ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1.1 Понятие о творческих способностях
1.2 Особенности развития творческих способностей учащихся 2-го класса на уроке музыки
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования
2.2 Результаты экспериментального исследования
2.3 Пути и средства развития творческих способностей младших школьников средствами учебного предмета «Музыка»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих потенциальных возможностей школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. В течение данного возраста на качественно новом уровне реализуется творческий потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1.1 Понятие о творческих способностях
Изучая проблемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, необходимо осмыслить содержания понятий: «творчество» и «способности». Обращаясь к научным источникам, раскрывающим данные понятия, было выявлено несколько подходов к их интерпретации.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [8, с. 45].
В общепринятом смысле «творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [38, с. 137]. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знании.
Творчество можно рассматривать в двух аспектах: философском и психологическом. Определение, предложенное в философском словаре, раскрывает следующую трактовку, характеризующую «творчество» как «процесс человеческой деятельности, при котором будут созданы качественно новые духовные и материальные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также мастерство, приобретаемое в обучении и практике, необходимое для осуществления творческого замысла» [15, с. 28].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования
С целью выявления уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста было проведено исследование, в котором приняли участие 30 учащихся 2 «А» и 2 «Б» классов. Возраст участников исследования – 8 лет. В контрольную группу вошли 15 учащихся 2 «А» класса, в экспериментальную группу вошли 15 учащихся 2 «Б» класса.
База исследования: Государственное учреждение образования «Гимназия №74 г. Минска».
Цель исследования: выявление уровня развития творческих способностей.
Задачи исследования:
- проведение констатирующего этапа с целью выявления особенностей творческого развития детей младшего школьного возраста;
- качественный анализ исследования;
- определение дальнейших путей развития творческих способностей учащихся 2-го класса средствами учебного предмета «Музыка»;
- подбор методик и инструментов для формирующего этапа исследования;
- разработка программы по развитию творческих способностей у младших школьников с применением музыкально-дидактических игр на учебном предмете «Музыка;
Констатирующий этап предполагает исследование и анализ уровня развития творческих способностей младших школьников при помощи авторских методик, разработанных А.В. Кисловым и Е.Л. Пчелкиной (Приложение 1). Оригинальное авторское методическое пособие предназначено для диагностики первичного уровня творческих способностей ребенка и последующей оценки результатов развития этих способностей. Методика пригодна для сопоставления различных технологий развития творческого мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследование была рассмотрена проблема творчества в психолого-педагогических исследованиях, раскрыта психологическая сущность, классификация и показатели развития творческих способностей. В ходе анализа теоретической литературы было отмечено, что творческие способности – это не врожденные, а приобретенные синтетические свойства, которые включают в себя различные психические процессы и психофизиологические функции. Они способствуют развитию личности, которое происходит в пределах культуры по заданным психологическим закономерностям.
Анализ существующих структур классификации творческих способностей показал, что данные структуры опираются не только на когнитивную сторону способностей, но и когнитивно-аффективную, которая включает личностные, эмоционально-волевые и поведенческие аспекты. Анализ различных структур творческих способностей, представленных разными авторами, подводит к тому, что творчество, можно охарактеризовать как психологически сложный процесс, объединяющий синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания.
Анализ психолого-педагогического аспекта проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте показал, что развитие и воспитание творческих способностей ребенка – очень ответственный и сложный процесс, включающий множество аспектов деятельности. В процессе изучения теоретических материалов было определено, что музыкальный урок в образовательном учреждении является основной формой музыкального воспитания и развития школьников.
1. Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2006. – 224 с.
2. Апраксина, O.A. Методика развития музыкального восприятия: Уч.пособ. / О.А. Апраксина – М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
3. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. – СПб.: Рус. христиан. гуманитар. ин-т, 1997. – 463 с.
4. Блинова, В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учеб.-метод. пособ. / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 56 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2012. – 320 с.
6. Венгеренко, Н.А. Структура творческого процесса / Н.А. Венгеренко //Структура и закономерности творческого процесса. – М., 1993. – 125с.
7. Виноградов, Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Л. Виноградов. – М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. – 160 c.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 1008 с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «Че Ро», 2012. – 240 с.
10. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособ. для высш. учеб. завед. / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Декркунская. – 3-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2017. – 285 с.
11. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / А.Е. Голубева. – М.: Проматей, 1993. – 511 с.
12. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 256 с.
13. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: Малое изд. предприятие «NB Магистр», 1993. – 190 с.
14. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.
15. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 c.
16. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательных школ: Программа средней образовательной школы 1-3 классы / Д.Б. Кабалевский. – М.: Музыка, 1990. – 131 с.
17. Кенеман, A.B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1955. – 21 с.
18. Ковалив В. В. Элементарное музицирование: Программа факультативных занятий для 2-4 классов учреждений общего среднего образования / В. В. Ковалив. – Минск: Национальный институт образования, 2007. – 15 с.
19. Коган, Л.Н. Социология культуры: учеб. пособ. / Л. Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 120 с.
20. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: пособ. для воспит. и муз. рук. дет. садов / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
21. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Из опыта работы / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 1990. – 157 с.
22. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии / ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин, А.Б. Орлов. – 1990. – №3. – С. 113-121.
23. Кузовлев, В.П. Развитие творческих способностей младших школьников: методические рекомендации / В.П. Кузовлев, Т.П. Сараева, Л.А. Черных. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2015. – 214 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
25. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук.– Москва: Издательство политической литературы, 2012.– 144 с.
26. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2013. – 718 с.
27. Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин, Д. Сиск // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С. 94-97.
28. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
29. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М.В. Межиева. – Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2012. – 127 с.
30. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
31. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2014. – 512 с.
32. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011 – 368 с.
33. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособ для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2010.– 334 с.
34. Ридецкая, О.Г. Психология одаренности: учеб.-практич. пособ. / О.Г. Ридецкая. – Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
36. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
37. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии / В.И. Слободчиков. – 1991. – №2. – С.37-49.
38. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. – 672 с.
39. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981. – С. 9-10.
40. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М., 2002. – 635 с.
41. Шадриков, В.Д. Общая психология: учеб. для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 411 с.
42. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. – Москва: Высшая школа, 1989. – 143 с.
43. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. – Москва: Просвещение, 1996. – 136 с.