ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время необходимость развития технологий физической культуры и оздоровления обусловлена тенденциями, ведущими к значительному ухудшению здоровья населения.
Таким образом, скелетно-мышечные нарушения были обнаружены у 60% взрослого населения, повышение артериального давления в 40%, избыточной массы тела у 30-50% и заболевания суставов в 15%-20%, а количество специальных медицинских групп среди студентов также увеличилось с 10 до 30-40%, при этом у 22% студентов наблюдаются отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы и у 20-38% нарушений осанки.
Кроме того, увеличивается количество респираторных заболеваний, оно составляет 29%, ожирение характерно для 12% студентов, заболеваемость гриппом увеличилась на 40-50%, инфекционными заболеваниями на 20-30%, поэтому по официальной информации органов здравоохранения, образования, исследованиям ученых, врачей, заболеваемость среди студентов в Беларуси очень высока.
Многие студенты и представители зрелого возраста не могут выполнять высокоинтенсивные физические нагрузки, такие как бег, функциональные тренировки, степ-аэробика, боевые искусства, легкая атлетика и спортивные игры [1, с.45].
Проблема ухудшения здоровья связана со снижением физической активности, факторами окружающей среды, стрессовыми ситуациями, неправильным питанием, высокими физическими нагрузками и вредными привычками. Поэтому организация модели улучшения здоровья, внедрение технологий оздоравливающей физической культуры студентов и сотрудников в университетской среде актуальна и социально востребована.
Развитие новых технологий в оздоровительной физической культуре (Шутова Т.Н., Мамонова О.В., Бодров И.М., Кондратьев П.А.) может способствовать решению этих проблем, решению оздоровительных, воспитательных и педагогических задач физического воспитания и необходимости регулярных занятий физическими упражнениями.
Так, создается позитивная атмосфера на занятиях (музыкальное сопровождение, индивидуализация, новаторские и доступные упражнения); происходит расширение знаний о правильном питании и упражнениях для укрепления определенных групп мышц; приводится введение в соревновательные формы фитнеса (фитнес-аэробика, силовой триатлон, кроссфит, армрестлинг). Установливают основы для улучшения здоровья (виды тренировок, средства повышения физической подготовки, анализ физической активности в течение дня, анализ влияния упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижение жировых компонентов, коррекция осанки) [2, с. 14].
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Оздоровительное значение физической активности для здоровья важна на всех этапах жизни человека. С увеличением гиподинамии роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры значительно возрастает.
Соответственно организованные курсы физической культуры способствуют изменению ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей организма человека.
В определенной степени учебные блоки оздоровительной направленности приводят к развитию личностных качеств и психофизической готовности.
Движение - это биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности.
Оздоровительный эффект физической активности основан на тесной взаимосвязи между работающими мышцами и нервной системой, обменом веществ и функцией внутренних органов. Регулярные и систематические тренировки оптимизируют регуляцию всех систем и органов человеческого тела:
– оптимизируется доставка и использование кислорода органами и тканями;
– снижается содержание холестерина;
– улучшается обмен веществ;
– эффективнее выводятся из организма продукты распада;
– наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма [3, c.131].
Ряд специалистов (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, Е.А.Пирогова, Ю.В. Менхин, А.В. Менхин и другие) выделяют методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями:
– дозирование в соответствии с энергетическими затратами;
– дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок;
– дозирование по частоте сердечных сокращений;
– постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок;
– разнообразие применяемых средств;
– систематичность занятий;
– дозирование по числу повторений физических упражнений.
Оздоровительная физическая культура производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека.
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Физическая культура и оздоровительная работа служат средством самореализации, самовыражения и самоутверждения личности; как средство социальной самозащиты и приспособления человека к рыночной экономике, как капитал, который он имеет или будет иметь в своем распоряжении.
Когда человек интересуется здоровьем, он может вести более интересную жизненную деятельность, не ограниченную болезнями. имеет преимущества на рынке труда, в остальном все то же самое.
Задачи физической культуры и оздоровления которые могут быть решены, если учащиеся занимаются оздоровительной деятельностью:
- понимание студентами роли физической культуры в личностном развитии;
- знание научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- овладение системой практических навыков и опыта, обеспечивающей поддержание и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, личностных качеств, а также самоопределение в физической культуре, в ходе которой студенты умственно и физически адаптируются к современным условиям жизни;
- приобретение опыта использования физкультурно-оздоровительных мероприятий для достижения жизненных и профессиональных целей [8, с.19].
