ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Характеристика понятия «многодетная семья»
1.2 Характеристика социально–педагогических и психологических проблем многодетных семей
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методика проведения исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
2.3 Рекомендации для родителей по улучшению детско-родительских отношений в многодетных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья была, есть и остается важнейшим средством формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья – важнейший фактор социализации ребенка. От этого во многом зависит то, как будет развиваться физическое, эмоциональное и социальное развитие человека в течение его жизни. Тип семьи влияет на процесс социализации. Есть разные типы семей.
Число многодетных семей в последнее время увеличилось. В эту категорию входят семьи с тремя и более детьми. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Развод случается довольно редко. Семьи составляют коллектив детей разного возраста, которые берут на себя много домашних заданий. Уважение к родителям и лидерство старших по возрасту имеет особое значение в отношениях многодетных семей. В таких семьях больше семейных дел, общих проблем и трудностей, радостей общения не только между людьми разного пола, но и между людьми разного возраста. Воспитанием в многодетной семье занимаются не только родители, но и сами дети: младшие учатся у старших, принимают их привычки и опыт.
Многие педагоги считают, что многодетные семьи лучше исполняет свою функцию по подготовке детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, подвижны и независимы, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что самая оптимальная семья – это три или четыре ребенка. Это число отвечает потребностям общества в более широком воспроизводстве населения и дает всем участникам возможность испытать весь спектр родственных чувств.
Современные исследователи, изучая оптимальное количество детей в семье (Л.И. Смагина, Л.И. Олифирович, А.С. Чернявская и др.) установили, что эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония взаимоотношений супругов, снижение конфликтности во взаимоотношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера в семье связаны напрямую с количеством детей.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – детско-родительские отношения в многодетных семьях.
Цель исследования – выявить социально-педагогические и психологические особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
1 Теоретический анализ особенностей детско-родительских отношений в многодетных семьях
1.1 Характеристика понятия «многодетная семья»
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Анализируя существующую классификацию многодетных семей, отметим, что В.В. Мартынова в своем пособии выделяет три типа многодетных семей:
сознательная – это обычно семья с сильными родственными, семейными, религиозными или национальными традициями, с четкой внутренней структурой, значительной внутренней защитой членов и традиционным уважением к старшему поколению. В таких семьях легче разрешаются проблемы и конфликты, психологическая атмосфера – это в основном взаимопонимание, взаимопомощь, равное видение проблем и возможных решений для обоих родителей;
смешанная – появление общего ребенка при вступлении в повторный брак при наличии других детей. Эта категория многодетных семей имеет зачатки «неполной» в воспитании;
многодетная неблагополучная семья с родителями, которые ведут образ жизни, не соответствующий социальным и моральным нормам: родители часто являются алкоголиками, наркоманами, безработными, умственно отсталыми, а их дети часто получают материальные и безналичные пособия. В таких семьях родители имеют низкий уровень образования и социальный статус [9, с. 13–15].
В зависимости от вида, многодетная семья может нуждаться в гарантированной правительством социально-педагогической поддержке со стороны государственного и негосударственного секторов, а также внедрении системы социального обслуживания для осуществления социальной работы.
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, в которой деятельность, важная для жизни гражданина, объективно нарушается (инвалидность, нетрудоспособность по причине старости, болезни; сиротство, безнадзорность, бедность, безработица, бездомность, конфликты и домашнее насилие, одиночество и т. д.), и он не может преодолеть это в одиночку [14].
Целостность многодетной семьи не статична, а динамична. Семейная деятельность зависит от типа структурообразующих связей, известных практическому социальному работнику, и их следует учитывать при работе с многодетной семьей.
2 Эмпирическое исследование по выявлению особенностей отношений в многодетных семьях
2.1 Организация и методика проведения исследования
Цель эмпирического исследования: – выявить особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
Задачи исследования:
1. Определить отношение родителей к воспитанию детей;
2. Определить специфику родительско-детских взаимоотношений.
Выборка: 15 семей.
Исследование проводилось на базе Шерешевской средней школы.
Этапы исследования:
1. Анализ научных текстов и исследований с целью обоснования исходных позиций, определения проблемы, объекта и цели исследования, формулировки задач. Результат данного этапа: подобрана методология и методы исследования.
2. Организация и проведение основного исследования.
3. Количественный и качественный анализ полученных на втором этапе данных. Интерпретация и обобщение данных эксперимента. Формулировка выводов.
