ВВЕДЕНИЕ
1. Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа в современном мире
2. Основные психологические проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
3. Основные социальные проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
4. Основные методы коррекции социально-психологических проблем ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
5. Технология коррекции социально-психологических проблем у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На данном этапе развития современного общества проблема ВИЧ-инфекции стала проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и Организации Объединенных Наций, вытеснив на второе место онкологические и сердечно-сосудистые заболевания. Это объясняется несколькими основными причинами: до сих пор нет эффективного лекарства (вакцины) от вируса, а во-вторых, количество инфицированных людей стремительно растет. Пандемия ВИЧ является одной из самых разрушительных эпидемий в истории человечества. Только в 2016 году ВИЧ-инфекция привела к смерти примерно 2,9 миллиона человек. К началу 2017 года во всем мире насчитывалось около 40 миллионов человек (0,66% населения мира), живущих с ВИЧ.
Актуальность проблемы ВИЧ/СПИДа заключается в том, что эпидемия – это не просто медицинская проблема. Ее распространение затрагивает все сферы жизни общества и касается всех нас. Взгляд на эпидемию как на проблему асоциальных людей (проституток, гомосексуалистов, наркоманов) уходит в прошлое. Сегодня ВИЧ проникает во все слои населения, в том числе и в обеспеченные слои, те, кто не относится к категории «рискованных», но ведет рискованный образ жизни.
Мы живем в стране с самой быстрорастущей эпидемией в мире. К началу 2008 года в стране было официально зарегистрировано 500 000 ВИЧ-инфицированных. Если эпидемия будет продолжаться, то к 2010 году каждый десятый россиянин будет ВИЧ-инфицирован, и уже десятки миллионов людей во всем мире живут с ВИЧ и окружены сотнями миллионов родственников и друзей. Число людей, затронутых эпидемией, растет с каждым годом [2, с.21].
В отличие от других заболеваний, диагностика ВИЧ-инфекции сопровождается большим количеством социально-психологических проблем, внутренних кризисов, стрессов, трудностей в межличностных отношениях, которые возникают задолго до того момента, когда человек может нуждаться в медицинской помощи. Проблема ВИЧ/СПИДа уже рассматривалась, рассматривается и будет рассматриваться: учеными, врачами, социологами и представителями других профессий. Уже написано бесчисленное количество томов литературы. Эта проблема освещена в их работах А.Г. Асмолова, О.И. Бородкина, Л.В. Топчий и т.д.
1. Проблема ВИЧ-инфекции и СПИДа в современном мире
В современном мире основные проблемы СПИДа проявляются именно в увеличении темпов его распространения. Число инфицированных людей в большинстве стран растет с каждым годом. Беларусь не последняя страна по количеству зараженных этим опасным вирусом. На сегодняшний день в нашей стране только официально зарегистрировано около пятисот тысяч больных СПИДом. Однако есть еще много людей, которые еще не поставили диагноз, а также тех, кто не обращался за медицинской помощью.
По мнению В.М. Быкова, актуальность проблемы СПИДа в этом плане чрезвычайно высока. Ведь если не устранить опасность эпидемии, то через десять лет число инфицированных может увеличиться в несколько раз и достигнуть шести-восьми миллионов человек. Эта ужасающая цифра заставляет нас думать, что ВИЧ-инфекция – это глобальная проблема, которая может затронуть любого человека. В конце концов, эта опасная болезнь больше не считается болезнью маргинальных групп населения. Любой может подхватить ее. Ни взрослые, ни дети не застрахованы от инфекции [3, с.22].
Пути передачи не ограничиваются половыми контактами и употреблением инъекционных наркотиков. Проблема ВИЧ-инфекции заключается в том, что ее распространение может быть спровоцировано пренебрежительным отношением медицинских работников к своим обязанностям. Неконтролируемая донорская кровь и инструменты, которые не были должным образом стерилизованы, могут привести к заражению. Конечно, предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей медицинскими работниками, но найти виновника в таких случаях крайне редко.
2. Основные психологические проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
Психические расстройства на стадии диагностики ВИЧ могут проявляться в виде психогенных реакций, таких как беспокойство о продолжительности и качестве жизни, финансовой стабильности и занятости, страх перед надвигающимся одиночеством, ожидаемая социальная изоляция, сексуальная напряженность. Пациент на этой стадии характеризуется состоянием депрессии, тревоги, раздражительности и в то же время нерешительности и неопределенности.
