ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
1.2 Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями
1.3 Особенности конфликтного взаимодействия супругов, воспитывающих подростков с ограниченными возможностями
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования конфликтов между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается [12]. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, становится все более актуальной в связи с развитием в обществе гуманного отношения к лицам с отклонениями в развитии и поиском новых эффективных путей их социальной адаптации.
Семья, в которой живет больной ребенок, становится особой группой, которой соответствует присущая только ей атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психоэмоциональное состояние самих родителей. Нервно-психические перегрузки вызывают у родителей неудовлетворительность своим состоянием, хронический стресс (беспокойство, усталость, апатия), депрессию и тревогу, вызванные болезнью ребенка и проблемами, связанными с этим. Это все может выступать причиной возникновения конфликтов между супругами.
Существование семьи без конфликтов невозможно. Это необходимый элемент семейной жизни, который дает выход напряженности, энергии деятельности, порождая тем самым разные семейные изменения. Вместе с тем, воспитание ребенка с ограниченными возможностями в конфликтной атмосфере способно только усугубить его развитие. Роль семейного окружения оказывается еще более значимой, т. к. семья помогает ребенку адаптироваться в обществе с учетом его заболевания, а создание комфортной обстановки в семье позволяет ребенку чувствовать себя значимым.
Понятие и сущность семейных конфликтов изучали такие ученые как Л.Г. Абатурова, Н.А. Коваль, Н.В. Малярова, М.С. Москаленко, В.А. Сысенко, С.Г. Шуман и др. Изучением проблем, возникающих у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными физическими возможностями, занимались такие ученые как Е.Г. Бабич, Е.И. Валитова, С.В. Калинина, И.Ю. Левченко, Е.А. Мастюкова, Р.В. Овчарова, В.В. Ткачева, О.А. Федосеева, О.В. Югова и другие. Однако, проблема изучения реакций на конфликты между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями в психологии остается недостаточно освещенной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1 Понятие семейного конфликта в психологии
В современной психологии под конфликтом понимается «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодействиях индивидов, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [11, с. 87].
В зависимости от природы возникновения конфликты подразделяются на: социальные, организационные, семейные и личностные. Семейный конфликт можно определить, как столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами. По определению А.С. Муратовой, семейные конфликты – это конфликты, возникающие между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям [17, с. 114].
Сущность семейного конфликта состоит в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи. Семейный конфликт обладает своими своеобразными характеристиками. В работе Н.А. Коваль ситуация семейного конфликта рассматривается как «ограниченный пространственными, временными, информационными рамками фрагмент жизненного процесса семьи, совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением супругов, а также напряженными межличностными отношениями» [9, с. 134].
Как отмечает Н.А. Коваль, в основе конфликтной ситуации лежит противоречие. Уровень и глубина противоречия позволяют определить степень или ступень развития конфликта, выявить круг проблем, которые служат источником возникновения конфликтов. Семья проходит в своем развитии ряд этапов, следовательно, можно предполагать, что переход с одного уровня развития на другой сопровождается появлением критических точек. Противоречия, возникающие в эти моменты в семье, определяют содержание конфликтов в данный период и относятся к группе противоречий развития. Для своего разрешения они требуют изменения основных базовых характеристик партнеров. Кроме названной группы, выделяют противоречия функционирования, разрешение которых не требует качественного изменения структуры личности каждого члена семьи. Они вносят вклад в поддержание равновесия и стабилизации семьи [9, с. 135].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СУПРУГАМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1 Организация и методы исследования
Методологическими основаниями исследования являются:
– представления о том, что основными реакциями супругов на конфликт, являются протективные и дефензивные защиты, неконструктивные установки на брак, депрессия, агрессия, соматизация тревога, фиксация на психотравме (Г.С. Качарян);
– представления о том, что отношение к болезни ребенка родителей можно охарактеризовать через интернальность, тревогу, нозогнозию, контроль активности.
Методики исследования:
1. Методика «Реакция супругов на конфликт» (А. С. Кочарян) [15].
Цель: диагностика восприятия и понимания супругами друг друга и конфликтной ситуации, а также индивидуальных защитных паттернов супругов. С помощью методики можно выявить следующие реакции на конфликт: неконструктивные установки на брак, депрессия, протективные механизмы, дефензивные механизмы, агрессия, соматизация тревоги, фиксация на психотравме, контрольная шкала.
Опросник состоит из 89 утверждений, которые распределены по 8 шкалам. Полученные сырые баллы переводятся в Т-баллы. Критерии оценки: до 30 баллов – низкие показатели, 40-60 – средние показатели, 30-40 баллов - средние с тенденцией к низкому, 60-70 баллов – средние с тенденцией к высокому, более 70 говорит о высоких показателях.
2. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева) [16].
Цель: диагностика отношения к болезни ребенка.
Шкалы методики: интернальность, тревога, нозогнозия, контроль активности, общая напряженность.
