ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Исходные понятия, задачи и структура оздоровительной физической культуры
1.2 Принцип оздоровительной направленности в физкультурно-оздоровительной практике
1.3 Критический минимум и оптимум двигательной активности, как условие сохранения здоровья
1.4 Статистические данные по состоянию здоровья населения в РБ и в мире
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
2.1 Врачебно-педагогическая характеристика школьников
2.2 Особенности занятий оздоровительной физической культурой с учащимися специальной медицинской группе
2.3 Содержание уроков для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе
2.4 Особенности структуры урока для специальной медицинской группе
2.5 Требования к уроку физической культуры в специальной медицинской группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для человека здоровье всегда являлось не приходящей ценностью поскольку, только здоровый человек может самостоятельно активно осуществлять все виды деятельности от самообслуживания и материального самообеспечения до активного преобразования жизненной реальности вокруг себя.
В государственном масштабе здоровье отдельного индивида – это часть здоровья нации, которая является составляющей главного потенциала страны – ее человеческого ресурса.
В Республике Беларусь разработана концепция государственной безопасности, в которой забота о здоровье нации и подрастающего поколения, являются одним из приоритетов. В экономическом контексте нация здоровых людей – это потенциал для экономического развития, снижение затрат на социальное обеспечение и здравоохранение.
За последнее время существенно изменился и сам характер труда, сместившись в сторону информационных технологий, высокоинформативного общества, объемы поступающей информации. В связи с этим на первый план выходят проблемы перегруженности психики и эмоционального выгорания, чем последствия тяжелого физического труда. Также в связи с превалированием сидячего образа жизни на первое место выходят угрозы нарушении работы сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата уже в самом раннем возрасте.
Разработка программ занятий оздоровительной физической культурой и планирование развития ее деятельности опирается на исследования в ее месте в структуре жизненного цикла человека, формах и методах занятий, методике проведения занятий.
На основании выделения в оздоровительной физической культуре направлений специализированной (производственной) и оздоровительной (рекреационной) можно выделить и два направления ее организации: на производстве; в досуговой среде.
Занятия оздоровительной физической культурой в свободное время выступают внутренней потребностью самого индивида и являются его проявлением своего стремления к здоровому и активному способу жизни. Данные ценности формируются при занятиях физическим воспитанием в широкой образовательной и досуговой системе под планомерным контролем государства в различных формах от занятий физическим воспитанием в дошкольных учреждениях до профессионально-прикладной физической культуры в производственных условиях.
Также популяризация здорового образа жизни проходит через организацию различных массовых мероприятий и досуговых программ. Оздоровительная физическая культура на основании разделения по направлениям производственной и рекреационной организовывается с применением различных средств и методов.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Исходные понятия, задачи и структура оздоровительной физической культуры
Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физической культуры.
Соответствующим образом организованные занятия физической культурой способствуют изменению целого ряда показателей физического развития, функционального состояния и психофизиологических возможностей человеческого организма.
В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности.
Движение - биологическая потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности.
Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека:
– улучшается обмен веществ,
– оптимизируется доставка и использование кислорода органами и тканями,
– снижается содержание холестерина,
– эффективнее выводятся из организма продукты распада,
– наблюдается экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма [4].
Ряд специалистов (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, Е.А.Пирогова, Ю.В. Менхин, А.В. Менхин и другие) выделяют методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями:
– постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок;
– разнообразие применяемых средств;
– систематичность занятий;
– дозирование по относительным значениям мощности физических нагрузок;
– дозирование по частоте сердечных сокращений;
– дозирование в соответствии с энергетическими затратами;
– дозирование по числу повторений физических упражнений.
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
2.1 Врачебно-педагогическая характеристика школьников
Здоровье – это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [9].
В настоящее время имеют место два понятия: группы здоровья и медицинские группы для занятий физической культурой. Различия данных терминов существенны.
Группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, развития растущего человека. Каждый пункт этой шкалы также учитывает факторы риска, влияющие или влиявшие ранее на состояние здоровья. В соответствии с этой шкалой делается предварительный прогноз на будущее. Определенную группу здоровья выставляет обычно участковый педиатр, либо медицинский работник в дошкольном учреждении с учётом здоровья ребёнка, при наличии всех обследований.
Нужно понимать, что выставленная группа вовсе не статичный, не неизменный показатель. Группа может изменяться со временем. Однако, к сожалению, чаще всего группа меняется в худшую сторону: первая на вторую или, что чаще, вторая на третью.
Выделяют следующие группы здоровья [10]:
Группа I – здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют. Для данной группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.
Группа II – здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие аномалии в своем развитии. Дети этой группы здоровья нуждаются во внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.
Группа III – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.
Группа IV – к этой группе относятся больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сформулировать вывод, что оздоровительная физическая культура – это часть общей культуры человека, направленная на освоение знаний, умений, навыков выполнения технически правильно двигательных действий спортивного и повседневного характера, знаний об основах здорового образа жизни, внутренняя потребность в двигательной активности. Задачами оздоровительной физической культуры являются поддержание в тонусе всех систем организма, повышение иммунитета, постепенное повышение тренированности и формирование физических качеств. Функциями оздоровительной культуры являются: в первую очередь, общее постепенное оздоровление организма методами физических упражнений; во вторую – ознакомление с техниками и методиками занятий физическими упражнениями и основами здорового образа жизни; в третью – воспитывать личность в процессе занятий спортивной деятельностью в направлении волевых качеств, саморегулирования, целеустремленности, командной работы, лидерских качеств; в четвертую – способствовать восстановлению по средствам активного отдыха, переключаемости, снятия стресса. Реализация данных функций проходит на основании принципов оздоровительной физической культуры, которые распространяются на все направления в рамках данного направления физической культуры.
