Актуальность исследования. На необходимость уделять внимание физической подготовке учащихся в плане охраны собственного здоровья, указывали многие специалисты (В.К. Бальсевич, Г.А. Гилев, Л.А. Дартау, И.В. Ефимова и др.) Одной из главных причин ухудшения здоровья студенческой молодежи, по мнению ученых, является недостаточный объем двигательной активности. В связи с этим, большинство студентов подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья [А.Б. Косолапов]. Известно, что необходимость регулярных занятий физической культурой и спортом в период физического становления индивидуума, обусловлена биологически. Авторы, занимающиеся исследованиями здоровья молодежи (Ю.В. Волков; В.М. Выдрин и соавт.; Т.Д. Коваленко; А.В. Лотоненко), рассматривают увеличение заболеваемости студентов в двух аспектах.
Первый – рост заболеваемости, обусловленный существенными социальными изменениями в их жизни. Было установлено, что переход к новым социальным условиям вызывает вначале активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения. Это объясняет тот факт, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня их физического развития. Кроме того, новые условия формируют новый образ жизни, нормы поведения и привычки студентов, (например, гиподинамия, нерациональное питание, хроническое недосыпание, употребление алкоголя, табака и др.), которые также отрицательно влияют на их здоровье.
Второй аспект – рост заболеваемости студентов, обусловленный ухудшением здоровья детского контингента [6, с. 44].
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье подрастающего поколения, следует рассматривать ухудшение социально-экономических показателей, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране [6, с. 44].
К сожалению, проблема восстановления утраченного здоровья средствами физической культуры в условиях учреждений высшего образования не в достаточной степени отражена в программных документах Министерства образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
1.1 Понятие «реабилитационного потенциала» и его клинико-функциональная составляющая
Реабилитационный потенциал (далее РП) - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе [25, с. 28]. Реабилитационный потенциал - это сложное интегративное понятие, в структуре которого для диагностики (оценки) выделяют три составляющие, отражающие разные уровни реабилитационного воздействия:
- потенциал выздоровления (саногенетический потенциал) - определяет возможности восстановления или компенсации нарушений в анатомическом, физиологическом, психическом состоянии организма, т. е. возможности реабилитации больного на биологическом уровне в основном средствами медицинской реабилитации;
- потенциал социализации (или ресоциализации) - определяется возможностями восстановления или компенсации социальных навыков и функций на индивидуально-личностном уровне в условиях болезни или ее последствий, т.е. возможностями восстановления или приспособления к выполнению привычных видов деятельности; в качестве составляющих (компонентов) потенциала социализации могут выступать возможности восстановления у больного или инвалида навыков общения, передвижения, самообслуживания, выполнения повседневной деятельности и работы в быту, способности к обучению, выполнять профессиональную деятельность (трудовой потенциал), адекватному поведению и ориентации, рекреативной и творческой деятельности и др.;
потенциал социальной интеграции (реинтеграции) - определяет возможности индивида к восстановлению обычного для себя в соответствии с полом, возрастом и прочими социально-личностными характеристиками
Анализ литературы по теме курсовой работы позволил нам сделать следующие выводы:
1. Реабилитационный потенциал - это возможности больного человека при определенных условиях и содействии реабилитационных служб и общества в целом приводить в действие (активизировать) свои биологические и социально-психологические механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личностного статуса и положения в обществе.
2. Реабилитационный потенциал определяется по следующим показателям: потенциал выздоровления, социализации и реинтеграции.
3. Для оценки реабилитационного потенциала студенческой молодежи с различным уровнем физического здоровья используют тест, направленные на определение энергетических ресурсов и физические возможности организма.
4. Для восстановления реабилитационного потенциала применяют средства оздоровительно-реабилитационной и фоновой физической культуры.
1. Андрющенко, Л.Б. Физическое воспитание студентов на основе интеграции спортивных и оздоровительных технологий / Л.Б. Андрющенко. – Волгоград: ВГСХА, 2001. – 164 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. − 287 с.
3. Айзман, Р.И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович – Новосибирск: НГПУ, 2009. – 100 с.
4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 2007 – 208 с.
5. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1986. – № 5. – С. 24–27.
6. Гаттаров, Р.У. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / Р.У. Гаттаров, Т.В. Потапова, С.М. Зубков и др. // Вестник южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2007. – №16. – С. 43-49.
7. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
8. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
9. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: Учебное пособие / Г.А. Гилев. – М.: МГИУ. – 2007. – 376 с.
10. Гилев, Г.А. Реабилитация студентов специальной медицинской группы в условиях высшего профессионального образования / Г.А. Гилев, А.И. Попков // Вестник спортивной науки. – 2014. – № 1. – С. 51-53.
11. Гилев, Г.А. Актуальность двигательной активности студентов вне сетки учебного расписания / Г.А. Гилев, А.И. Попков, С.К. Романовский // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 1 (48). – С. 59-62.
12. Дартау, Л.А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза / Л.А. Дартау // Здоровье сберегающее образование. – 2010. – № 4. – С. 85-89.
13. Залученова, Е.А. Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала //Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. – 1998 – № 2. – С. 29-32.
14. Ефимова, И.В. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности студентов подготовительного отделения / И.В. Ефимова, Булавина Т.А. // Матер. Междунар. научн.-практ. конф. – Минск, 1995 – ч. 2 – С. 77-78.
15. Косолапов, А.Б. Комплексная динамическая оценка состояния здоровья студентов / А.Б. Косолапов, С.В. Горшков, Р.Б. Спиридонов // Валеология. – 2006. – № 1. – С. 41-45.
16. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. − М.: Советский спорт, 2003. − 464 с.
17. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. − М.: Академия, 2001. − 240 с.
18. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний / В.П. Лукьяненко. − М.: Советский спорт, 2003. − 224 с.
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. − СПб.: Лань, 2003. − 160 с.
20. Мирзоев, О.М. Применение восстановительных средств в спорте: учебник для студентов / О.М. Мирзоев // Серия наука спорту. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 202 с.
21. Сахарова, О.Б. Анализ заболеваемости студентов начальных курсов ДВГУ/ О.Б. Сахарова, П.Ф. Кику, А.В. Гришанов //Сборник научных статей 6-й Международной научно-технической конференции. Том 2. – Уфа: УГАТУ – 2009. – 176 с.
22. Солодков, А.С., Сологуб, Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
23. Физическое воспитание и спортивное совершенствование студентов: современные инновационные технологии: научная монография / Под ред. Проф. Раевского Р.Т. – М.: Наука и техника, 2008. – 616 с.
24. Физическая активность и здоровье в Европе: аргументы в пользу действий. Под ред. Nick Cavill, Sonja Kahlmeier и Francesca Racioppi. – ВОЗ, 2006.
25. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск: Тесей, 2003. – 527 с.
26. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. – М: Академия, 2008. – 480 с.
27. Шаханова, А.В., Горгиладзе, Г.Р., Пальникова, Н.А. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовкой студентов 1-3 курсов // Валеология. – 2001. – №3. – С. 51-53.