ГЛАВА 1 СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и задачи словесно–дидактической наглядности
1.2 Специфика преподавания литературного чтения в младших классах
1.3 Основы применения словесной дидактической наглядности на уроках литературно чтения в младших классах
Выводы по первой главе
Список использованных источников
ГЛАВА 1 СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность и задачи словесно–дидактической наглядности
Область педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общей форме, называется дидактикой. Она раскрывает закономерности, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и обучения, стимулирование и контроль в учебном процессе, характерные для всех субъектов, на всех возрастных стадиях обучения, а также принципы обучения. Законы, направленные на раскрытие дидактики, дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не дают прямых указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для развития и совершенствования ее технологии. Практические указания по реализации обучения закреплены, главным образом, в принципах и правилах их реализации, которые называются дидактическими принципами и правилами [16, c. 166].
Дидактические принципы – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и моделями. Принципы обучения выражают нормативную основу обучения в его конкретной – исторической форме [16, с. 169].
Все принципы обучения являются категорией дидактики и характеризуют то, как используются законы и закономерности в зависимости от намеченных целей.
1.2 Специфика преподавания литературного чтения в младших классах
Курс литературного чтения призван познакомить ребенка с миром художественной литературы и помочь ему постичь образность словесного искусства, посредством которого произведение художественной литературы вызывает у детей интерес к словесному творчеству и чтению произведений искусства [13, c. 65].
Методологические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут педагогам избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения является только тема сюжета и информационная сторона текста. В поле зрения начинающего читателя должны оказаться образное произведение искусства, отношение автора к окружающей среде, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.
Учебные программы предполагают такое содержание учебников, их структуру и методы преподавания, которые основаны на двух ведущих принципах: художественно–эстетическом и литературоведческом [14, c. 25].
- художественно–эстетический принцип определяет стратегию подбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших школьников входят в основном художественные тексты. Внимание детей привлекает тот факт, что перед ними стоят не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Они раскрывают читателю богатство мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии и красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют у ребенка собственное отношение к действительности. Этот принцип подразумевает активное установление межсубъектных отношений с другими видами искусства.
- литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется в анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства вообще и литературы в частности. Слово становится объектом внимания читателя и понимается им как средство создания словесного и художественного образа, посредством которого автор выражает свои мысли, чувства и идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, наполненном смыслом и значением не только образных, но и нейтральных слов выражений. Литературоведческий принцип противопоставляет лингвистический анализ текста, имевший место в начальной подготовке, когда предметом рассмотрения были лишь отдельные средства художественного выражения, которые «выпадали» из образной ткани произведения.
1.3 Основы применения словесной дидактической наглядности на уроках литературно чтения в младших классах
Проблема наглядности занимает одно из центральных мест в методике начального образования. Принцип наглядности является самым известным и наиболее понятным принципом обучения, который использовался с древних времен. Обоснование этого принципа было получено сравнительно недавно. Этот принцип основан на строго установленных научных законах: человеческих чувствах. Наиболее чувствительными органами человека являются органы зрения, они «передают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
В начальной школе образование детей основано на непосредственном восприятии реальности. Это важно в начальной школе. К.Д. Ушинский считал, что ребенок мыслит картинками, звуками, цветами, ощущениями в целом, отсюда и необходимость визуального воспитания детей. Оно построено на определенных изображениях. Это утверждение подчеркивает обоснованность, лежащую в основе развития детей этого возраста [15].
Полная реализация принципа наглядности на уроках литературного чтения приводит к активизации познавательных способностей детей, стимулирует развитие их мышления и речи, повышает внимание и наблюдательность детей, расширяет круг интересов школьников, пробуждает их творческие силы, ускоряет развитие доброкачественных навыков чтения, связывает учебу с жизнью [3, c. 23].
Принцип наглядности на уроках чтения продиктован особенностями психологии детей младшего школьного возраста, а также целым комплексом воспитательных задач и самой сутью курса литературного чтения.
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:
- наглядность является «одним из принципов обучения, основанного на демонстрации конкретных предметов, процессов и явлений». Под словесной дидактической наглядностью понимается описание образов в речевой форме. Данный вид наглядности чаще используется, поскольку он более прост для педагога и экономичен по времени.
- словесная наглядность, говоря по отношению к тексту, а также по отношению к предмету по отношению к слову, имеет почти равные возможности со всеми другими визуальными средствами. Не следует допускать излишеств, использовать ее слишком много, так как это может привести к обратному эффекту, урок будет не познавательным, а скорее развлекательным. Школьникам будет сложно сосредоточиться на изучаемой теме и задуматься над правильными вопросами. Бездумное использование такого вида наглядности вредит развитию школьников, так как внимание будет сосредоточено не на уроках. Поэтому все должно быть в меру.
1. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении. М., Просвещение, 2014. с. 265-267
2. Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся // Сборник научных трудов АПН СССР, М., 2015
3. Глушенко Е.Л. Картина и иллюстрация на уроках литературы: учебное пособие. М.: Просвещение, 2015. 235 с.
4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 96 с.
5. Жаркова Е.Н. Литературное образование младших школьников // Начальная школа. 2017. №8. С. 17–28.
6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 2011.
7. Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию Начальная школа. 2011. №6. С. 44-46.
8. Литературное чтение в современной школе: сборик статей / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2015
9. Лыкова, И. А. Безопасность на дороге. Беседы по картинкам. Основные понятия. Дидактический материал (набор из 8 карточек). М.: Цветной мир, 2014. 607 c.
10. Миронова, Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников. Начальная Школа. 2011. №8. С. 74-75.
11. Нестерова И.Н. Проблема наглядного обучения в педагогическом опыте Н.Ф. Бунакова и П.Ф. Каптерова // Историко-педагогическое наследие П.Ф. Каптерова и проблемы современного образования: материалы Российской научно-практической конференции. Воронеж. 2012
12. Осмоловская И.М. Дидактические аспекты наглядных методов обучения // Наглядные методы обучения: учебное пособие для студ. вузов. М., 2013. С. 68–115.
13. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 192 с.
14. Пекарских Н.И. Урок литературного чтения // Начальная школа. 2012. № 2. С. 65–67.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2014. 640 с.
16. Поважнюк Л.А. Урок литературного чтения // Начальная школа. 2017. № 2. С. 3435.
17. Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманит. И.Ц. ВЛАДОС, 2012
18. Решетникова, И.П. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов. Начальная Школа. 2016. №3. С. 61-62.
19. Селеменев С.В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. № 12. 2013
20. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2014. 368 с.
21. Скороходова, Е.Н. Мир искусства на уроках чтения. 2-4 классы. Начальная Школа. 2015. №3. С. 20-23.
22. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. М.: Просвещение, 2011. 189 с.
23. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92.
24. Яковлева, В.И. О беседах по художественному произведению Начальная Школа. 2011. №7. С. 19-24