ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста
1.2 Сущность и структура медиаграмотности
1.3 Критерии и способы диагностики медиаграмотности учащихся
1.4 Содержание и способы формирования медиаграмотности старшеклассников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Рекомендации по формированию медиаграмотности старшеклассников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современная жизнь сегодня предъявляет особые требования к человеку – это высокое качество образования, коммуникабельность, решительность, креативность, а главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка такого человека закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Цели и содержание образования меняются, появляются новые учебные пособия и технологии, но при всем разнообразии урок остается основной формой организации образовательного процесса. И чтобы осознать новые требования, урок должен стать новым, современным.
Актуальность данного исследования определяется острой необходимостью формирования медиакультуры старшеклассников, что способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления. Представители молодежи реагируют на указанные процессы быстрее, чем другие социально-демографические группы и сегменты общества, адаптируясь к новым цифровым условиям. Разнообразие источников информации влияет на формирование и коррекцию их представлений о мире, ценностях и интересах, на их отношение к происходящим вокруг событиям, на формирование так называемого «критического мышления», трансформируется морально и эстетически.
В настоящее время проблемы человечества и «окружающей среды» приобрели не только особое значение, но и принципиально новый контент, затрагивающий интересы всего человечества, и особенно каждого человека. Актуализация проблемы обусловлена таким обстоятельством, как сложившаяся исторически новая ситуация в развитии современного общества, которая определяется существенно новым уровнем коммуникации и высокой плотностью информационного поля. Поэтому игнорирование проблем человечества и СМИ заменило его сознание, которое утвердилось в педагогике как медиакультура, отвечающая за изучение законов массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и пр.).
Процесс медиаобразования является важнейшей частью жизни современного общества. Серьезной проблемой для развития медиа-грамотности стало увеличение количества каналов распространения информации и объемов информации, степень проникновения Интернета в различные регионы, совершенствование информационных, мобильных технологий и компьютерного оборудования, доступность информации как таковой для населения в целом [1, с.55].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СПОСОБЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего подросткового возраста
Подростковый возраст «начинается» с периода изменения социальной ситуации развития. В психологии такой период называют переходным, сложным, критическим возрастом. Подростковый возраст изучали большое количество видных психологов. Первый раз описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, отрицательные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью такого периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [15, с.22].
Как указывает В.И. Слободчиков, основания для такого объяснения являются очевидными. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Подросток интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В процессе перестройки организма подростка может появиться чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими; появляются обеспокоенность своим внешним видом, низким или высоким ростом и т.п. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут анализироваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через общественные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение окружающих к подростку и сравнения себя с другими личностями [21, c. 173].
Самой важной особенностью периода подросткового возраста является глубокая и болезненная перестройка организма – половое созревание. Половое развитие является неотделимым от общего развития и происходит неразрывно, начиная с момента рождения. При этом в период подросткового возраста оно резко ускоряется и в течение сравнительно короткого промежутка времени наступает полноценная половая зрелость. Начинается половое созревание с увеличения активности и деятельности центральной нервной системы, следом за ним развивается деятельность эндокринных желез.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ литературных источников показал, что старший школьный возраст представляет собой определенный возрастной этап, остро протекающий переход от детства к взрослости. К психологическим особенностям подросткового возраста относятся: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих. Для удовлетворения чувства взрослости подростки пытаются во всем подражать взрослым. Конкретными образцами для подражания становятся более взрослые друзья, киногерои, попса и другие взрослые с «броской» внешностью.
Медиаграмотность представляет собой набор навыков и умений, позволяющих людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных видах СМИ, жанрах и формах. Понятие медиаграмотности тесно связано с понятием медиаобразования, которая отражает такие особенности как получение прочных знаний и поведенческих навыков в рамках взаимодействия со СМИ. Основными критериями являются такие как мотивационный, поведенческий, когнитивный и ценностный.
Формирование медиакультуры современных старшеклассников будет эффективным только в том случае, если будет учтен целый комплекс требований, которые определяются как возрастной психологией, так и особенностями медиа-технологий. Медиаграмотность старшеклассников имеет определенные особенности, которая отражается в рамках образовательной и воспитательной деятельности. С другой стороны, происходит формирование оптимального уровня развития личности посредством развития медиаобразования в старшем школьном возрасте.
