Введение
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по влиянию аквааэробики на физическое состояние лиц зрелого возраста
1.1 Возрастные особенности организма зрелого возраста
1.2 Влияние аквааэробики на физическое состояние
Выводы по главе 1
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Выводы по главе 2
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения
3.1 Описание программы занятий аквааэробикой лиц зрелого возраста
3.2 Результаты исследования
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время проблема здоровья человека приобрела большое значение. В современном мире люди подвергаются нарастающему воздействию интеллектуальных и социальных нагрузок, которые, к сожалению, приводят к аффективным приступам, стрессам, различным психическим расстройствам. В условиях ежедневного перенапряжения создаются предпосылки для различных психосоматических заболеваний, и, прежде всего, неврозов, иммунодефицита, сердечно-сосудистых заболеваний, язвенных поражений желудочно-кишечного тракта и т.д. Исключением не являются люди зрелого возраста.
Ощущение психического дискомфорта заставляет человека искать пути его преодоления. Одним из путей являются занятия на воде. В современном обществе уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Но только сравнительно недавно воду стали рассматривать как альтернативное терапевтическое средство и разрабатывать на его основе полноценные реабилитационные и оздоровительные курсы. Аквааэробика –новый вид оздоровительных занятий в воде, предназначенный для различного контингента занимающихся, неограниченный по возрасту и уровню физической и функциональной подготовленности, направленный на улучшение двигательных качеств занимающихся, с использованием упражнений, выполняемых в аэробном режиме с использованием музыкального сопровождения.
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по влиянию аквааэробики на физическое состояние лиц зрелого возраста
1.1 Возрастные особенности организма зрелого возраста
После завершения развития организма начинаются процессы инволюции. Они влияют на все ткани, органы и системы, а также на их регуляцию. У большинства людей в возрасте 45-50 лет развивается остеопороз (истончение) трубчатой костной ткани, потеря солей кальция, истончение кортикального слоя и расширение костномозгового канала, что способствует переломам костей. Возрастная деформация позвонков и истончение межпозвонковых дисков приводят к развитию остеохондроза и радикулита. В суставах отмечаются деструктивные изменения хряща, шероховатость синовиального мешка, уменьшение синовиальной жидкости и снижение эластичности связок. Все это способствует появлению артрита, остеоартроза, снижению подвижности в суставах, появлению болей в суставах, разрывам связок [6, с. 5].
Возрастные изменения скелетных мышц характеризуются их атрофией, замещением соединительнотканных мышечных волокон, снижением кровоснабжения и оксигенации мышц, снижением функциональной активности мышечных белков и ферментов и нарушением мышечного метаболизма. Эти изменения приводят к снижению силы и скорости мышечных сокращений. В тех частях опорно-двигательного аппарата и мышечной системы, которая в течение жизни подвергаются умеренной регулярный стресс (бедро, голень, их мышцы), деструктивные изменения менее выражены. Морфологический состав крови, как уже говорилось ранее, с возрастом существенно не меняется. Однако данные последних лет показывают определенную возрастную эволюцию параметров периферической крови [13, с. 21].
Глава 2 Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
Цель исследования: разработка оздоровительных программ аквааэробики для лиц зрелого возраста.
В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предстояло решить следующие задачи.
Задачи:
1. Изучить существующую практику проведения оздоровительных занятий в условиях водной среды.
2. Разработать и экспериментально обосновать содержание занятий аквааэробикой для лиц зрелого возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование физического состояния.
2.2 Организация исследования
В педагогическом эксперименте приняли участие 10 взрослых, занимающихся аквааэробикой.
Исследование проводилось в два этапа, на первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы, на втором этапе исследования был проведен педагогический эксперимент.
Проведен анализ и обобщение литературных источников с целью определения теоретических положений и практических рекомендаций, вытекающих из педагогических и смежных наук по проблеме развития аквааэробики, ее физиологических характеристик, организации медико-педагогического контроля во время занятий аквааэробикой.
В процессе педагогических наблюдений уточнялись и корректировались объем и интенсивность предлагаемых нагрузок, соотношение основных средств физического воспитания в зависимости от результатов тестирования и субъективной оценки их самочувствия. Эти данные были использованы для анализа полученных результатов и управления процессом лечения.
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения
3.1 Описание программы занятий аквааэробикой лиц зрелого возраста
Анализ научно-методической литературы и обобщение персональных данных позволили разделить все средства аквааэробики на: основные (физические упражнения в воде) и дополнительные (вербально-зрительное воздействие; музыкальное сопровождение; восстановительные средства – педагогические, биомедицинские, технические) [22, с. 131].
В результате анализа практического опыта и педагогических наблюдений нами разработана классификация основных средств аквааэробики, в основе которой лежит форма организации и проведения упражнений в воде.
В I группу входят упражнения, выполняемые на бортах бассейна: имитация движений ног «ползание», «брасс», «ножницы», «колесо», «отжимания», различная растяжка (растяжение мышц); держаться за бок, делать качели, повороты, повороты; упражнения в положении виса со спиной в сторону, вытягиванием и удержанием тела в висе повернутым в сторону – ноги согнуты в коленях; боковое отталкивание; «Игровые станции». Цель этих упражнений – развить мышцы живота и ног. В этом случае практикующий сидит на краю бассейна, а ноги опускаются в воду.