При работе с родителями нами был использован метод тестирования: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
При работе с детьми нами был использован метод тестирования опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
Данная методика используется выявление отношения родителей к своим детям.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской (приложение А).
Метод используется для диагностики специфики взаимодействия родителей и детей. С помощью анкеты мы сможем узнать не только оценку одной стороны – родителей, но и видение взаимодействия другой стороны – с точки зрения детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для определения социально-педагогических и психологических проблем детско-родительских отношений в многодетных семьях нами были выполнены следующие задачи:
1) Описана сущность понятия «многодетная семья».
Многодетная семья – это семья с тремя и более детьми. Проблемы такой семьи разнообразны, однако можно выделить основные из них: материальное обеспечение детей, нестабильность статуса в общественном сознании, социальная и ролевая нестабильность в семье, наличие отношения потребителей.
2) Выявлены особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
В многодетных семьях родители не имеют возможности уделять много времени каждому ребенку, поэтому существует усиленная конкуренция между детьми за внимание родителей, тип адаптации в обществе и, исходя из этого, его индивидуальный тип адаптации к ситуации, в которой человек находится. Дети растут гораздо дружелюбнее и больше подходят для жизни. Словесное поощрение – важный рычаг влияния на воспитание. И самое главное, дети из многодетных семей, – умеют общаться с людьми и всегда находить общий язык в коллективе.
3) Изучены особенности детско-родительских отношений в многодетных семьях.
По результатам опросника родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин, можно сказать, что низкие баллы по шкале «Принятие/отвержение» говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.
Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам» свидетельствуют о том, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.
Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской показал, что взаимодействие матерей и отцов с детьми находится на почти равном высоком положительном уровне. Все данные находятся в промежутке от 90% до 100%.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства о системе отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 160-173.
2. Баландина, Л. Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей / под ред. Б.А. Вяткина. – Пермь, 2008. – 381 с.
3. Дивицина, Н. Ф. Многодетная семья и ее социальная защита: Учебное пособие / Н. Ф. Дивицина. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; под ред. В.В. Макарова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 160-195.
5. Каспарова, Ю. Мы нужны друг другу: Подростки и их родители / Ю. Каспарова // Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом «Первое сентября». – 2009. – № 21 (1-15 ноября). – С. 43-44.
6. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе / В.Г. Краснова. – Волгоград: ВолДУ, 2004. – 60 с.
7. Кудрявцева, А.Г. Многодетные семьи: образ жизни, здоровье детей, социальная защита / А.Г. Курзенева. – Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1999. – 17 с.
8. Куровская, С.Н. Типология конфликтов в семье / С.Н. Куровская // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта.– 2010. – № 3. – С. 115-119.
9. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов ораганов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – С.84.
10. Мельникова-Шаркова, Е. А. Влияние социальных и биологических факторов на девиантное поведение несовершеннолетнего / Е. А. Мельникова-Шаркова // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 12. – С. 39.
11. Миронович, Л. А. Содержание социально-психологической профилактики и коррекции агрессивного поведения учащихся-правонарушителей (на примере учреждений образования Сенненского района): снижение стремления к совершению правонарушений у подростков через коррекцию агрессивного поведения / Л. А. Миронович // Современное образование Витебщины. – 2019. – № 1. – С. 73-77.
12. Орлов, А.Л. Состав семьи и семейные взаимоотношения у подростков с нарушениями поведения / А.Л. Орлов //Адукацыя і выхаванне.– 2010. – № 7.– С. 55-65.
13. Поскребышева, Н. Н. Образ детско-родительских отношений / Н.Н. Поскребышева, Н. Д. Юсифова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 126-134.
14. Реан, А. А. Семья с просоциальным и асоциальным поведением / А. А. Реан, И. А. Коновалов, М. А. Новикова // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 75-88.
15. Сидорова, М.В. Детско-родительское общение / М.В. Сидорова // Сацыяльна-педагагічная работа. Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 3.– С. 15-20.
16. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с.
17. Тавкинь, Е. Т. Влияние стиля родительских отношений на личностные особенности подростков: семья — важнейший социальный институт / Е.Т. Тавкинь // Современное образование Витебщины. – 2016. – № 4. – С. 72-74.
18. Усенко, И. И. Влияние семьи на формирование ответственного поведения / И. И. Усенко // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 50-52.
19. Фурманов, И.А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2008. – №4(20). – С. 74-81.
20. Фурманов, И.А. Согласованность тактик разрешения родителько-детского конфликта при дисциплинировании ребенка / И.А. Фурманов // Психологический журнал. – 2009. – №3(23). – С. 76-82.