ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИК
1.1 Сущность понятий «планирование», «умения»
1.2 Особенности умения планировать у учащихся 4-х классов
1.3 Основные подходы к формированию умений планировать на уроках математики у учащихся 4-го класса
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Диагностика уровня развития умений планировать свои действия у учащихся 4-х классов
2.2 Результаты экспериментального планирования
2.3 Разработка направлений формирования умений планировать свои действия у учащихся 4-х классов на уроках математики
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из основных причин, препятствующих процессу обучения, является отсутствие у детей регулятивных действий, в том числе неспособность планировать индивидуальную и самостоятельную работу. В настоящее время эта проблема активно развивается различными специалистами. Но, к сожалению, все они утверждают, что действия по планированию формируются у школьников только в 4-5 классах. Кроме того, большинство исследований и предлагаемых методик направлены на изучение именно формирования (или отсутствия формирования) этого действия у учащихся. Проблема формирования умений планировать свои действия у учащихся начальных классов является самой важной составляющей всего образовательного процесса в соответствии со стандартами образования в нашем государстве. Поскольку, по мнению ученых, общеобразовательная деятельность обеспечивает самостоятельное получение знаний, повышение эффективности учебной работы, формирование самообразовательных навыков, подготовку учащихся к непрерывному пополнению своих знаний на протяжении всей жизни.
На основе анализа существующих классификаций общеобразовательных умений можно выделить умение планировать, так как это является условием успешного продвижения учащихся в школьное образование, эффективным средством их образовательной самообразовательной деятельности. Планирование – то исключительное достояние человека. Действуя в результате его социально-исторического развития, планирование как часть совокупной психической деятельности выполняет важные функции, заключающиеся в разработке «проектов» предлагаемых действий, учете их достоинств и недостатков, отборе наиболее рациональных из них.
С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Исаева, Е. И. Пономарев, В. Х. Магкаев и другие учёные изучали особенности планирования, его структуру, виды и стратегии осуществления. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Сущность понятий «планирование», «умения»
В ряде психологических работ раскрывается содержание понятий «план», «планирование», генезис общеобразовательного интеллектуального навыка планирования и его роль в осуществляемой деятельности.
Так, С.Л. Рубинштейн, анализируя процесс решения проблемы, выделяет два значения термина «план». «План решения как план действий (что делать) – что является основой для определения того, что должно быть сделано (определение основных переменных и основной зависимости). План решения как его концепция – определение общего положения, принципа, теоремы, которые должны лечь в основу решения. План во втором смысле - основа плана в первом смысле» [18, с. 13].
Определение понятия «план», пишут Й. Галантер, Д. Миллер, К. Прибрам: «План – это любой иерархически построенный процесс в организме, способный контролировать порядок выполнения любой последовательности операций» [5, с. 121].
Понимание планирования как самостоятельного вида деятельности и как отдельного этапа в процессе решения проблемы можно увидеть в ряде исследований. Особенности изучения планирования как самостоятельного вида деятельности достаточно полно освещены в работах В.Н. Пушкина, Е.Н. Суркова и др. Планирование как отдельный этап в процессе решения задачи представлено в работах Д. Поя, Д. Миллера, Я. Галантера и К. Прибрам [15, с. 34].
Д. Поя считает, что процесс решения задачи может быть представлен как последовательность организованных, взаимосвязанных операций, составляющих схему или план действий: «Для ее решения мы должны составить хорошо продуманную, согласованную схему операций (логических, математических или материальных), начиная с условия (предпосылки) и заканчивая выводом, ведущим от данных к неизвестному, от объектов, находящихся в нашем распоряжении, к объектам, которые мы собираемся достичь».
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Диагностика уровня развития умений планировать свои действия у учащихся 4-х классов
Цель исследования заключалась в определении уровня формирования планирования деятельности у младших учащихся.
Цели:
1. Определить экспериментальную и контрольную группы, определить их ранжирование.
2. Выбрать материалы для диагностики формирования навыков планирования деятельности у младших школьников.
3. Экспериментально исследовать уровень формирования навыков планирования деятельности у младших школьников и проанализировать результаты.
