ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Сущность понятия «вычислительные навыки» и его характеристика
1.2 Этапы и пути формирования вычислительных навыков
1.3 Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Основы применения наглядных средств обучения по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
2.2 Методы и приемы работы учителей по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
2.3 Разработка содержания работы по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Быстрый счет, иногда на лету, является требованием нашего времени. Цифры вокруг нас. Выполнение арифметических операций над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что мы не можем обойтись без вычислений, как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе. В ряде исследований, проведенных учеными в школах, было отмечено, что младшие школьники испытывают трудности с устными вычислениями. И все знают, что в дальнейшем школьном курсе ни один пример, ни одна проблема по математике, физике, химии и так далее не может быть решена без наличия навыков элементарных способов расчетов.
Совершенствование вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, внимания, памяти, помогает учащимся в полной мере усвоить предметы физико-математического цикла, которые в современных условиях, несмотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки остаются актуальными. Вычислительные навыки – это высокая степень овладения вычислительными техниками. Для приобретения вычислительных навыков, это означает для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке должны быть выполнены, чтобы найти результат арифметического действия. Вычислительные навыки формируются на всех этапах курса математики в начальной школе. В этот период учащиеся учатся именно уметь сознательно использовать законы математических операций. Качество вычислительных навыков определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Поэтому степень овладения вычислительными навыками зависит от ясности сформулированного правила и понимания принципа его применения. Навык формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно привнести некоторые навыки в навык. Необходимо применение рациональных способов в процессе расчета, это облегчит и ускорит процесс личностного развития младших школьников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Сущность понятия «вычислительные навыки» и его характеристика
Формирование вычислительных навыков является одной из основных задач, которая должна решаться в процессе обучения детей в начальной школе. Эти навыки должны формироваться сознательно и твердо, так как они составляют основу всего курса начальной математики, который обеспечивает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования вычислительных методик. Это становится возможным благодаря тому, что программа включает в себя знакомство с некоторыми важнейшими свойствами арифметических операций и вытекающими из них последствиями [10, с. 214].
М.А. Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными техниками. Овладение вычислительными навыками означает умение в каждом конкретном случае знать, какие операции и в каком порядке должны быть выполнены для того, чтобы получить результат арифметического действия, и достаточно быстро выполнить эти операции.
Вычислительные навыки считаются одним из видов обучения, который функционирует и формируется во время обучения. Они являются частью структуры учебной и познавательной деятельности и существуют в учебной деятельности, которая осуществляется через определенную систему операций. Сформированный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильность, осознанность, рациональность, обобщаемость, автоматизм и долговечность.
Правильность – учащийся правильно находит результат арифметических операций над заданными числами, т.е. правильно подбирает и выполняет операции, входящие в состав метода [17, с. 135].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
2.1 Основы применения наглядных средств обучения по формированию вычислительных навыков сложения и вычитания у младших школьников на уроках математики
Под наглядными методами обучения можно понимать такие методы, при которых учебный материал в значительной степени зависит от используемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются совместно с вербальными и практическими методами обучения и предназначены для визуального и сенсорного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их естественной форме или в символическом отображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, диаграмм и т.д.
Зрительные методы основаны на сенсорных образах, чувствах, восприятиях. В результате применения этого метода у учащихся развивается познавательный интерес, потребность в знаниях.
Дидактический материал используется на всех этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении знаний, формировании навыков, при выполнении домашнего задания, при управлении учебным материалом. Условиями эффективности использования демонстрационных материалов являются:
– тщательно продуманные объяснения;
– хорошая видимость демонстрируемых предметов всем учащимся;
– широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.
