ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы обучения учащихся иноязычному говорению на основе использования проектной технологии
1.1 Цели и задачи обучения говорению на II ступени изучения иностранного языка
1.2 Дидактические возможности проектной технологии в обучении иностранному языку
Глава 2 Методика обучения иноязычному говорению на основе использования проектной технологии на II ступени общего среднего образования
2.1 Принципы обучения учащихся говорению с использованием проектной технологии
2.2 Методика работы над проектом в процессе обучения иноязычному говорению
2.3 Методическая разработка по обучению иноязычному говорению учащихся 9 класса средней школы с использованием проектной технологии по теме «Tiempo libre»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует свои требования к организации и проведению образовательного процесса. В связи с все ускоряющимися темпами развития технологий, возросла потребность не столько в знаниях, сколько в умении самостоятельно находить и применять на практике необходимую информацию, в самостоятельности познания и самообразовании. В данных условиях проектная технология является как никогда актуальной, ведь она не только способствует развитию познавательных умений и навыков, но и учит ориентироваться в информационном пространстве, критическому мышлению, а также помогает проявлению и развитию творческих способностей.
Иностранный язык всегда был востребован в различных сферах деятельности, однако задачи обучения со временем претерпевали некоторые изменения: если в советскую эпоху главным видом речевой деятельности было чтение, то в настоящее время акцент ставится на говорение и коммуникативные навыки, а цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языков и культур [20, с.3].
Вклад проектной методики в развитие иноязычной речевой деятельности огромен: в процессе подготовки и поиска данных учащийся сталкивается с потоком информации, учится сосредотачиваться лишь на необходимом материале, много читает и переводит, может столкнуться с аутентичной речью, а во время устного выступления на защите своего проекта совершенствует как монологическую, так и диалогическую речь.
Объектом нашего исследования стал процесс обучения говорению на II ступени изучения иностранного языка с использованием проектной технологии.
Глава 1 Теоретические основы обучения учащихся иноязычному говорению на основе использования проектной технологии
1.1 Цели и задачи обучения говорению на II ступени изучения иностранного языка
Известно, что термин «говорение» неоднозначен: исследователи отождествляют термин «обучение устной речи» с понятием «обучение говорению», хотя говорение составляет лишь часть устной речи, выступая ее составляющей совместно с аудированием [14, c.124].
И.А. Зимняя также поднимает вопрос об определении понятия «говорение». Она полагает, что «понятия «речь», «говорение» и «речевая деятельность» в силу неоднозначности их толкования могут выступать как синонимы (что и наблюдается в работах многих авторов)». Тем не менее, сама автор приходит к мнению, что говорение является одним из видов речевой деятельности, наряду с чтением, письмом и аудированием [5, c.25].
Вариаций определения данного понятия достаточно много, но все они сводятся примерно к одной идее: «Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [1, c.190
Как вид речевой деятельности, говорение принимает следующие формы:
- монологическая речь;
- диалогическая речь.
Глава 2 Методика обучения иноязычному говорению на основе использования проектной технологии на II ступени общего среднего образования
2.1 Принципы обучения учащихся говорению с использованием проектной технологии
Каждый новый метод и подход в обучении выдвигает свои принципы. Принцип – это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы [12, c.483]. Принципы обучения – это исходные положения, которые определяют цели, содержание, технологию и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности [7, c.1-3].
Вопрос о принципах обучения остается открытым, и ни один из исследователей так и не дал полный их перечень. Е.И. Пассов считает, что этому аспекту уделяется недостаточно внимания среди современных исследователей. Принципы являются фундаментом, основой всего процесса обучения, без которых невозможно решение ни одной из проблем, как то подбор материала, выбор приемов работы, построение системы упражнений и так далее. Именно поэтому их роль в обучении настолько важна [14, c.110-117].
К принципам обучения иноязычному говорению Е.И.Пассов отнес речемыслительную активность, индивидуализацию, функциональность, ситуативность и новизну [13, c.43-114]. Каждой сфере должен соответствовать ряд подходящих принципов. Что касается проектных технологий, то, как мы уже описывали ранее, они обладают рядом требований для своего осуществления и в их основе лежит идея о самостоятельной познавательной деятельности, основанной на личном опыте ученика с выведением практически значимого результата, применимого в реальной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы обучения иноязычному говорению на основе проектной технологии позволило нам решить ряд задач и сделать важные выводы:
- говорение – это форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего;
- основной целью обучения говорению является развитие способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально обозначенных ситуациях. Процесс обучения на среднем этапе общеобразовательной школы обусловлен рядом возрастных и психологических особенностей развития учащихся;
-в процессе обучения говорению следует учитывать требования, программу по иностранным языка и специфику говорения как вида речевой деятельности, где учтены возрастные и психологические особенности учащихся;
- проектная технология – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна за¬вершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов создает эффективные условия для развития всех видов речевой деятельности, в особенности говорения;
- главными принципами обучения иноязычному говорению с использованием проектной технологии являются проблемности в обучении, принцип личностного подхода, принцип доступности и посильности, принцип сознательности, диалогичности общения, а при работе в группах также стоит принять во внимание принципы коллективной ответственности, психологической совместимости в группе и принцип коллективно-индивидуальной деятельности;
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д.Гальскова, Н.И.Гез – Москва: Академия, 2006. – 336 С.
2. Гриневич, Е.К. Испанский язык. Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования / Е.К.Гриневич – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 319 с.
3. Давыденко, Ю.И Деятельностный подход при обучении английскому языку / Ю.И.Давыденко // Труды БГТУ – 2016. - №5. - с.224-227
4. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения иностранному языку / И.А.Зимняя, Т.Е.Сахарова. // Иностранные языки в школе – 1991. – № 3. – с.188
5. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А.Зимняя – Москва: Просвещение, 1985. – 160 с.
6. Изосимова, Л.М. Использование метода проектов в обучении информатике младших школьников / Л.М.Изосимова // Ярославский педагогический вестник – 2016. - №1. – с.51-59
7. Ильченко, М.Н. Принципы обучения иностранному языку / М.Н.Ильченко // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2011/03/28/printsipy-obucheniya-inostrannomu-yazyku.
8. Концепция учебного предмета «Иностранный язык»: Приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 29 мая 2009 г., №675
9. Кочетурова, Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика / Н.Кочетурова // DOCPLAYER [Электронный ресурс]. – 2016.- Режим доступа: http://docplayer.ru/61520806-Natalya-kocheturova-metod-proektov-v-obuchenii-yazyku-teoriya-i-praktika.html.
10. Ладутько, Л.К. Проектная деятельность как средство социализации / Л.К.Ладутько. // Пралеска – 2012. - №8 (252). – с. 6-15
11. Методика преподавания иностранного языка / Т.П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т.П.Леонтьевой. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 239 с.
12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- Москва: Азбуковник, 1999.- 944 с.
13. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И.Пассов. - 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1991. — 223 с.
14. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И.Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – 276 с.
15. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2005. – 112 с.
16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат. // Иностранные языки в школе - 2000. - № 2, 3. – с. 7-10
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат – Москва: Академия, 2002. – 272 с.
18. Рогова, Г.В. О принципах обучения иностранным языкам / Г.В.Рогова// Иностранные языки в школе - 1974. - №6. - с. 71
19. Сабанова, О.И. Проектный метод обучения английскому языку: методич.разработка / О.И.Сабанова; Мин-во образования и молодежной политики Чувашской Республики, МОУ «Лицей №3». – Чебоксары, 2010. – 23 с.
20. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Иностранные языки III-XI классы // Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 132 с.