После постановки диагноза ВИЧ-инфекции больной может впасть в депрессивное состояние, сопровождаемое страхом смерти от боли, заражения близких, беспокойством о нарушении конфиденциальности. Он огорчен невозможностью что-либо изменить, необходимостью рассказать о своей интимной жизни, невозможностью своих планов на будущее, возможностью потерять свою физическую привлекательность. Он чувствует вину за людей, которые могли заразить его, раскаяние за поведение, которое привело к заражению, чувствует себя агрессивным по отношению к предполагаемому источнику заражения [4, с.38].
Осознание болезни приводит к личному кризису и падению веры в основные человеческие ценности, болезненному поиску ответов на вопросы существования: «Выживу ли я и буду ли я кому-нибудь нужен»? Стоит ли я чего-либо? В чем смысл моего существования?» Обычных мер по преодолению тревоги и страха смерти недостаточно. Для преодоления кризиса используются все данные о развитии личности. Каждый человек, оказавшийся в кризисе, очень нуждается в присутствии других людей.
3. Основные социальные проблемы ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
Важной психологической проблемой, с которой сталкиваются ВИЧ-позитивные люди, является социальная изоляция. Пациентов увольняют с работы, бросают родственники и друзья. По этим причинам в современном обществе пациенты начинают чувствовать себя изгоями.
Серьезной проблемой ВИЧ-инфицированных является их дискриминация со стороны окружающих. Так, согласно статистике, 46% респондентов считают, что ВИЧ-инфицированные пациенты должны быть изолированы от общества; 55% перевели бы своего ребенка в другой детский сад (школу), если бы знали, что там есть ВИЧ-инфицированный ребенок.
Переносчик ВИЧ или СПИД оказывает очевидное влияние на психику и меняет психологию инфицированных людей в связи с тем, что сегодня они являются неизлечимыми, хроническими заболеваниями; имеют труднопредсказуемый ход и на протяжении многих лет, почти всегда сопровождаемые негативными зависимостями, воспринимаются практически любым обществом как негативное и отвергаемое явление [13, с.102].
Семьи ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом могут иметь психологические проблемы, типичные для любой другой семьи, но в то же время эти проблемы приобретают определенную специфическую окраску. Необходимо помнить, что любой человек, находящийся в тесном контакте с носителем определенной проблемы, испытывает на себе влияние на свою жизнь и является созависимым.
Контакты с данной категорией людей, заставляют их менять привычки, разрушать планы, вызывать страхи за своих близких, с которыми взаимодействует больной, и, в конце концов, заставляют их погрузиться в навязанную им проблему. Основными характеристиками созависимого поведения являются низкая самооценка, чрезмерное использование психологических средств защиты и контролирующее поведение.
Многие считают, что диагноз «ВИЧ-положительный» относится к асоциальным слоям общества, что не в полной мере соответствует действительности. В связи с этим происходит психологическое и морально-этическое отторжение пациентов с диагнозом «ВИЧ-положительный», что является их стигматизацией. В большинстве случаев ВИЧ-инфицированные пациенты остаются наедине со своим опытом, поскольку страх раскрытия диагноза, страх быть отвергнутым является психологическим барьером. Такое поведение в сложных жизненных ситуациях действует как неблагоприятный фактор для общества в целом.
4. Основные методы коррекции социально-психологических проблем ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
Успешное проводействие эпидемии ВИЧ / СПИД происходит посредством прикладывания усилий всех заинтересованных сторон, которая помогает создать систему комплекса медицинской и социальной помощи. Комплексность данной системы обеспечивается благодаря универсального доступа к системе получения помощи в рамках данной сферы [22].
В связи с появлением СПИДа и стремительным старением населения формируется совершенно новое представление о паллиативной помощи. Если ранее паллиативная помощь рассматривалась в основном как работа с пациентами на различных стадиях рака, то на данный момент паллиативная помощь направлена на различные категории населения, которые нуждаются в паллиативной помощи, в частности больные СПИД [24].
Направление психокоррекции основано на двух специальностях – дефектологии и психологии. Основные принципы психокоррекции:
- Нормативность развития. Прежде чем назначать методы психологической коррекции, необходимо изучить индивидуальные особенности человека, его социальный статус, уровень развития основной деятельности.
- Единство коррекции, диагностики. Успех психологической коррекции зависит от глубины и тщательности диагностических процедур.
- Коррекция сверху вниз. Для того чтобы исправительная деятельность была эффективной, психологам необходимо создать «зону тесного комфорта».
- Принцип деятельности. Правильное коррекционное воздействие провоцирует человека на активную деятельность, направляет его энергию в нужное русло. Способствует позитивным сдвигам в психике [18, с.59].