Основным принципом в оздоровительной физической культуре является направленное планомерное оздоровление занимающихся. Это является абсолютно понятным в теоретическом аспекте, однако, на практике часто не так легко реализуемым. В настоящее время появилось много методик в свободном доступе, о правильности которых могут судить только профессионалы. Поэтому при занятиях физической культурой еще со школы необходимо делать упор на то, что занятия физической культурой не просто игры, а стройная научная теория, проверенная практикой, пренебрегать которой опасно для здоровья занимающихся.
Со школьной скамьи следует обучить и привить навык правильной техники выполнения основных двигательных действий, знаний о методиках формирования физических качеств, различных средствах и методиках тренировки.
Лучшим способом достичь результата, являются занятия под руководством тренера, преподавателя. Педагог должен обладать знаниями об основных методах и приемах физического воспитания, составлять тренировочную программу с учетом целей и задач, а также индивидуальными особенностями самого занимающегося.
Нагрузки должны быть посильными, интервалы отдыха оптимальными для выбранной методики тренировок. Проведение врачебно-педагогического контроля обязательно для наблюдения за тренировочным процессом и анализа его эффективности. Также занимающегося необходимо обучить методам самонаблюдения за состоянием здоровья и физической подготовленности.
1. Аникеева И. С. Физическая культура и спортивный массаж / И. С. Аникеева, П. М. Трубников // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 11. - С. 65-67.
2. Артамонова, Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура : учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Л.Л. Артамонова, О. П. Панфилов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. – 389 с.
3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина : учеб. для студентов мед. вузов / В. А. Епифанов. – М. : Медицина, 2019. – 304 с.
4. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: рук-во для врачей Текст. / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.А. Лебедевой. М.: Медицина, 2017.-587с.
5. Милюкова И. В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник / Под общей ред. проф.Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.; Изд-во Эксмо, 2015. – 862 с.
6. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.
7. Парамонова Д. Б. Лечебная физкультура и массаж в восстановлении статодинамических функций у детей с атонически-астатической формой детского церебрального паралича / Д. Б. Парамонова, Б. И. Мугерман // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 37-40.
8. Шмелева, С. В. Медико-социальная реабилитация / С.В. Шмелева. - М.: РГСУ, 2013. - 208 c.
9. Физическая реабилитация: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. С. Н. Попов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 608 с.
10. Покровский, В.И. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: учебное пособие / под ред. В.И. Покровский – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 282 с.
11. Ревич, Б.А. Окружающая среда и здоровье населения: Региональная экологическая политика / Б.А. Ревич, С.Л. Авалиани, Г.И. Тихонова. – М.: ЦЭПР, 2018. – 149 с.
12. Жулина, Г.В. К проблеме здоровья и здорового образа жизни человека / Г.В. Жулина // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь, 2017 г. / Изд-во СГУ. – С. 179 – 181.
13. Сысоев, Ю.В. Теоретические и методические основы формирования и сплочения коллектива в процессе спортивной деятельности /Сысоев Ю.В. – М.: 2015. – 236 с.
14. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов / А.Г. Фурманов – М.: Тесей, 2018. – 528 с.
15. Амосов, Н.М. Сердце н физические упражнения. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. – М.: Знание, 2015. – 64 с.
16. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. – Ростов н/д.: Феникс, 2017. – 384 с.
17. Шиян, Б.М. Теория и методика физического / Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 2018. – 376 с.
18. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в общеобразовательной системе физического воспитания / О.Л. Трещева. – Омск: 2018. – 67 с.
19. Рихтер, О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности / О.В. Рихтер. – Ставрополь: 2019. – 261 с.
20. Сидакова, И.В. Социально-педагогическая деятельность инновационной школы по формированию у старшеклассников культуры здоровья / И.В. Сидакова. - Волгоград: 2019.- 212 с.
21. Аухадеев Э.И. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах / Э.И. Аухадеев, С.С. Галеев, М.Р. Сафин. – М.: Высш.шк., 2016. – 135 с.
22. Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами / Н.П. Забродина //Физическая культура в школе. – 2015. – №6. – С. 22-25.
23. Тубчинова, В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: диссертация / В.С. Тубчинова, – Улан-Удэ, 2015. – 167с.
24. Железняк, Ю.Д. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 264 с.
25. Тамбиан, Н.Б. Распределение школьников на медицинские группы: Настольная книга учителя физической культуры / Л.Б. Кофман. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – С.47-54.
26. Рипа, М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / М.Д. Рипа. –М.: Просвещение, 2018. – 175 с.
27. Велитченко, В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе / Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 2018. – С.60-66
28. Цвек, С.Ф. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем / С.Ф. Цвек, В.С. Язловецкий. – К.: Здоровье, 2015. – 152 с.
29. Статистический бюллетень: статистика СНГ // Территориальный орган федеральной службы Государственной статистики Московской области [Электронный ресурс]. – 2015. – № 3 (498). – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
30. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/