Важно, чтобы учащийся получал информацию, знания о здоровье, здоровом образе жизни и способах укрепления и поддержания хорошего здоровья не только на уроках физкультуры, но и в повседневной жизни.
Когда учащиеся считают свое здоровье самой важной ценностью в жизни, не только зная, что его необходимо укреплять и сохранять, но и зная, как это делать, уметь применять полученные знания на практике.
Активность студентов в поддержании здоровья возрастет, интерес к проблеме укрепления и сохранения здоровья, а также постоянное желание укреплять и поддерживать его будут определять устойчивые мотивы и потребности в сохранении здоровья.
В совокупности это приводит студентов к регулярным мероприятиям по поддержанию здоровья, привычке, долгу заботиться о своем здоровье, контролю своей деятельности, соблюдению правил здорового образа жизни, желанию и готовности действовать систематически, чтобы для поддержания здоровья.
ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ СТУДЕНТОВ
На занятиях физической культурой используются общепедагогические методы (строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный). Применение строго регламентированного упражнения позволяет студентам поэтапно разучивать физические упражнения и комплексы физических упражнений для того, чтобы их правильно выполнять с целью укрепления здоровья; использование игрового и соревновательного методов способствует выражению чувственно-эмоциональной сферы студентов, что стимулирует формирование отношения к решению проблем психического здоровья (снимает умственное, душевное напряжение) [9, с.71].
Использование этих методов позволяет решать конкретные оздоровительные задачи (например, укрепить дыхательную систему организма, сформировать общую выносливость и др.), проявлять такие качества, как целеустремленность, положительное отношение к выполнению заданий.
На аудиторных и внеаудиторных занятиях физической культурой для активизации развития позитивного мотива включения в здоровьесберегающую деятельность используются теоретические и практические задания, позволяющие студентам получать информацию, знания об исследуемой проблеме, получать друг от друга новую информацию, а также самостоятельно участвовать в процессе решения конкретной, индивидуальной оздоровительной задачи.
К теоретическим заданиям можно отнести лекции, участие в дискуссии, обсуждении проблем здоровьесбережения в малых группах, использование «дерева решений» в совместном поиске решения проблемы, применение «незаконченного предложения», участие в научно-практической студенческой конференции, в активной работе в ходе занятий физической культурой.
В ходе лекции студенты могут получить необходимый для подготовки к здоровьесберегающей деятельности объем знаний, по следующим темам:
1. Физическая культура как элемент общей культуры человека. Человек как биосоциокультурная система. Физическая культура личности.
2. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
3. Средства восстановления работоспособности организма человека.
4. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.
5. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль состояния организма.
7. Здоровье и физическое совершенствование.
8. Основы здорового образа жизни.
ГЛАВА 4 САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
4.1 Санитарно-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви
Одежда для занятий различными видами физкультурно-оздоровительных занятий играет очень важную роль.
Она должна быть:
- функциональной;
- влагопроницаемый (не рекомендуется использовать специальную одежду, не пропускающую влагу, так как это может привести к повышению температуры тела выше нормы, а значит, и к перегреву);
- удобной и легкой;
- модной, чтобы вы могли чувствовать себя комфортно и безопасно в классе.
Лайкра является основным материалом при производстве одежды для спорта и отдыха, что снижает риск травм и не нарушает свободу движений. Современные синтетические ткани сохраняют свойства натуральных волокон и имитируют кожу и шелк.
В любом случае, соблюдая нормы гигиены, нельзя носить слишком много одежды, тело должно дышать [21, c.13].
Кроссовки для спорта и физкультуры производят разные компании. Вариантов обуви много, но следует отметить, что не все подходят для занятий физкультурой.
Тренировочная обувь должна иметь:
- специальные вставки, которые стабилизируют движения, такие как перекатывание стопы, защищают стопу от чрезмерных движений из-за внешнего и внутреннего свода стопы. Это особенно важно для людей с О- или Х-образным строением ног и уплощенным сводом стопы;
- специальные «держатели» пятки, стабилизирующие положение стопы. Это также важно, так как дает направление большому пальцу при вращении. Размер должен быть таким, чтобы носок проходил между пяткой обуви и пяткой;
- специальную прокладку под пяткой, которая действует как амортизатор и слегка приподнимает пятку, излишне разгружает ахиллово сухожилие. Следует правильно подобрать обувь и ширину, чтобы пальцы не были раздавлены.