Мы рассмотрели особенности диагностики уровня медиаграмотности и определили, что для этих целей существует множество форм и методов, а также компьютерных программ, которые отражают особенности медиаграмотности, определяют ее уровень и предоставляют возможность для дальнейшего медиаобразования личности.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИАГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Высоковская средняя школа» Каменецкого района. В исследовании приняли участие 40 учащихся 11 «А» и 11 «Б» классов в количестве 40 человек.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития медиаграмотности старшеклассников.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определить уровень понимания респондентами сущности медиаграмотности.
2. Определить уровень развития медиаграмотности.
3. Выявление критериев развития медиаграмотности.
В ходе исследования нами были использованы следующие методики исследования:
1. Авторская методика «Сущности медиаграмотности» (Приложения А)
Данная методика состоит из 3 вопросов, на каждый из которых необходимо дать 1 правильный ответ. Данная методика способствует определению сущности понятия медиаграмотности, в котором отражается субъективное мнение респондента. Обработка: качественная в рамках каждого отдельно взятого вопроса.
2. Методика на определение уровня медиаграмотности (Приложение Б)
Данная методика состоит из 4 вопросов, которым характерно по 4 варианта ответа. Номера ответов под номером А – 3 балла, б) 2 балла, в) 1 балл, г) 0 баллов.
Исходя из общих результатов исследования нами были определены следующие уровни медиаграмотности:
10-12 – высокий уровень;
6-9 – средний;
Менее 6 – низкий уровень
3. Диагностика медиаграмотности учащихся (С.М. Ворсноп и А.В. Федоров.)(Приложение В)
В рамках данной методики рассматривают 3 блока или уровня медиаграмотности: оценка деятельности обучающихся; оценка учебной программы, оценка методической системы. Далее проводится анализ по таким показателям как: когнитивный, поведенческий и т.д.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
С целью определения особенностей формирования представлений о уровне развития медиаграмотности старших подростков, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи авторской методики и методики А.В. Федорова. В ходе исследования нами было определено:
– для подростков старшего возраста характерным является высокий уровень понимания сущности медиаграмотности;
– уровень развития медиаграмотности для данной категории респондентов в основном находится на среднем и низком уровне;
– при определении преобладающих показателей медиаграмотности нами было выявлено, что основным показателем является контактный, который отражается в рамках взаимодействия человека и медиаресурсов; наибольшие сложности характерны для создания собственных медиаресурсов и творческого развития креативности.
Исходя из результатов исследования мы выявили необходимость проведения детальной работы по оптимизации и повышения уровня медиаграмотности детей старшего подросткового возраста. Для решения этой задачи нами были разработаны рекомендации для развития медиаграмотности старшеклассников.
Мы разработали рекомендации в рамках формирования медиаграмотности старших подростков. Нами было определено, что для формирования медиаграмотности необходимо учитывать такие аспекты как формирование представления у ребенка о необходимости избирательного отношения детей к выбору медиаресурса. Необходимо открыто выражать свое негативное отношение к агрессивным или неприемлемым ресурсам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что медиаграмотность представляет собой набор навыков и умений, позволяющих людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в различных видах СМИ, жанрах и формах. Понятие медиаграмотности тесно связано с понятием медиаобразования, которая отражает такие особенности как получение прочных знаний и поведенческих навыков в рамках взаимодействия со СМИ.
Формирование медиакультуры современных старшеклассников будет эффективным только в том случае, если будет учтен целый комплекс требований, которые определяются как возрастной психологией, так и особенностями медиа-технологий. Медиаграмотность старшеклассников имеет определенные особенности, которая отражается в рамках образовательной и воспитательной деятельности. С другой стороны, происходит формирование оптимального уровня развития личности посредством развития медиаобразования в старшем школьном возрасте.
Мы рассмотрели особенности диагностики уровня медиаграмотности и определили, что для этих целей существует множество форм и методов, а также компьютерных программ, которые отражают особенности медиаграмотности, определяют ее уровень и предоставляют возможность для дальнейшего медиаобразования личности.
С целью определения особенностей формирования представлений о уровне развития медиаграмотности старших подростков, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи авторской методики и методики А.В. Федорова. В ходе исследования нами было определено:
– для подростков старшего возраста характерным является высокий уровень понимания сущности медиаграмотности;
– уровень развития медиаграмотности для данной категории респондентов в основном находится на среднем и низком уровне;
– при определении преобладающих показателей медиаграмотности нами было выявлено, что основным показателем является контактный, который отражается в рамках взаимодействия человека и медиаресурсов; наибольшие сложности характерны для создания собственных медиаресурсов и творческого развития креативности.
