ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты понятия трудовой мотивации в психологической научной литературе
1.2 Основные подходы к пониманию направленности личности и ее роль в профессиональной деятельности
1.3 Основные аспекты понятия мотивация достижения и ее роль в профессиональной деятельности топ-менеджера
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
2.1 Организация и методы исследования особенностей мотивации у взрослых с высоким уровнем достижений в профессиональной сфере
2.2 Особенности направленности личности топ-менеджеров
2.3 Характеристики мотивации достижения топ-менеджеров
2.4 Взаимосвязь направленности личности и мотивации достижения топ-менеджеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена запросом со стороны общества на исследования условий и факторов успешности личности в профессиональной деятельности и практическую помощь в реализации потенциала, способствующего карьерному росту. В современных условиях функционирования общества особую важность приобретает проблема поиска детерминант, подталкивающих человека к высоким достижениям в профессиональной сфере. Особую роль в профессиональном развитии личности играет мотивация [23; 25; 30]. Под мотивацией принято понимать совокупность внутренних и внешних движущих сил, обусловливающих субъективно-личностную заинтересованность индивида к совершению действия и достижения цели [31].
В значительной степени продуктивная активность личности связана с мотивацией достижения, которая проявляется в стремлении добиваться успехов, повышать уровень своих возможностей, превосходить других людей. Мотивация достижения в профессиональной деятельности характеризует инициативное отношение к делу, в значительной степени определяет эффективность и продуктивность деятельности, способствует успешному осуществлению профессиональной карьеры, достижению высокого социального статуса, побуждает к реализации творческого потенциала и профессиональному самосовершенствованию [4].
Профессиональная мотивация одновременно является и относительно устойчивым, и относительно изменчивым, динамичным образованием. В зависимости от психологических особенностей личности и внешних обстоятельств ее жизнедеятельности профессиональная мотивация одного человека может в целом сохраняться в течение нескольких десятилетий, а профессиональная мотивация другого человека – полностью перемениться за значительно более короткий срок.
Особый интерес представляет изучение особенностей мотивации у взрослых людей с высоким уровнем достижений в профессиональной сфере. В период поздней взрослости, в возрасте 45-60 лет, профессиональная карьера, как правило, достигает своего пика [2]. Взрослые стараются занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности. В годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты понятия трудовой мотивации в психологической научной литературе
В зарубежной психологии трудовая мотивация рассматривается в ряде содержательных и процессуальных теорий мотивации. Содержательные теории основаны на анализе потребностей человека и представлены работами: А. Маслоу, К. Альдерфера, Д. Макклеланда, Ф. Герцберга [33, с. 40].
В основе же процессуальных теорий лежит оценка ситуаций, возникающих в процессе мотивации. Среди представителей процессуальных теорий мотивации можно назвать Дж. Аткинсона. В. Врума, С. Адамса, И. Лоулера, Л. Портера.
Теория А. Маслоу выступает в качестве фундамента для формирования других теорий мотивации, поддерживающих, дополняющих или отрицающих пятиступенчатую пирамиду потребностей. Иерархия потребностей А. Маслоу включает 5 уровней потребностей (от низшего к высшему): физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности (любовь, дружба, общение); потребность в уважении (уважение окружающих, признание, самооценка); потребность в самореализации (совершенствование, саморазвитие) [6, с. 142].
Теория К. Альдерфера является модификацией теория А. Маслоу, где выделяются только три группы потребностей: потребности в существовании, в физическом здоровье и благополучии (соответствуют двум нижним ступеням пирамиды А. Маслоу); потребности во взаимосвязях – в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми (третья, частично вторая и четвертая ступени пирамиды А. Маслоу); потребности в росте, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремлением к личностному росту и т. д. (две верхние ступени пирамиды А. Маслоу) [33, с. 40].
К. Альдерфер, как и А. Маслоу, рассматривает потребности в иерархии, но считает возможным переход от одного их уровня к другому в различных направлениях. Например, при невозможности удовлетворить потребности высшего уровня человек вновь возвращается к низшему и активизирует свою деятельность здесь (так называемый принцип «фрустрация – регрессия»), что создает дополнительные возможности для мотивации.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ У ВЗРОСЛЫХ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ДОСТИЖЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
2.1 Организация и методы исследования особенностей мотивации у взрослых с высоким уровнем достижений в профессиональной сфере
С целью выявления взаимосвязи особенностей мотивации достижения у взрослых людей 45-60 лет с высоким уровнем достижений в профессиональной сфере мною было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей мотивации достижения у взрослых людей 45-60 лет с высоким уровнем достижений в профессиональной сфере с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
В исследовании приняли участие 30 человек, топ-менеджеры, владельцы частного бизнеса 45-60 лет в сфере торговли. Диагностирование топ-менеджеров в сфере торговли и владельцев частного бизнеса на территории Республики Беларусь (СООО «Руптур-Про», ОДО «Арнимек», ОАО «Дартан», ИП Иванов, ЧТУП «ЛогБук»).
В основе исследования лежала гипотеза о том, существует взаимосвязь между мотивацией достижения и направленностью личности топ-менеджеров в сфере торговли.
Методики исследования:
1. Ориентационная анкета диагностики направленности личности Б.Басса [16].
Цель: диагностика направленности личности.