Важно не только правильно выбрать обувь для занятий, но и знать простые на первый взгляд вещи, как правильно завязать шнурки [25, c.187].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что оздоровительная физическая культура является частью общей культуры человека, которая направлена на приобретение знаний, навыков, умений технически правильных двигательных действий спортивного и повседневного характера, знания основ здорового образа жизни и внутренней потребности в двигательной активности. доминировать.
В процессе обучения студентов физическому воспитанию решаются следующие основные задачи: понимание роли спортивной культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знание научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивирующе-ценностного отношения к физической культуре, отношения к здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самообразованию, потребности в регулярных физических упражнениях и занятиях спортом, овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и личностных качеств, а также самоопределение в физической культуре; обеспечение общей и профессионально прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии.
Основой методики физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении являются такие средства и формы, как вводная гимнастика, физкультурный перерыв, занятия физкультурой в длительных (подвижных) перерывах, физкультура вне аудиторий, утренняя гимнастика, занятия в группах (секциях) общефизической подготовки. Обучение на кафедрах спорта и туризма, самостоятельное выполнение упражнения.
Массовые спортивные и туристические мероприятия. Основная форма - занятие спортом. В программе: гимнастика, спортивные игры, лыжные тренировки, легкая атлетика, плавание, боевые искусства, факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту в группах.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на привлечение школьников-подростков к регулярным занятиям физической культурой и физическим воспитанием, укрепление здоровья, повышение физической и спортивной подготовленности учащихся.
Важнейшим гигиеническим принципом при налаживании тренировочного процесса является достижение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности человека. Во время тренировок и соревнований тренеры должны не только исключать возможные случаи нарушения здоровья у студентов, но и активно использовать различные средства и методы для укрепления и улучшения здоровья участвующих.
1. Аникеева И. С. Физическая культура и спортивный массаж / И. С. Аникеева, П. М. Трубников // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 11. - С. 65-67.
2. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Л.Л. Артамонова, О. П. Панфилов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. – 389 с.
3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учеб. для студентов мед. вузов / В. А. Епифанов. – М. : Медицина, 2019. – 304 с.
4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: рук-во для врачей Текст. / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.А. Лебедевой. М.: Медицина, 2017.-587с.
5. Милюкова И. В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под общей ред. проф.Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.; Изд-во Эксмо, 2015. – 862 с.
6. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.
7. Парамонова Д. Б. Лечебная физкультура и массаж в восстановлении статодинамических функций у детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича / Д. Б. Парамонова, Б. И. Мугерман // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-40.
8. Шмелева, С. В. Медико-социальная реабилитация / С.В. Шмелева. - М.: РГСУ, 2013. - 208 c.
9. Физическая реабилитация: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. С. Н. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 608 с.
10. Сысоев, Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности /Сысоев Ю.В. – М.: 2015. – 236 с.
11. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов – М.: Тесей, 2018. – 528 с.
12. Амосов, Н.М. Сердце н физические упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. – М.: Знание, 2015. – 64 с.
13. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/д.: Феникс, 2017. – 384 с.
14. Шиян, Б.М. Теория и методика физического / Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 2018. – 376 с.
15. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического воспитания / О.Л. Трещева. – Омск: 2018. – 67 с.
16. Рихтер, О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности / О.В. Рихтер. – Ставрополь: 2019. – 261 с.
17. Сидакова, И.В. Социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья / И.В. Сидакова. - Волгоград: 2019.- 212 с.
18. Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах / Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев, М.Р. Сафин. – М.: Высш.шк., 2016. – 135 с.
19. Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами / Н.П. Забродина //Физическая культура в школе. – 2015. – №6. – С. 22-25.
20. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: диссертация / В.С. Тубчинова, – Улан-Удэ, 2015. – 167с.
21. Железняк, Ю.Д. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 264 с.
22. Тамбиан, Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы: Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – С.47-54.
23. Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа. –М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
24. Велитченко, В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – С.60-66
25. Цвек, С.Ф. Физическое воспитание людей с ослабленным здоровьем / С.Ф. Цвек, В.С. Язловецкий. – К.: Здоровье, 2015. – 152 с.