– используемые визуальные средства должны соответствовать возрасту учащихся;
– демонстрации следует использовать экономно и демонстрировать постепенно и только в подходящий момент урока;
– наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли четко видеть объект;
– сосредоточиться на том, что является важным и значимым на иллюстрациях;
– пояснения к демонстрации должны быть тщательно продуманы;
– визуальные эффекты должны точно соответствовать содержанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вычислительный навык можно считать эффективным, если в рамках данного способа вычислений получение правильного результата достигается минимизацией затрат умственных ресурсов. Т.е. ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный вычислительный прием с точки зрения методики, а более удобный (легкий) для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящий к результату. Формирование вычислительных умений и навыков – сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике, который предусматривает формирование вычислительных навыков на основе сознательного использования приемов вычислений. Формирование любого навыка вычисления включает в себя ряд этапов: подготовительный этап; знакомство с новой вычислительной техникой; освоение вычислительной техники и формирование вычислительных навыков и умений.
Младший школьный возраст характеризуется множеством изменений в психологической и социальной сфере жизни ребенка. Основным видом деятельности в данном возрастном периоде является учение. В соответствии с этим, широкое развитие получают такие познавательные и интегративные свойства личности как мышление, память, речь и т.д. Для ребенка данного возрастного периода характерен высокий уровень импульсивности и эмоциональности. Игра для младшего школьника еще представляет существенный интерес и оказывает определенное влияние на развитие его самооценки и самосознания. Также, при формировании мнения ребенка о себе важно влияние семьи и референтной группы, если данное влияние негативное, то это отражается на самоопределении ребенка и формировании негативных черт, в частности застенчивости.
1. Аксенов, А.А. Теоретические основы систематизации учебного материала при обучении школьников поиску решения математических задач / А.А. Аксенов. – Орел: ОГУ: Картуш, 2005. – 79 с.
2. Аргинская, И.И. Математика: учебник / И.И. Аргинская. – Самара: Дом Федорова, 2006. – 64 с.
3. Артемов, А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. Учебное пособие для учителей и студентов факультета педагогики и методики начального обучения / А.К. Артемов. – Самара: Самарский ун-т. – 2015. – 117 с.
4. Баматова, Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 66 – 68.
5. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 38 – 43.
6. Барашкина, С.Б. Учет уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкина // Начальная школа: журнал. – 2016. – № 6. – С. 9 – 13.
7. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова. – М.: Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 c.
8. Бельтюкова, Г.В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков / Г.В. Бельтюкова // Начальная школа. – 2009. – № 8. – С. 20 – 27.
9. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
10. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
11. Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я.И. Груденов. – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
12. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников / В.В. Давыдов. – М: Педагогика. – 2010. – 366 с.
13. Данелич, М.Е. Вычислительная техника как средство обучения приёмам вычислений / М. Е. Данелич // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С. 47.
14. Деменева, Н.Н. Работа над арифметическими задачами как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников / Н.Н. Деменева // Нижегородское образование. – 2011. – № 2. – С. 25 –30.
15. Дубицкая, Е.А. Педагогика: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. – М.: Юрайт, 2012. – 332 c.
16. Ивашова, О.А. Применение исследовательских заданий в занимательной форме для становления вычислительной культуры у младших школьников / О.А. Ивашова // Начальная школа. – 2009. – № 8. – C. 19 –25
17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. – М.: Линка-пресс, 2007. – С. 288.
18. Лазарев, В.С. Концептуальная модель проектной деятельности в начальной школе / В.С. Лазарев // Педагогика: журнал . – 2016 . – № 9 . – С. 3 –14.
19. Моро, М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Педагогика, 2007. – 248 с.
20. Рыдзе, О.А. Развитие самостоятельности ученика на уроке математики / О.А. Рыдзе // Начальная школа: журнал . – 2016. – № 11. – С. 41 – 48.
21. Селькина, Л.В. Методический аспект реализации деятельностного подхода на уроке математики / Л.В. Селькина, М.А. Худякова // Начальная школа: журнал . – 2016 . – № 6 . – С. 20 – 29.
22. Царева, С.Е. Предупреждение ошибок учащихся при делении многозначных чисел / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2005. – № 12. – С. 35.
23. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы) / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. – М.: Просвещение. – 2006. – 569 с.