Группа II – «На мелководье». Уровень воды доходит до колен практикующих. Глубина 30-50 см. Основные упражнения – ходьба, открытый контроль, бег, прыжки. Когда корпус находится в горизонтальном положении, движение по низу осуществляется руками в опоре, лежа впереди и сзади.
Группа III – «В опорном положении» Уровень воды – от талии до плеч. Опора – дно бассейна или резервуара. Упражнения выполняются стоя на дне, отталкиваясь от него, на месте, в движении: ходьба, бег, прыжки, элементы танца, «аэробные волны», «растяжка в воде».
Заключение
Таким образом, в ходе исследования автором были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Зрелость – естественный этап индивидуального развития человека. Процессы созревания и старения происходят непрерывно, неравномерно и не одновременно. Они влияют не одинаково на разные ткани, органы и системы организма. Среди основных возрастных особенностей зрелого возраста стоит выделить остеопороз (истончение) трубчатой костной ткани, потеря солей кальция, истончение кортикального слоя и расширение костномозгового канала, деструктивные изменения хряща, шероховатость синовиального мешка, уменьшение синовиальной жидкости и снижение эластичности связок, атрофия мышц, снижение переноса кислорода из крови, повышение уровня артериального давления, снижение эластических свойств легочной ткани, силы дыхательных мышц и проходимости бронхов и др. Влияние аквааэробики на физическое состояние сопровождается активной работой сердечно-сосудистой системы, снятием стресса, нормализацией психоэмоционального состояния человека, повышением самооценки и социальной значимости, улучшение деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем организма, центральной и вегетативной нервной системы и др.
2. Исследование влияния аквааэробики на физическое состояние лиц зрелого возраста осуществлялось с помощью следующих методов исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование физического состояния. В педагогическом эксперименте приняли участие 10 взрослых, занимающихся аквааэробикой.
1. Айдаркин, Е.К., Иваницкая Л.Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е.К. Айдаркин, Л.Н. Иваницкая. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. – 176 с.
2. Виру, А.В. Аэробные упражнения / А.В. Виру, Т.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 144 с.
3. Власова, И.А. Биологический возраст и уровень физического здоровья пожилых людей / И.А. Власова, Г.И. Губин, Б.А. Поляев // Сибирь-Восток. – 2002. – №8. – С.13-15
4. Галимов, Г.Я. Влияние занятий физической культуры на функциональное состояние лиц пожилого возраста / Г.Я. Галимов, Э.В. Мендот // Вестник тувимского государственннго университета. – 2018. – № 5. – С. 35-41.
5. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М. А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. – 1994. – № 5. – С. 24-32.
6. Гриненко, М.Ф. Физическая культура в сохранении здоровья и высокой работоспособности / М.Ф. Гриненко, И.Т. Осипов, Б.Г. Фадеев // Физкультура, труд, здоровье и активное долголетие. – М.: Физическая культур и спорт, 1981. – С. 4-6.
7. Дубровский, В. Вода восстанавливает силы / В. Дубровский // Легкая атлетика. – 2012. – № 6. – С. 37-39.
8. Душанин, С.А. Тренировочные программы для здоровья. Контрэкс-2 / С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, Е. Пирогова. – Киев: Здоровье, 1985. – 32 с.
9. Залманов, А. Волшебная сила воды / А. Залманов. – СПб.: ТОО Лейла, 1994. – 384 с.
10. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 240 с.
11. Кристин, А. Аквааэробика. Полное руководство по подготовке / А. Кристин. – М.: Эксмо, 2015. – 232 с.
12. Леонтьев, А.Н. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей / А.Н. Леонтьев, А.Г. Лидерс // Психология зрелости и старения. – 1998. – № 4. – С. 13-22.
13. Лисицкая, Т.С. Аквааэробика / Т. С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. – М.: Федерация Аэробики России, 2011. – 36 с.
14. Лоуренс, Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс. – М.: Гранд-фаир, 2000. – 255 с.
15. Меньшуткина, Т.Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами / Т.Г. Меньшуткина. – СПб.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. – 192 с.
16. Меньшуткина, Т.Г. Теория и методика оздоровительного плавания женщин разного возраста: автореф. дис. док-ра пед. наук: 13.00.04 / Т.Г. Меньшуткина. – СПб., 2000. – 47 с.
17. Рубцов, А.Т. Морфологические и физиологические показатели женщин, занимающихся физической культурой в воде / А.Т. Рубцов // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 9. – С. 48-52.
18. Симина, Т.Е. Обучение плаванию студентов с использованием аквааэробики / Т.Е. Симина, Е.Ю. Сысоева // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 20 октября-30 ноября 2016 г. – М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – С. 311-316.
19. Старченко, К.А. Влияние аквааэробики на организм / К.А. Старченко // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 9. – С. 17-21.
20. Терещенко, В.И. Гидроаэробика. Комплекс упражнений в воде / В.И. Терещенко, О.А. Иванова. – М.: НПЦНМО, 1990. – 21 с.
21. Трофимишин, П. Бег в воде тренирует и лечит / П. Трофимишин // Легкая атлетика. – 1991. – № 4. – С.31-32.
22. Шурыгина, Ю.Ю. Научно-практические основы здоровья / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2009. – 220 с