ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.2 Роль чтения в жизни ребенка
1.3 Специфика формирования читательских компетенций у младших школьников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование читательских компетенций у учащихся 3 класса
2.2 Рекомендации по формированию читательских компетенций у учащихся 3 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Чтение – это важнейшая способность человека, без которой он не может познать окружающий мир. По окончании начальной школы все учащиеся читают, но не все умеют читать быстро. Сколько несчастных детей переходят в среднее звено, где они не могут освоить программу. Возникает своего рода психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, возникают конфликты с педагогами и родителями.
Чтение – это важнейший инструмент обучения, инструмент познания окружающего мира и развития интеллектуального потенциала ребенка.
По словам В.А. Сухомлинского: «умение читать означает чувствительность к красоте слова, его прекраснейшей тени. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и сияет всеми цветами и мелодиями окружающего его мира».
В современной начальной школе существует проблема так называемого «детского нечтения». Это актуально для науки и образовательной практики.
История методики обучения чтению указывает на то, что деятельность читателя всегда социально регламентирована, так как общество развития всегда ставит перед собой цели, которые оказались особенно важными в подготовке читателя в то или иное время.
В свое время Д. Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. С.В. Михалков сказал: «люди теряют способность быть сострадательными, если не приобрели или утратили способность получать эстетическое удовольствие от искусства, умение испытывать удовольствие от сложной интеллектуальной деятельности – чтения высоких произведений искусства» [1].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в личности ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержен влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования определенных психологических характеристик и типов поведения. Младший школьный возраст считается наиболее чувствительным периодом для воспитания положительных качеств личности, включая гражданственность и патриотизм. Самоуспокоенность, известная внушаемость детей, их легковерность, подражание и большой авторитет учителей создают благоприятные условия для успешного решения этой проблемы.
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, младший школьный возраст ограничивается периодом 7-11 лет [28, с. 133].
Однако в настоящее время большинство детей начинают учиться в возрасте 6-6,5 лет. Таким образом, происходит смещение границ младшего школьного возраста до 6-10 лет.
В младшем школьном возрасте психологическая структура личности ребенка трансформируется. Учебная деятельность становится ведущей, социальный смысл обучения у детей меняется референтная группа, у детей меняется распорядок дня; укрепляется новая внутренняя (личная) позиция; меняется система взаимоотношений ребенка с другими людьми [21, с. 102].
Основы нравственного поведения закладываются в младшем школьном возрасте. Также происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться социальная направленность личности.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование читательских компетенций у учащихся 3 класса
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе …. В исследовании принимали участие ученики 3 класса, в классе 26 человек. Работа проводилась совместно с классным руководителем. В классе проводились мероприятия, направленные на развитие читательских компетенций.
Цель опытно-поисковой работы – выявить наиболее эффективные условия развития читательских компетенций у младших школьников.
Предполагаемые условия:
- Сформировано положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
- Присутствует заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
- Присуще увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
- Существует стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).
Задачи опытно-поисковой работы:
1. Провести исследование читательских компетенций младших школьников на констатирующем этапе.
2. Разработать ряд мероприятий, направленных на развитие читательских компетенций у обучающихся, и проверить их эффективность на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Формированию читательских компетенций уделяется значительное внимание в методической науке и в практике обучения в начальной школе. Чтение – это не установление простой ассоциации между звуками и письменными знаками, соответствующими им. Чтение – это сложный процесс, принимающий непосредственное участие в высших психических функциях в части мышления. Чтение – это умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, значения, смыслы. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, которое символически перевели в письменные знаки. Чтение – это всегда реакция на текст автора, зависящая от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. Развитию читательских компетенций содействуют разнообразные виды и формы работы с детской книгой: литературные конкурсы, игры, викторины, кроссворды, шарады, творческие конкурсы на самое лучшее иллюстрирование к прочитанному произведению, конкурсы на выразительное чтение стихов и прозы.
1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман. – М.,1994. – 288 с.
2. Божович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Бушнина, Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя./ Е.И. Бушнина – Москва , 2011. – 59 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
5. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. оч.: В 6т. – М., 2003. – 400 с.
6. Галагузова, М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов / М.Л. Галагузова // Социальная работа. – М., 1992. – №6. – С. 24.
7. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся читательских компетенций / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
8. Давыдов, В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – М., 2002. – №3-4. – С. 14-19.
9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1–4 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 167 с.
10. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с.
11. Ковалева, Г. С. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России» / Г.С. Ковалева, К.А. Краснянская [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/.
12. Ковалева, Г.С. Изучение скорости чтения пятнадцатилетних обучающихся / Г.С. Ковалева, Н.В. Нурминская. – М. Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2011. – 326 с.
13. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
14. Лейтес, Н.С. Психология одарённости детей и подростков / Н.С. Лейтес. – М.: Издательский центр "Академия", 1996. – 416 с.
15. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
16. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению / Н. П. Локадова. – М. : Исходная школа, 2007. – 35 с.
17. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие читательских компетенций у младших школьников / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород : Просвещение, 2009. – 124 с.
18. Мануйлов, В.А. Литературные игры: сборник, пособие для руководителей литературных кружков и библиотекарей. / В.А. Мануйлов. – Москва : гос-ое учебно-пед. изд, 1938. – 215 с.
19. Машарова, Т.В. Учебная деятельность. Среда. Развитие: методическое пособие / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. – Киров: Изд-во ВЕЕЕУ, 1998. – 78 с.
20. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1979. – 74 с.
21. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 496 с.
22. Ниталимова, Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова // Ментор. – 2007. – №1. – С. 11-13.
23. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М: Локид-Пресс, 2007. – 944 с.
24. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников : методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М. : АРКТИ, 1999. – 160 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 1946. – 704 с.
26. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. – Москва : Академия – 2004. – 512 с.
27. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы: методическое пособие / В.И. Шепелева. – Москва , 2002. – 135 с.
28. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
29. Ярошевская, И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время: методическое пособие / И.Х Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – № 9. – С. 13-17.