Опросник состоит из 40 пунктов-утверждений, согласие испытуемых с которыми оценивается по 6-балльной шкале. Возможный диапазон баллов по каждой шкале от +30 до -30.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. В современной психологии семейный конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей и потребностей между супругами. Сущность семейного конфликта заключается в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи, личностных характеристик, что сопровождается напряженными межличностными отношениями. Семейные конфликты могут быть как деструктивными, так и конструктивными, возникать по причине рассогласования методов воспитания детей, разных взглядов на семейную жизнь, нарушений супружеских отношений.
2. Основными социально-психологическими проблемами, возникающими у родителей в процессе воспитания подростков с ограниченными возможностями, являются: нарушения супружеских взаимоотношений и детско-родительских отношений; дисгармоничное физическое и психическое развитие подростка; недостаточная компетентность родителей по вопросам воспитания и образования подростка с ограниченными возможностями; пренебрежительное (или равнодушное) отношение социума к подростку с ограниченными возможностями, и семье в целом; постоянный эмоциональный дискомфорт, отсутствие навыков нахождения ресурсов для его преодоления.
3. Конфликты между супругами, воспитывающими подростков с ограниченными возможностями, могут возникать по причине деформации детско-родительских отношений, использования непродуктивных стилей семейного воспитания (гиперопеке, симбиоза, гипоопеки), нарушений их эмоциональной сферы, обусловленных необходимостью воспитывать подростка с ограниченными возможностями. Личностные особенности супругов, воспитывающих подростка с ограниченными возможностями, являются важным фактором возникновения семейных конфликтов.
1. Абатурова, Л.Г. Семейные конфликты: пути их предупреждения и разрешения / Л.Г. Абатурова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25. – С. 129-132.
2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
3. Болдина, М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М.А. Болдина // Гаудеамус. – 2006. – № 2. – С. 84-90.
4. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 55-67.
5. Гаврикова, И.Г. Функции семейных межличностных конфликтов / И.Г. Гаврикова // Аллея Науки. – 2018. – № 2 (18). – С. 1-17.
6. Гаврина, В.Д. Роль семьи в воспитании и развитии личности больного ребенка / В.Д. Гаврина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. – № 5. – С. 21–24.
7. Гребенникова, Е.В. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, О.Г. Берестнева // Науковедение. – 2015. – № 1. – С. 1-13.
8. Дорошина, И.Г. Исследование конфликтного взаимодействия супругов в зрелой семье / И.Г. Дорошина // Сибирский психологический журнал. – 2009. - № 2. – С. 95-99.
9. Коваль, Н.А. Конфликт как проявление дезадаптивности в семейных отношениях / Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. – 2007. – Вып. 3. – С. 133-142.
10. Корнева, Н.Ю. Современные проблемы обучения детей с ограниченными физическими возможностями / Н.Ю. Корнева // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 1. – С. 65-69.
11. Краткий психологический словарь: учебное пособие / под общ. ред.: А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
12. Лебедева, С.В. Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ / С.В. Лебедева // Образование и воспитание. – 2015. – № 4 (4). – С. 75-77.
13. Малярова, Н.В. Семейный конфликт как объект прикладного социологического исследования: дис. канд. филос. наук / Н.В. Малярова. – М., 1984. – 25 с.
14. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Просвещение, 2003. – 430 с.
15. Методика «Реакция супругов на конфликт» (А.С. Кочарян) // Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов / Г.С. Кочарян, А.С. Кочарян. – М., 1994. – С. 226-231.
16. Методика диагностики отношения к болезни ребенка (В.Е. Каган, И.П. Журавлева) // Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. Методическое пособие/ Под ред. Д.Н. Исаев, В.Е. Каган – СПб., 1991. – С. 30-34.
17. Муратова, А.С. Конфликты в молодых семьях / А.С. Муратова // Россия молодая: материалы научно-практической конференции. – Кемерово, 2015. – 113-116.
18. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
19. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. – С. 107-110.
20. Полянчук, Т.В. Специфика конфликта в структуре межличностных отношений в семье / Т.В. Полянчук // Проблемы социальной зрелости современной молодежи: материалы научной конференции. – Тамбов, 2013. – С. 32-36.
21. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Посысоев. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
22. Сысенко, В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 452 с.
23. Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 160 с.
24. Федосеева, О.А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О.А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 344-346.
25. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
26. Фомина, Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития / Л.К. Фомина // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 815-816.
27. Чернецкая, А.Н. Модели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н. Чернецкая // Перспективы развития науки в современно мире: материалы научной конференции. – Уфа, 2018. – С. 66-69.
28. Чернышева, Н.С. Проблема деструктивного взаимодействия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Чернышева, Е.С. Фоминых // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). – Чебоксары, 2015. – № 3 (4). – С. 237-240.
29. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – Мн.: Университетское, 2003. – 80 с.
30. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник ЧГУ. – 2017. – № 1. – С. 130-135.