С помощью методики можно выявить следующие виды личностной направленности:
- направленность на себя (личностная направленность) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрено современное состояние проблемы трудовой мотивации в психологической научной литературе. Западная психология рассматривает сущность трудовой мотивации с позиций содержательных и процессуальных теорий мотивации. При этом, содержательные теории мотивации ставят акцент на изучении потребностей работников как движущих сил, побуждающих к действиям, а процессуальные теории рассматривают поведение сотрудника в связи с его восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения. В отечественной психологии взгляды на трудовую мотивацию основаны преимущественно на теориях западных ученых. Рассматривая понятие трудовой мотивации, отечественные авторы обращаются к потребностям работника, выделяют типологии сотрудников в зависимости от типа мотивации, рассматривают внешние и внутренние факторы трудовой мотивации. Под трудовой мотивацией в настоящей работе понимается процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения их собственных потребностей и интересов в сочетании с достижением целей организации.
Изучена направленность личности у топ-менеджеров. Под направленностью личности понимается совокупность потребностей, целей, убеждений установок, избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его деятельность. Большая часть топ-менеджеров характеризуется направленностью на дело, что свидетельствует об ориентации на решение деловых проблем, на деловое сотрудничество, заинтересованности в выполнении работы как можно лучше, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
1. Богданов, Е. Н. Структура трудовых мотивов работников организации как фактор эффективности их деятельности / Е. Н. Богданова, Г.П. Иванов, Е. А. Шишкина // Прикладная юридическая психология. – 2011. – № 2. – С. 127-133.
2. Буторин, Г. Г. Стадиальность и кризисные периоды зрелости в работах отечественных психологов / Г. Г. Буторина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 116-120.
3. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. – М. : Смысл, 2006. – 336 с.
4. Горчакова, Е. Б. Мотив достижения успеха в структуре личности и деятельности будущих менеджеров : автореф. дис. канд. психол. наук / Е. Б. Горчакова. – М., 2002. – 25 с.
5. Десфонтейнес, Л. Г. Ценностные ориентации персонала как основа корпоративной культуры предприятия / Л. Г. Десфонтейнес, Ю. Е. Семенова // Международный технико-экономический журнал. – 2015. – № 18. – С. 358-362.
6. Дмитриева, Н. А. Мотивация персонала в организации / Н. А. Дмитриева // Новая наука : теоретический и практический взгляд. – 2017. – № 3. – С. 141-145.
7. Занковский, А. Н. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М. : Форум, 2009. – 646 с.
8. Захарова, Т. И. Мотивация трудовой деятельности / Т. И. Захарова, С. В. Гаврилова. – М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 216 с.
9. Зобнина, Л.Я. Исследование мотивации достижения / Л. Я. Зобнина // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 2. – С. 117-122.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 507 с.
11. Когдин, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А. А. Когтин // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4. – С. 80-83.
12. Лужецкая, А. М. Основные подходы к изучению направленности личности в современной науке / А. М. Лужецкая // Успехи современной науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 28-30.
13. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Пер. с англ. – СПб. : Питер, 2007. – 672 с.
14. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2005. – 452 с.
15. Методика «Мотивация к успеху» Элерса [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/271-metodika-diagnostiki-lichnosti-na-motivatsiyu-k-uspekhu-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya-motivatsii-dostizheniya-uspekha.
16. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (адаптация В. Смекала и М. Кучера) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://psycabi.net/testy/233-metodika-diagnostiki-napravlennosti-lichnosti-b-bassa-oprosnik-smekala-kuchera.
17. Митрофанова, Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика : автореф. дис. канд. эконом. наук / Е. А. Митрофанова. – М., 2008. – 27 с.
18. Неймарк, М. С. Направленность личности : взгляд из 2012 года / М. С. Неймарк, Н. Н. Толстых // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. – № 5. – С. 5-13.
19. Несмеянова, О. К. Взаимосвязь индивидуальных характеристик и субъективного представления о корпоративной культуре работников коммерческих организаций / О. К. Несмеянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2018. – Вып. 2. – С. 193-209.
20. Олевская, И. З. Основы психологии и педагогик и: учебно-методическое пособие / И. З. Олевская. – Минск : МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2015. – 120 с.
21. Прядко, К. В. Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации / К.В. Прядко // Перспективы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 132-139.
22. Рассадин, В. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / В. В. Рассадин // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 3. – С. 53-59.
23. Родина, О. Н. Профессиональная мотивация и успешность профессионализации психологов / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 153-167.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство «Питер», 2015. – 705 с.
25. Русина, М. В. Уровень мотивации достижения, как фактор, определяющий успешность людей зрелого возраста в профессиональной деятельности / М. В. Русина // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингвистических исследований. – Москва, 2019. – С. 248-252.
26. Скворцов, В. Н. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В. Н. Скворцов, Е.А. Маклаков // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 54-63.
27. Слинкова, О. К. Трудовая мотивация и организационная культура: теоретико-методологические и прикладные основы исследования : автореф. дис. канд. психол. наук / О. К. Слинкова. – М., 2006. – 25 с.
28. Согачева, О. В. Методологический подход к управлению персоналом предприятия : выявление ценностных ориентаций и мотивационных установок коллектива в системе менеджмента организации / О. В. Согачева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 211-215.
29. Сотникова, А. В. Профессиональная мотивация как предмет социологического анализа / А. В. Сотникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 3. – С. 118–123.
30. Учадзе, Л. Г. Влияние мотивации достижения успеха на эффективность деятельности менеджера / Л. Г. Учадзе // Гуманизация образования. – 2009. – № 1. – С. 110-114.
31. Филатова, А. В. Сущность и основные теории мотивации эффективности труда персонала / А. В. Филатова // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 1. – С. 126-138.
32. Хагур, Ф. Р. Вклад зарубежных ученых в исследовании мотивации трудовой деятельности / Ф. Р. Хагур // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2016. – № 2. – С. 11-19.
33. Цыпленкова, М. В. Основы менеджмента : учебное пособие / М. В. Цыпленкова [и др]. – М. : Изд. дом Акад. естествознания, 2013. – 129 с.
34. Шмаков, А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – № 3. – С. 103-106.