ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.1 Неформальные молодежные объединения деструктивной направленности как объект социально-педагогической работы
1.2 Психолого-педагогические особенности личности лиц раннего юношеского возраста
1.3 Формы и методы профилактики вовлечения старшеклассников в деструктивные неформальные молодежные объединения
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Методики и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации для социального педагога по профилактике вовлечения старшеклассников в деструктивные неформальные молодежные объединения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном белорусском обществе, отражаются на всех социальных группах, в том числе на молодежи.
Молодежь − социально-демографическая группа с определенными возрастными особенностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре общества. Это часть населения, которая находящаяся в стадии социализации, включенная в процесс усвоения системы норм, знаний, умений, навыков, позволяющих людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного общества. Положение молодежи, роль молодежи в обществе, функции и виды деятельности, потребности и социально-психологические свойства в значительной степени определяются характером социально-политического строя, экономическими отношениями, традициями, конкретной исторической ситуацией.
Поведение молодежи определено как ее общественным положением, так и характерными качествами, свойственными данной группе: психической подвижностью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком. Стремясь самоутвердиться, получить признание сверстников, молодые люди создают свое социальное пространство, активно участвуя в различных формальных и неформальных объединениях.
Неформальные молодежные объединения – культурно и исторически обусловленное, сложное, многоаспектное явление, изучение которого представляется важным направлением педагогической науки, т. к. выполняя определенные социализационные функции, они выступают для современных молодых людей значимыми факторами социализации, способными оказать огромное влияние на формирование личности молодого человека. В связи с этим, как отмечает ученый Д. В. Громов, особое внимание при изучении неформальных молодежных объединений молодежи следует уделять объединениям деструктивной направленности, так как они «освобождают» своих членов от моральной ответственности за деструктивное поведение, дегуманизируя объекты насильственных, экстремистских, радикальных и т.п. действий. В результате этого антисоциальные действия, осуществляемые объединением, рассматриваются их членами как нормальные, то есть происходит диссоциальное воспитание – «формирование антисоциальных сознания и поведения», препятствующее успешной интеграции молодого человека в общество.
Важно выделить, что молодежи свойственна психология максимализма, делающая ее уязвимой для экстремизма и радикализма, которые выражаются: в неподчинении действующим в обществе правилам поведения; в пренебрежении к закону; в нетерпимости к другим социальным группам, этносам, придерживающимся иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.1 Неформальные молодежные объединения деструктивной направленности как объект социально-педагогической работы
В современной науке исследование неформальных объединений носит междисциплинарный характер. Неформальные группы притягивают внимание философов, социологов, психологов, культурологов, историков, педагогов, экологов, специалистов в области социальной работы и представителей других областей научного знания.
Неформальные молодежные объединения первоначально рассматривались зарубежными социологами. М. Брейк, который изучал смысловые аспекты содержания неформальных молодежных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. По мнению М. Брейка, неформальные молодежные объединения отражают попытки молодежных групп решить структурные противоречия, возникшие в социальном контексте [2].
Проблемы мировоззренческой дифференциации внутри альтернативного молодежного движения исследовали Д. Хэбдидж и С. Фрит, которые выделяли два основных типа отношений не конформной молодежи к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг [3].
Большое влияние на исследование неформальных молодежных объединений в западной науке оказали идеи К. Мангейма, который в своих работах исследовал феномен поколенческого единства [4].
Среди современных зарубежных ученых особо следует отметить работы С. Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он считает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающей средой. Переход в другую возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций.
Чтобы стать субъектом социального действия, необходимо умение не только соблюдать социальные нормы, но и изменять их в соответствии с меняющейся реальностью, нужно самостоятельно определять для себя значимые цели, совершать выбор основных форм деятельности.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1 Методики и организация исследования
Целью исследования является – выявить вовлеченность старшеклассников в деструктивные неформальные молодежные объединения.
Задачи:
1) подобрать методику исследования вовлеченности старшеклассников в деструктивные неформальные молодежные объединения;
2) провести обследование детей;
3) провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
В исследовании приняли участие 38 старшеклассников, обучающихся в ГУО «Средняя школа № 2 города Пинска».
