ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Особенности письменной речи как вида речевой деятельности
1.2 Характеристика повествования как функционально-смыслового типа речи
1.3 Содержание обучения учащихся 9 класса письменной речи на испанском языке в форме повествования
СПИСОК ИСПОЗЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
1.1 Особенности письменной речи как вида речевой деятельности
Владение письменной речью позволяет использовать знания иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка с помощью современных средств коммуникации. Одним из способов формирования и формулирования мысли является письменная речь. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична и представляет собой фиксацию наших мыслей, ассоциаций.
В свою очередь, Р.П. Мильруд полагает, что необходимо уделить проблеме обучения письменной речи намного большее внимание, так как письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. При обучении письменной речи очень важна тренировка воображения. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе и ему придавалось второстепенное значение в силу доминирующего положения устной речи в программах и соответственно не было выражено в отечественных учебно-методических комплексах по иностранному языку. Письменная речь выступала лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал и как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся [10, с. 5].
Письменная речь - одна из форм существования языка, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь. Однако для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Письменная речевая деятельность - это целенаправленное и творческое воплощение мысли в письменном слове, а письменная речь - средство формирования и формулирования мыслей письменными языковыми знаками.
1.2 Характеристика повествования как функционально-смыслового типа речи
Лингвистика конца ХХ века характеризуется антропоцентризмом и, как следствие, смещением исследовательских интересов в сторону выявления закономерностей функционирования языка, моделей использования языковых единиц в соответствии с конкретными целями говорящего. Переход к функциональному подходу - вполне закономерный шаг в развитии лингвистической науки.
Функционально-смысловые типы речи представляют собой более высокий уровень структурной системы языка, чем предложение. Связь языка и мышления на уровне функционально-смысловых типов речи (всерфразовый уровнь), исполнена наиболее полно [5, c. 144].
Как следует из теории функционально-смысловых типов речи, в сознании человека существуют модели общесемантических комплексов, которые выражаются в более крупных речевых конструкциях, чем предложения. Таким образом, в языке разработаны логико-семантические и структурные типы монологических высказываний, используемых в качестве моделей в процессе речевого общения. Эти структурные модели существуют в виде монологических типов речи: описания, повествования и рассуждения [5, c. 145].
В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на следующие типы: описание, повествование, рассуждение. У каждого типа языка есть свои особенности.
Вопрос о повествовании как типе речи, его структурных и языковых особенностях рассматривается в научно-методических, лингвистических исследованиях и трудах по риторике Д.Н. Александрова, О.П. Бурцева, А.А. Волкова, Е.Н. Зарецкой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Г.А. Хайрутдиновой и других [3].
1.3 Содержание обучения учащихся 9 класса письменной речи на испанском языке в форме повествования
Важным условием успешной работы по развитию речи выступает такая организация процесса обучения, при которой формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся осуществляется в тесной взаимосвязи. Это возможно на основе текстового подхода к изучению грамматики (письменной речи) [3].
Долгое время обучение письменной речи в общеобразовательной школе было второстепенным. Письмо выступало только как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить языковой материал программы и средство контроля формирования речевых навыков и умений обучающихся. На самом деле, в этом плане важность письма трудно переоценить. Только в условиях обучения в школе с углубленным изучением иностранных языков в программы была включена программа владения письменным языком [1, с. 137]
В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся тому, как выражать свои мысли письменно, резко изменилось. Письменное образование занимает важное место в изучении иностранного языка в школе.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения
речи. Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Они включают в себя формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова. – М.: Аркти-Глосса, 2000 – С. 137-139.
2. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М. - Высшая школа, 1982. – C. 300.
3. Глизерина Н.Д. Формирование языковой и коммуникативной компетенций учащихся в работе над повествованием как типом речи : При изучении глагола в 5-6 классах : автореферат дис. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2006. - 24 с.
4. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – С. 195.
5. Жерноклетова Т.Е. Разновидности функционально-смысловых текстов (на материале художественной литературы). – Вестник ИГЛУ, 2014. – С. 144-145.
6. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение языкового высказывания [Текст] / Леонтьев А.А. - М.: Просвещение, 1969. - 265 с.
7. Лотман Ю.М. Статья по семиотике культуры [Текст] / Ю.М. Лотман -М.: Просвещение, 1987 – С. 3.
8. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов [Текст] / А.Р. Лурия - М., 1959 - 543 с.
9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка, М.: 1999. – 253 с.
10. Мильруд Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1997, № 2. - С. 5-11.
11. Пассов Е.И. Обучение письму: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – С. 8.
12. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова - М.: Просвещение, 3991.- С. 50-170.
13. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kursak.net/povestvovanie-kak-funkcionalno-smyslovoj-tip-rechi/kursak.net.