На этапе установления экспериментально-экспериментальной работы в октябре-феврале 2019-2020 учебного года была проведена диагностика уровня формирования регулятивных действий, в частности планирование, в 4 классах «А» и 4 класса «В».
В качестве диагностического материала использовался следующий метод: «Диагностика развития планирования» (А.З. Зак) [11].
Задачи методики:
1. Определить особенности формирования действия разведочного планирования как способности к разработке программы выполнения действий по достижению поставленной цели.
2. Оценить следующие регулятивные общеобразовательные мероприятия: планирование и контроль деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
План представляет собой перечень конкретных действий по преобразованию субъекта предстоящей деятельности, выделенных на основе осознания его цели, актуализации системы существенных и оперативных знаний, соответствующих этой деятельности о его субъекте. Планирование – это универсальная учебная деятельность учащегося, обеспечивающая его способность организовывать процесс освоения новых знаний и способов действия, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Умения – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и умений.
Формирование у младших школьников навыков планирования осуществляется целенаправленно и поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивации; формирование нового способа действия, установление первичных связей с имеющимися способами; обучение, прояснение связей, самоконтроль, коррекция; контроль. В то же время необходимо предложить детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказать необходимую помощь.
Математика является одним из основных предметов средней школы: она обеспечивает основу для изучения других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при изучении математики способствует овладению предметами гуманитарного цикла. Практические навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Формирование вычислительных методик – сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Битянова, М.Р. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: метод. рек. к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. – Самара: Учебная литература, 2013. – 96 с.
3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2005. – 206 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
5. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 2004. – 332 с.
6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
7. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие / Н.И Гуткина. – 3-е изд., перераб, и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
8. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
9. Долгошеева, Е.В. Формирование у младших школьников умения осуществлять перспективное планирование / Е.В. Долгошеева // Гносеологические основы образования: междунар. сб. науч. тр. – Елец, 2015. – С.195-198.
10. Дубовская, Н.А. Планирование учебных действий младшего школьника в процессе учебной деятельности / Н.А. Дубовская // Молодые ученые. – 2015. – № 6. – С. 327-329.
11. Зак, А.З. «Диагностика особенностей развития поискового планирования» [Электронный ресурс] //http://old.imcluga.ru/dmdocuments/fa4.pdf.
12. Игошина, Н.В. Самообразование и самоформирование младших школьников / Н.В. Игошина // Начальная школа плюс до и После. – 2013. – № 8. – С. 38 – 42.
13. Ионова, М.С. К проблеме психолого-педагогического сопровождения формирования умственных действий планирования и прогнозирования у младших школьников / М.С. Ионова // Российский научный журнал. – 2011. – № 23. – С. 204 – 209.
14. Исаев, Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С.52 – 60.
15. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и формирование: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
16. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / учеб. пособие для образ. Учреждений / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова / М., – 2009. – 86 с.
17. Ковалева, Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. – М., Педагогика, 2010. – 336 с.
18. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия: учеб. пособие для вузов / Е.В. Коротаева – М.: Профит Стайл, 2009. – 47 с.
19. Круглова, Н.Ф. Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка: программа психологической подготовки дошкольников и младших школьников / Н.Ф. Круглова. – Москва: Эксмо, 2010. – 187 с.
20. Леонтьева, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / А.А. Леонтьева – М.: Смысл, 2009. – С. 53– 60.
21. Лысова, И.Ю. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов при формировании универсальных учебных действий. Методические материалы / И.Ю. Лысова. – Таруса: Межшкольный информационно-методический центр, 2011. – 48 с.
22. Магкаев, В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте / Ф.Х. Магкаев // Вопросы психологии. 2014 – №5. – С. 17-25.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология формирования / В.С. Мухина. – 10–е изд. М., 2006. – 285 с.
24. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6 – 10.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: «Питер», 2005 – 712 с.
26. Текнеджян, Т.В. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения: учеб. пособие/Т.В. Текнеджян, Л.А. Аверкиева. − М., 2008. – 168 с.