ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие стиля педагогического воздействия
1.2. Влияние стиля взаимодействия с учащимися на эффективность образовательного процесса
1.3. Принципы формирования индивидуального стиля взаимодействия
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Аутотренинг
2.2. Саморегуляция
2.3. Педагогическая техника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной педагогике на сегодняшний день из основных проблем является процесс взаимодействия между педагогом и учеником. Процесс педагогического воздействия первостепенно перед собой ставит нахождение контакта между учителем и обучающим. Постановка правильного педагогического воздействия помогает избежать многих проблем и трудностей в процессе образования, тем самым достичь наибольших успехов в образовательном процессе.
Педагогическое взаимодействие важный компонент в образовательном процессе, которое оказывает взаимное влияние на участников педагогического процесса. В педагогическом воздействии учителя и ученика складывается система взаимоотношений, способствующая эффективному пути в воспитании и обучении.
А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова –изучали педагогическое взаимодействие, то есть личностные свойства и психологические характеристики учителя в процессе взаимодействия с учеником.
В.И.Загвизинский, В.А.Кан-Калик, И.А.Колесникова, Н.В.Кузьмина, В.А. Сластёнин под педагогическим стилем понимали проявление в деле личностных качеств, определяющих индивидуальные особенности педагога в образовательном процессе. Каждый автор раскрывал педагогическое взаимодействие с разной стороны, для определения каких-либо стилей педагогического взаимодействия [3, с. 44].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Понятие стиля педагогического воздействия
Педагог занимает ведущую роль в процессе воспитания и обучения ребенка, поэтому в педагогическом процессе он формирует личность ребенка и руководит его активностью.
Педагогическое воздействие – это действие педагога (учителя или воспитателя), направленное к ребенку (ученику или воспитаннику) и достигшее его [9, с. 94].
В процессе обучения происходит активное взаимодействие педагога с детьми через общение, которое играет ключевую роль в образовательном процессе. Педагог на уроке выступает в роли коммуникатора с детьми, которые основывается на этапе педагогической работы на каждом этапе.
Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1) организовывать модель своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), то есть стиль общения;
2) конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности (В.А. Канн – Калик):
• общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
• система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
• ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи [7, с. 36].
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Аутотренинг
Современный педагогический процесс — явление многогранное, отражающее все сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, всё менее поддаются решению привычными способами. Обыденных знаний становится недостаточно, и появляется необходимость в обращении к научно-педагогическим сведениям, что, собственно, мы и сделали в данной работе.
Аутотренинг-это специфическая психотехника, основывающаяся на приёмах самовнушения, по средствам которых индивидуум может уверить собственное самосознание в чём угодно, и обращённое на воссоздание баланса гомеостатических процессов в теле человека [18, с. 234].
Проведение аутотренинга в формирования индивидуального стиля взаимодействия оказывает большую роль и на развитие профессионального мастерства педагогов обусловлено следующими обстоятельствами:
• актуальностью обучения будущих педагогов нахождения наиболее эффективного стиля педагогического взаимодействия;
• оказание помощи в нахождении эффективных путей во взаимодействии с учениками;
• содействие личностному развитию педагога;
• улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность вопроса формирования индивидуального стиля взаимодействия с учащимися присутствует у каждого педагога. В условиях разного уровня развития педагогического образования на современном этапе уделяется недостаточное внимание взаимодействию педагогов и учащихся в образовательном процессе.
Стиль—это совокупность отличительных качеств учителя как человека и профессионала. Cтиль педагогической деятельности возникает там, где у учителя есть свобода самовыражения. Педагог, видя многообразие способов выполнения профессиональной деятельности, может ограничиться каким-то одним, который и составит его стиль деятельности.
Так как цель нашего исследования - изучить формирование стиля педагогического взаимодействия, поэтому теоретической части исследования было раскрыты стили педагогического взаимодействия и какую роль они играют в эффективном образовательном процессе. Во второй главе нашей курсовой работы мы изучили пути формирования индивидуального стиля педагогического общения, и способы регулирования своего состояния.
Проанализировав нами психолого-педагогическую литературу по теме исследования, нами были сделаны следующие выводы о стиле педагогического взаимодействия с учащимися:
1. Стиль взаимодействия педагога имеет значение в становлении самооценки, стремления школьника учится, к раскрытию его потенциальных возможностей.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение. - 1983. – 256 с.
2. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения.- [Текст] /С.Н. Батракова. -Ярославль, 1989.
3. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2001.- 132 с.
4. Бульдарова В.Р., Шагивалеева Г.Р. Основы психической саморегуляции. – Елабуга: Из-во ЕГПУ, 2009.-116 с.
5. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приёма до философии [Текст]//В.В.Гузеев.-М.:Педагогический центр, 1996. -120 с.
6. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических приципов//Советская педагогика. 1978. №10.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология.: Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. М., 2000. – 277 с.
8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. [Текст]/ Е.А.Климова.-Лен.: ЛГУ, 2011. – 66 с.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю.. Педагогический словарь. М., 2003, - 94 с.
10. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
11. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. – 80 с.
12. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко . –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
13. Миславский И. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М., 1991. — 152с.
14. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя. Тула, 1991.
15. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995. - 496 с.
16. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н. Борисов и др. – М.: «Академия», 2012.- 144 с.
17. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д, 1996.
18. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . - [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
19. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. – 2003. - №3.
20. Щербатых Ю.В. Псиология стресса и методы коррекции.- СПб.:Питер, 2006.- 256 с.