Исходя из результатов исследования мы выявили необходимость проведения детальной работы по оптимизации и повышения уровня медиаграмотности детей старшего подросткового возраста. Для решения этой задачи нами были разработаны рекомендации для развития медиаграмотности старшеклассников.
1. Бакулина, Ю. В. Медиакультура в сфере образовательной рефлексии / Ю.В. Бакулина. – Новосибирск: Параллель, 2009. – 456 с.
2. Баранов, О.А. Медиаобразование в школе и вузе / О.А. Баранов. – Тверь: Изд–во Тверского гос. ун–та, 2002. – 87 с.
3. Бочарская, И.А. Развитие медиакультуры старшеклассников средствами информационно–просветительских и игровых технологий: Автореф. дисс. канд.пед.наук / И.А. Бочарская. – Москва, 2013. – 23 с.
4. Вартанова, Е.JI. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е.Л. Вартанова, Я. Н. Вартанова // Информационное общество. – 2003. – № 3. – С. 5–10.
5. Вишневецкая, Г.В. Способы формирования медиакультуры учащихся на уроках литературы в средней общеобразовательной школе / Г.В. Вишневецкая // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2013. Т. 3. – С. 2701–2705.
6. Возчиков, В.А. Философия образования и медиакультура информационного общества / В.А. Возчиков. – Санкт–Петербург, 2007. – 413 с.
7. Гендина, Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. – 2005. – №3. – С.18–24.
8. Грибанова, Е.Е. Медиадидактические возможности образовательных сайтов / Е.Е. Грибанова // Образовательные технологии XXI века. – М.: Высшая школа, 2007. – 96 с.
9. Гудилина, С.И. Формирование медиакультуры у школьников (из опыта московской экспериментальной площадки «Медиаобразовательные технологии и новые формы обучения»). URL: HTTP://WWW.MEDIASHKOLAPLUS.RU/
10. Гура, В.В. Новые виды интеллектуальной деятельности в медиасреде как основа развития медиакультуры / В.В. Гура // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.87–98.
11. Гутевич, В.А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников / В.А. Гутевич // Молодой ученый. – 2017. №3.1. – С. 53–54.
12. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – No 3. – С. 5–12.
13. Елисеев, А.В. Медиакультура и медиаобразование в современном обществе / А.В. Елисеев. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.of.ru/attach/17/40063.doc. 2010.
14. Жилавская, И.В. От медиапроектов к системе медиаобразования / И.В. Жилавская // Медиаобразование. – 2007. – № 2. – С.4–8.
15. Иванова, Л.А. Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика / Л.А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – № 2. – С.253–257.
16. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента / Н.Б. Кириллова. – Уральский федеральный университет, 2014. –184 с.
17. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: учеб. Пособие / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический проект Культура, 2008. – 496 с.
18. Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социс. Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 58–66.
19. Крюкова, Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе / Н.А. Крюкова // Омский научный вестник. – 2013. Выпуск № 5 (122). – С. 226–228.
20. Кузьмина, М.В. Формирование медиакультуры учащихся в процессе создания ими образовательных видеоматериалов: автореф. дис. канд. пед. Наук / М.В. Кузьмина. – Москва, 2014. – 26 с.
21. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: Изд–во Моск. ун–та, 1999. – 206 с.
22. Огольцова, Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н.Н. Огольцова, В.А. Стародубцев // Информатика и образование. – 2007. – № 7. – С.104–106. 28
23. Павлова, Е.Д. Медиаобразование как способ формирования национальной информационной культуры / Е Д. Павлова // Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 208 с.
24. Печинкина, О.В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Печинкина. – Архангельск, 2008. – 24 с.
25. Стечкин, И.В. Медиаобразование в школе: школьный интернет–портал / И.В. Стечкин, Д.А. Олеринская, А. Круглова. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009. – 40 с.
26. Федоров, А.В. Медиаобразование: История, теория и методика / А.В. Федоров. – Ростов–на–Дону: Изд–во ЦВВР, 2001. – 708 с.
27. Федоров, А.В. Развитие медиакультуры и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. – М.: Изд–во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. – 616 c.
28. Хлызова, Н.Ю. К вопросу о целях медиаобразования: теоретический аспект / Н.Ю. Хлызлова // Педагогическая теория, эксперимент, практика. – Иркутск: Ин–т повышения квалификации работников образования, 2009. – 104 с.