ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
1.1 Понятие, формы и причины агрессии в психологической литературе
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
1.3 Особенности агрессивных проявлений личностей подросткового возраста
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Анализ эмпирического исследования
2.3 Рекомендации по организации психолого-педагогической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Особую тревогу вызывает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, который проявляется в асоциальных действиях. В нашей стране возросло количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Увеличились случаи групповых драк среди подростков, которые носят насильственный характер. Наряду с количественным ростом агрессивных и насильственных действий, среди подростков наблюдается углубление агрессии в сторону усиления жестокости, цинизма, увеличение числа преступлений, совершаемых под влиянием ситуативных, импульсивных поведенческих реакций.
Несмотря на то, что явление подростковой агрессии не имеет массового характера, оно неприемлемо для общества. Подростки подвержены влиянию большого количества внутренних и внешних факторов. Не все дети могут контролировать свои действия. Столкновение ребенка с миром других детей, а также с миром взрослых и различными явлениями жизни не всегда безболезненно. Часто в этом случае несовершеннолетний разрушает множество идей, установок, изменений в желаниях и привычках, не доверяет другим. Одни чувства сменяются другими, которые также могут иметь патологическую природу. Ребенок развивает внутренние взгляды, враждебные другим. Такой ребенок считает приемлемым агрессивное поведение; у него нет другого позитивного опыта в поведении.
Повышенная агрессивность подростков является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, но и для общества в целом. Эта тема, безусловно, актуальна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Это обусловлено рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социального положения подростков; кризисом семейного воспитания; невниманием школы к нервно-психологическому состоянию подростков; биологическими факторами; средствами массовой информации, регулярно пропагандирующими культ насилия.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
1.1 Понятие, формы и причины агрессии в психологической литературе
По сравнению с животными любого вида, человек – самое агрессивное существо. Для того, чтобы понять причину этой особенности, в первую очередь необходимо понять сам термин «агрессивность», что довольно сложно сделать, так как понятие используется в разных случаях и с разной семантической нагрузкой. Большинство психологов понимают этот термин как действия, направленные на причинение вреда человеку или животному. Е. Фромм трактует агрессию более подробно и широко, определяя её как поведение, направленное на причинение вреда не только живым существам, но и на уничтожение неодушевлённых объектов, поскольку к жизненным потребностям человека относятся те, которые зависят от материальных объектов, и, следовательно, причиняя вред неодушевлённому объекту, можно также причинить вред человеку [6, с. 241].
Сегодня понятия «агрессия» и «агрессивность» разделены, поскольку агрессия является свойством характера, определяющим склонность человека к проявлению разрушительной агрессии.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. С психологической точки зрения агрессию у человека причисляют к способу психологической защиты от психотравмирующей и неблагоприятной ситуации. Также она может быть и способом психологической разрядки, а также самоутверждения [17, с.157].
В мире существует множество подходов к определению причины, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессивность – это врожденное качество человека, связанное с инстинктивными импульсами. Другие корректируют это понятие необходимостью выписки индивида (разочарования), в то время как другие воспринимают его как проявление социального познания человека, возникшего из прошлого опыта. Таким образом, данный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое является деструктивным и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту для других индивидуумов [22, с. 201].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, СКЛОННЫМ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
В данной курсовой работе было проведено эмпирическое исследование проявления агрессивности у подростков, в этом исследовании принимали участие учащиеся училища – 20 мальчиков (первая группа), а также ученики гимназии– 10 мальчиков, 14 девочек (24 человека) – вторая группа. Возраст исследуемых подростков – от 14 до 16 лет.
Цель: провести исследование склонности подростков к агрессивному типу поведения и разработать рекомендации по организации психолого-педагогической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить уровень агрессивности подростков.
2. Установить какие виды агрессивного поведения свойственны подросткам в наибольшей степени.
Для проведения диагностики склонности к агрессивному поведению были использованы следующие диагностические методики:
– опросник Ассингера;
–опросник агрессивности Басса-Дарки.
Опросник Ассингера [2]определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. Опросник можно применять и в профессиональной психологической деятельности, и в самотестировании. Для полноты картины рекомендуется использовать его в сочетании с другими методиками на коммуникативные особенности. Примерное время выполнения теста: 10 минут.
Опросник агрессивности Басса-Дарки [10]разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Основные причины проявления агрессивности заложены в природе человека, в особенностях личности, на агрессивность человека может влиять огромное количество факторов. Огромную роль на формирование агрессивного поведения оказывает социум, общество и семья, в которой рождается и вырастает личность.
Подростковый возраст является самым сложным периодом из всех детских возрастов. Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. В подростковом возрасте у ребенка происходит развитие половых функций, физических характеристик. Формируются основы нравственности, социальные установки по отношению к себе, к людям, к обществу, что определяет основные формы межличностного поведения подростка. Стабилизируются черты характера подростка. Ведущей деятельностью данного возраста является общение, а новообразованием - самосознание личности.
Агрессивное поведение подростков – это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно подросток справиться не в силах. В подростковом возрасте агрессивное поведение может проявляться как в рамках открытых действий, так и выступать в качестве определенного подавления этих эмоциональных проявлений и как следствие, все эти факторы оказывают влияние на эмоциональное состояние подростков. На уровень и проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте оказывают влияние психологические особенности личности, такие как уровень самооценки, особенности импульсивности, стремление к независимости, особенности характера личности подростков.
1 Аликина, Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения / Н.В. Алкина. – М., 2002. – 140 с.
2 Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопросы психологии. – М., 2007. – № 6. – С. 44-65
3 Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2005. – 512 с.
4 Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. – М., 2010. – 451 с.
4 Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер. – 2012. – 352 с.
5 Вельдер, Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности / Р. Вельдер // Общественные науки и современность. – М., 2012. – № 3. – 287 с.
6 Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – Омега-Л, 2005. – 145 с.
7 Дубинко, Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н.А. Дубинко // Социально-педагогическая работа. – М., 2009. – № 4. – 287 с.
8 Ениколопов, С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности / С.Н. Ениколопов. – М., 2010. – 127 с.
9 Иванченко, В.Н. Агрессивное поведение у детей / В.Н. Иванченко, А.Г. Асмолов, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. – М., 2008. – № 2. – С. 48-57.
10 Кернберг, О.Ф. Агрессия при расстройствах личности / О.Ф. Кернерг. – М., 2004. – 368 с.
11 Ковалев, П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П. Ковалев. – СПб., 2004. – 358 с.
12 Крылов, А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничева. – Санкт-Петербург, «Питер», 2009. – 156 с.
13 Крысько,В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько. – М., 2011. – 208 с.
14 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2004. – 197 с.
15 Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. – Спб.: Питер. – 2005. – 304 с.
16 Пошивалов, В.П. Новые направления в изучении агрессивного поведения / В.П. Пошивалов // Журн. высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2004, Т. 37. – Вып. 4.
17 Психологический словарь / Под ред. А.Н. Зинченко. – М., 2012. – 325 с.
18 Психология человеческой агрессивности / Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2008. – 656 с.
19 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс // Мастера психологии. – СПб., 2010. – 57 с.
20 Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. реан, Н.Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2012. – № 3. – С. 27-31.
21 Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6. – С.26-32
22 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М., 2013. – 254 с.
23 Фурманова, И.А. Агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманова.– Минск, 2016. – 180 с.