Методики исследования:
– анкета «Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана»;
– анкета «Ценностный опросник Ш. Шварца»;
– анкета «Особенности отношения старшеклассников к неформальным молодежным объединениям».
Для выявления уровня потребностей в поисках ощущений у старшеклассников была использована анкета «Методика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукермана». Анкета состоит из 16 утверждений объединённых в пары. Исходя из ответов на предложенные утверждения, можно получить информацию об уровнях потребностей в поисках ощущений различного рода применительно к старшеклассникам (Приложение А). В анкетировании принимали участие учащиеся 10 «А» и 10 «Б» классов.
Для определения ведущих ценностных ориентаций старшеклассников была использована анкета «Ценностный опросник Ш. Шварца». Данная методика поможет нам выявить ценностные ориентации старшеклассников, изменения ценностей в связи с изменениями в обществе и жизненные проблемы учащихся. Выявив их мы сможем понять, что для старшеклассников является важным в жизни, что оказывает на них влияние.
Методика состоит из нескольких частей (Приложение Б). Первая часть опросника предназначена для изучения ценностей, идеалов и убеждений, оказывающих влияние на личность. Список ценностей состоит из двух частей: существительных и прилагательных, включающих 57 ценностей. Испытуемый оценивает каждую из предложенных ценностей по шкале от 7 до 1 баллов. Вторая часть опросника Шварца представляет собой профиль личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время существует большое количество молодежных неформальных объединений разной направленности, во всем своем большинстве они оказывают влияние на воспитание и социализацию подрастающего поколения разными способами, часто приводящими к росту отклоняющегося или девиантного поведения, а так же являются достаточно мощной силой, которая может способствовать, или препятствовать развитию общества и государства.
В результате проведенного эмпирического исследования были определены некоторые личностные особенности старшеклассников, являющиеся факторами риска вовлечения в деструктивные неформальные молодежные объединения. Из полученных результатов видно, что небольшой процент респондентов обладает высоким уровнем потребностей в поисках ощущений, что свидетельствует о наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемых на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях.
При определении значимых социальных ценностей для старшеклассников выяснили, что наиболее значимыми для группы респондентов являются такие ценности как гедонизм и стимуляция, что свидетельствует о противопоставлении общественным нормам и правилам собственных желаний для получения удовольствия от жизни и стремлении к новым ощущениям.
При изучении отношения старшеклассников к неформальным молодежным объединениям определили, что у старшеклассников есть представления о разной настроенности (положительной и отрицательной) молодёжных объединений, но не всегда оно является истинным. Причины могут быть разными. Во-первых, слабое представление о деятельности каких-то объединений. Во-вторых, наличие знакомых, относящихся к какому-либо объединению, с которыми старшеклассник состоит в дружеских или сопернических отношениях. В-третьих, собственное членство в каком-либо неформальном объединении. Кроме того, вероятным является тот факт, что, кто-то не смог разделить личные отношения к представителю объединения, и само содержание деятельности этого неформального объединения.
На вопрос о причинах вступления в молодежные неформальные объединения большинство респондентов ответили, что для самоутверждения или от безделья, что говорит о неосведомленности старшеклассников о деятельности объединений, вследствие чего подростки невольно могут стать членами деструктивных организаций с вытекающими от этого последствиями.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд., перераб. – СПб. : изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Айзенштадт, С. От поколения к поколению: возрастные группы и социальная структура / С. Айзенштадт. – Нью-Йорк, 1964. – 295 с.
3. Башкатов, И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. − М.: Информпечать, 2000. − 335 с.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход /С.А. Беличева. – М. : редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. – 110 с.
5. Битянова, М.Р. Психология новой эры: большие и малые группы / М. Р. Битянова// Школьный психолог. – 2000. – №32. – С. 9 – 14.
6. Блохина, М.В. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев. – Тверь: ТГТУ, 2004. – 128 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
8. Брейк М. Сравнительная молодежная культура / пер. с англ. Е. Омельченко // Омельченко, Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Институт социологии РАН, 2000. – 278 с.
9. Васильева, Л.П. К вопросу оценки адаптации подростков в процессе профессионального обучения / Л.П. Васильева // Социальная работа. – 2007. – №1. – С. 25 – 27.
