
Задачи исследования:
- подобрать методики исследования уровня экологической образованности младших школьников;
- выявить и проанализировать уровень экологической образованности младших школьников;
- предложить рекомендации по осуществлению экологического образования младших школьников в учебной деятельности.
Для проведения исследования использовались следующие методы:
Опрос – для определения уровня экологической образованности младших школьников.
Методика «Экологический светофор», основан на методике Л.А. Коноплёвой – изучение формирования представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умения оценивать результаты взаимодействия людей с природой, выявить отношение. Методика проводится в виде игры и состоит из 10 вопросов.
Методика «Экологическая деятельность», основана на методике Е. Н. Жидаревой – предназначена для определения экологической деятельности младших школьников.
Наблюдение было проведено с целью изучения особенностей реализации экологического образования младших школьников в учебной деятельности. Данные наблюдения фиксируются в карточке наблюдений.
Вывод. Таким образом, для проведения исследования подобраны эмпирические методы, наиболее легкие, доступные в использовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологическое образование является органическим и основным компонентом всей системы образования и придает ей новое качество, которое не только требует другого подхода к природе, но также к обществу и людям (экогуманизм). Несмотря на различия в определениях, ученые сходятся во мнении, что для формирования экологического сознания существуют два условия: овладение теоретическими знаниями – понятиями, идеями, фактами, и включение обучающихся в практические занятия по изучению реальной экологической ситуации и их рельефа, а также доступное и реальное участие в ее улучшении.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Разработка и постоянное совершенствование содержания образования является проблемой, имеющей непреходящее социальное и педагогическое значение.
Младшим школьникам следует сделать вывод, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды, а значит, защита эстетических, экологических, санитарно-гигиенических условий окружающей среды – это забота о здоровье человека, его нормальной жизни. В начале обучения можно познакомить детей с объектами, созданными человеческим трудом, с окружающей средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природной среды, как положительной, так и отрицательной, и основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. — М. : Просвещение, 2008. – С.29– 32.
2. Бахарева А. С. Формы экологического воспитания детей / А. С. Бахарева. – М.: 2016. – 109 с.
3. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 1993. – №6
4. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа, 2017. – №4. – 64 с.
5. Голубева Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности // Этическое воспитание. – 2013. – № 6. – 121 с.
6. Дерябко С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
7. Захлебный А. Н. Зверев И. Д. Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
8. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. – М.: Просвещение, 2006. – 491 с.
9. Каропа Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников. – Мн.: НМО, 2016. – с.70 – 99.
10. Квасцова Л. С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. // Биология в школе. – 2014. – №3. – 85 с.
11. Кениспаев Ж. К. Сознание современного человека II Проблемы развития сознания в культуре и образовании. – Барнаул.: АлтГПА, 2014. – 429 с.
12. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2017. – 342 с.
13. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. 2016. – №6. –96 с.
14. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика, 2014. – №2. – 201 с.
15. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 - 312 с.
16. Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образованиямладших школьников. – Мн.: Высш. шк., 2016, – С. 4 – 17.
17. Рыжова Н. А. Экологический проект «Мое дерево»// Начальная школа. – 1997. – №4. – с. 48 – 52.
18. Симонова Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
19. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
20. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников // Начальная школа, 2015. – №3. – 174 с.
21. Шульженко А. К. Экологическое воспитание: Европейский опыт. Учебное пособие. – М., 2003. – 115с.
22. «Человек и мир»: пособие для студентов, обучающихся по специальности 1-01 02 01 Начальное образование / Л. И. Баранова, Т. А. Соколова – Минск : БГПУ, 2016.