Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы самостоятельной работы
1.1 Понятие самостоятельной работы, её уровни
1.2 Типы и виды самостоятельной работы в процессе обучения
Глава 2. Организация самостоятельной работы старшеклассников на уроках иностранного языка
2.1 Критерии типологии старшеклассников на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности
2.2 Требования по организации самостоятельной работы старшеклассников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Наше исследование посвящено проблеме самостоятельной работы как средства организации учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка.
Самостоятельная работа учащихся направлена на развитие личного потенциала, независимого мышления учащихся.
На сегодняшний день под влиянием процесса трансформации требований к будущим специалистам, происходят изменения в процессе образования. Все более востребованными становятся специалисты, обладающие независимым мнением, способностью быстрого принятия решений, нестандартного подхода к достижению целей.
«Именно самостоятельная работа является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины в овладении методами познавательной деятельности, она вырабатывает у обучаемого психологическую установку на самостоятельное пополнение знаний и выработку умения ориентироваться в потоке различной информации при решении разных задач.» [18, c. 25]
Исследование и изучение самостоятельной работы учащихся представляет собой большой интерес в формировании индивидуально-независимой личности, стремящейся к саморазвитию, дисциплине. Особенно в старших классах, когда завершается стадия школьного образования.
Исследования и работы, посвященные самостоятельной работе учащихся, и по сегодняшний день остаются актуальными в отечественной педагогической теории и практике.
Глава 1. Научно-теоретические основы самостоятельной работы
1.1 Понятие самостоятельной работы, её уровни.
Самостоятельная работа учащихся представляет одну из наиважнейших и значимых составляющих учебного процесса, формирующего у ученика определенные знания, умения и навыки как в общеобразовательной, так и профессиональной деятельности. Именно она способствует формированию тех профессиональных качеств, необходимых для будущего специалиста: способность принятия самостоятельного и независимого решения, поиск решения проблем, нахождение конструктивных и рациональных подходов выхода из кризисных ситуаций и т. д.
По причине возрастающего количества информации и информационных потоков, появления и внедрения в процесс обучения новых методов, способствующих высокому уровню усвоения информации, самостоятельная работа учащихся привлекает внимание исследователей и дидактов.
Исследования и работы, посвященные самостоятельной работе учащихся, и по сегодняшний день остаются актуальными в отечественной педагогической теории и практике.
В 50-60-е гг. прошлого столетия значительный вклад в изучение и исследование самостоятельной работы учащихся внес российский исследователь Б. П. Есипов, который предложил определение понятию самостоятельной работы. По мнению Есипова Б. П., «самостоятельная работа – это такой вид работы, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задачи цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий».
Глава 2. Организация самостоятельной работы старшеклассников на уроках иностранного языка
2.1 Критерии типологии старшеклассников на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности
При организации самостоятельной работы учащихся старших классов, формировании заданий преподавателю необходимо учитывать личные особенности учащихся. Данный аспект оказывает влияние на степень эффективности усвоения материала, его понимания. Таким образом, данный аспект предполагает использования дифференцированного подхода.
Учащиеся, относящиеся к типу темперамента «холерик», обладают быстрой, эмоциональностью, быстрой и страстной речью, подвижностью и активной выразительностью. Для таких учеников прежде всего характерны порывистость в жестах и действиях, склонность к вспыльчивости, суетливость и нетерпеливость. Ярко выраженному холерику достаточно тяжело выполнять шаблонные задания самостоятельной работы в силу своего характера, он готов вскочить из-за парты, ему достаточно тяжело пребывать в монотонном коллективе за выполнением однообразных заданий. Внимание таких учеников могут привлечь активные формы самостоятельной работы. Практические занятия, лабораторные работы и другие формы способствуют активизации деятельности учащихся, обладающих данным типом темперамента, концентрируют его внимание, задействуют все мысли, эмоции. Однако после такой активной деятельности учащийся может испытывать упадок сил на определенный период времени до их восстановления.
Заключение
Несмотря на существующее разнообразие методов и форм организации уроков, все большую роль преподаватели отводят самостоятельной работе учащегося.
Самостоятельная работа ученика — это деятельность, которая направлена на самообразование и саморазвитие, становление индивидуальной и независимой личности, способной в будущем принимать решения. Именно она побуждает учащихся использовать знания из различных областей, выявлять проблемы в еще не изученном материале и находить их решение.
Самостоятельная работа учащихся – это уникальное сочетание коллективной, групповой, индивидуальной видов деятельности, которые находятся под непосредственным контролем учителя. Однако преподаватель предоставляет большую свободу для деятельности и творчества, реализации личного потенциала учащегося. Таким образом, самостоятельная работа также направлена на развитие морально-нравственных качеств, таких как коллективизм, ответственность, сопереживание и поддержка, уважительное отношение к каждому члену группы.
По прохождению целого века самостоятельная работа остается актуальной. Формы её организации, разработанные еще в начале прошлого века, остаются актуальными по сегодняшний день. Более того благодаря новейшим технологиям, развитию технического оборудования, внедрению интернета в процесс обучения – всё это способствует развитию и обогащению самостоятельной работы учащихся, делая её более яркой, красочной, легкой как для визуального, так и аудиального восприятия материала.
1. Абакумова, H. H. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И. Ю. Маклакова. – Томск: Томский государственный университет, 2007. – 368 с.
2. Артёмов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артёмов – М.: Просвещение, 1969. – 384 с.
3. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский / – М., 1980.
4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 182 с.
5. Брушлинский, А.В. Мышление и общение – 2е изд., дораб. / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов – Самара: Самар. Дом печати, 1999. – 124 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез / Учебное пособие. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
7. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, А. А. Миролюбов, и др. – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с.
8. Готлиб, Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб // Социологические исследования. – 2009. – № 2. – С. 122 – 127
9. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. М.: Учпедгиз, 1961. 240 с.
10. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2005. – С. 27-40.
11. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
12. Кныш, Т.В. Об организации самостоятельно работы студентов при обучении иностранному языку / Т.В. Кныш, В.Г. Коваленко, Д.Н. Гарасюк // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАк, 2012. – С. 104-105.
13. Котова, Т.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения английского языка с позиции требований ФГОС третьего поколения/ Т.Н. Котова // Иновационные тенденции развития системы образования: материалы III международной науч.-практ. конф., Чебоксары, 20 января, 2014 г. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2014. – С. 128-131
14. Михалёва, Л. В. Организация самостоятельной работы студентов при коммуникативном обучении иностранному языку / Л.В. Михалёва // Вестник Томского государственного университета. – 2003. – С. 215-216
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.В. Маркова – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
16. Молибог, А. Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе / А. Г. Молибог. – 2-е изд., доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1975. – 288 с.
17. Патрушева И.В. Организация самостоятельной работы студентов педагогического вуза с использованием кейс-метода / И.В. Петрушева // Педагогическое образование в России. – 2015. – С. 19-23.
18. Патрушева, И.В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического ВУЗа / И. В. Патрушева // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – С. 1-15.
19. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972 . — 183 с.
20. Сальникова, С. А. Игра как метод обучения иностранному языку / С.А. Сальникова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – С. 68–72.
21. Титова, Г. Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов / Г.Ю. Титова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – С. 123-126.
22. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. -М.: Педагогика, 1990. -192с.
23. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.