10. Громов, Д.В. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы / Д. В. Громов // Этнографическое обозрение. − 2008. − № 1. − С. 3 − 7.
11. Громов, И.А. Культура как предмет социально-философского познания / И. А. Громов, Г. В. Стельмашук. − СПб. : ЛГУ,2004. – 155 с.
12. Егорова, Т.В. Социально-педагогическая работа с молодежью неформальных объединений экстремистской направленности (на материале Германии): Монография / Т. В. Егорова. − Владимир, 2007. − 163 с.
13. Егорова, Т.В. Воспитательно-профилактическая работа с подростками, участвующими в деструктивных неформальных объединениях / Т.В. Егорова // Педагогическое образование и наука. − 2010. − № 1. − С. 38 − 43.
14. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения / А.С. Залужный. – Л.: Госиздат, 1931. – 144 с.
15. Запесоцкий, А.С. Эта непонятная молодежь: проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Запесоцкий, А.П. Файн. – М. :Профиздат, 1990. – 224 с.
16. Иванов, Г.И. Современные проблемы молодежного экстремизма в Российской Федерации: состояние и тенденции развития: Материалы круглого стола / Г.И. Иванов. − М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 198 с.
17. Клейберг, Ю.А. Основы психологии социальной работы с девиантными подростками /Ю.А. Клейберг, И.О. Ганченко. – Краснодар: краснодар. ун-т МВД России, 2007. – 416 с.
18. Колобов, О.А. Национал-экстремистские молодежные организации: история и современность: монография / О. А. Колобов, Ю. П. Сентюрин. – Н. Новгород: изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2007. – 113 с.
19. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 252 с.
20. Корецкий, Д.А. Криминальная субкультура и её криминологическое значение / Д.А. Корецкий, В.В. Тулегенов. – СПб., Центр-Пресс. 2006. – 768 с.
21. Косарецкая, С.В. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения / С.В. Косарецкая. – СПб.: КАРО, 2006. – 400 с.
22. Кофырин, Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи / Н.В. Кофырин // Cоцис. – 1991. – № 1. – С. 82 − 86.
23. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В.Т. Лисовского. − СПб. : изд-во С.-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
24. Манхейм, К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Диагноз нашего времени; пер. нем. и англ. – М.: Юрист, 1994. – 364 с.
25. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
26. Мухина, Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.К. Мухина. – Смоленск: 2008. – 25 с.
27. Нечаев, С.А. Система педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук / С.А. Нечаев. – Смоленск: 2009. – 23 с.
28. Ольшанский, Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере / Д.В. Ольшанский. – М.: Педагогика, 1990. − 245 с.
29. Политические партии и общественные объединения Республики Беларусь накануне парламентских выборов 2004 года. – Мн.: ИСПИ при Администрации Президента РБ, 2004. -42 с.
30. Полонский, И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей / И.С. Полонский // Прикладные проблемы социальной психологии. – 1983. – №2. – С. 52-68.
31. Ремшмидт, Х.М. Подростковый и юношеский возраст / Х.М. Ремшмидт. – М. : Логос, 2001. – 383 с.
32. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. Пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. − 460 с.
33. Сорин, А.В. Формирование стратегий межличностного познания как фактор личностного развития подростков [Электронный ресурс] / А.В. Сорин // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – Режим доступа: http://psystudy.ru.
34. Степанцева, О.А. Субкультура геймеров в контексте информационного общества: автореф. дис. канд. культ. наук / О.А. Степанцева. − Санкт-Петербург, 2007. – 27 с.
35. Тарасов, А.Н. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции – новый тип оппозиции / А.Н. Тарасов // Век. − 2000. − № 42. – С. 11 − 18.
36. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : изд-во «Дашков и К», 2015. − 272 с.
37. Хэбдидж, Д. Субкультура: значение стиля / Д. Хэбдидж. – Лондон; Нью-Йорк, 1981. – 312 с.
38. Червоненко, В. Молодежное движение Беларуси: состояние и перспективы // Беларусь: молодежь, политика и европейская перспектива. Сборник аналитических материалов / В. Червоненко. – Мн., Смоленск: ОАО «Неопринт», 2005. – С. 6-15.