Социальная работа является мощным оружием в борьбе с ВИЧ/СПИДом. В этом отношении социальная работа приобретает двойной смысл:
- указывая в направлении борьбы с эпидемией ВИЧ, она означает не только использование практических методов и профессиональной подготовки, но и социальный ответ;
- угрозу ВИЧ нельзя рассматривать только как личную или медицинскую проблему – ВИЧ/СПИД необходимо обсуждать в личных отношениях, в семье, в общине, в обществе.
5. Технология коррекции социально-психологических проблем у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
Уникальность ВИЧ-инфекции заключается в том, что медицинские средства не смогут остановить эпидемию в ближайшие десятилетия. Для этого нужны социальные средства.
Деятельность по борьбе с ВИЧ-инфекцией должна, в первую очередь, касаться социальной политики молодежи и проводиться на уровне государственных и неправительственных организаций. Образовательная деятельность в области борьбы со СПИДом не должна ограничиваться простым изложением фактов, а должна побуждать людей к изменению своего поведения в обществе.
Обязательно создавать и внедрять широкие социальные программы социальной поддержки ВИЧ-инфицированных, в которых основная идея должна заключаться в том, что ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние, как и все остальные, имеют право на полноценную, активную, насыщенную впечатлениями жизнь, где для подростка важнее всего возможность общения с другими детьми и взрослыми, дружелюбное отношение к ним [10, с.17].
Подготовка ВИЧ-инфицированных клиентов к ВААРТ (высокоактивная противовирусная терапия) основана на многопрофессиональном подходе с учетом интеграции всех симптомокомплексов: социального, наркотического, психологического и соматического, на основе которых строится стратегия лечения.
Это означает, что ВИЧ-инфицированному клиенту приходится иметь дело со многими специалистами. Персонал медицинских учреждений, каждый в своей области, строго руководствуется существующими методическими рекомендациями. Клиент, направляемый из одного кабинета в другой, теряет терпение и доверие к предлагаемой помощи. Для предотвращения этого специалисты организуют скоординированную, ориентированную на клиента помощь, приглашая клиента стать активным участником процесса подготовки к лечению.
Хорошо отлаженная система медицинской профилактики ВИЧ-инфекции существует и успешно функционирует. Организационно эта система представлена в Республике Беларусь службами профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией [9, с.33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что ВИЧ-инфекция и СПИД являются важными проблемами современности, которые оказывают влияние на социальную и экономическую жизнь общества. Мы видим, что для данного заболевания характерными являются множество проблем, таких как психологические, социальные, этические и т.д.
Для людей с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, характерными являются такие особенности как наличие определенных психологических проблем. Основными психологическими проблемами являются такие как отрицание, гнев, депрессия, шок и злость. Данные психологические проявления составляют определенные стадии или этапы, которые сменяют друг друга и являются нормативными этапами в рамках переживания данного явления.
Для больных ВИЧ или СПИД характерными являются различные социальные проблемы на уровне семьи и общества. К основным проблемам можно отнести такие как низкий уровень дохода, смена ролей в семье, трудности в получении медицинской помощи и организации похорон и т.д. Данные проблемы призвана решить социальная помощь.
Для работы с людьми, заболевшими ВИЧ и СПИДом применяются различные методы и техники работы. Основными методами являются такие как коррекция эмоциональных состояний и волевых процессов, обучение релаксации и т.д. Основными техниками и приемами являются такие как куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, имаго-метод и т.д.
Основными технологиями при работе с людьми с ВИЧ и СПИДом являются такие как социальная работа, социальная, профилактика, социальная диагностика и т.д. В рамках социальной коррекции применяются такие технологии как проведение тренинговой работы, определение анамнеза, консультирование и т.д.
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М .: МГУ, 2008. – 247 с.
2. Бородкина, О.И. К вопросу о подготовке социальных работников для работы с ВИЧ-инфицированными // О.И. Бородкина, П.В. Гирченко., рус. журн. ВИЧ / СПИД и родств. проблемы. – 2015. – N 1. – С.21-22
3. Быкова, В.М. Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: спецкурс / В.М. Быкова – Томск: Тесей, 2012. – 214 с.
4. Топчий, Л.В. Этика социальной работы: Учебно-методические материалы и программа общепрофессиональной учебной дисциплины / Л.В. Топчий. – М .: ВЛАДОС, 2018. – 214 с.
5. Галкин, Ю.Н. О клинической классификации синдрома приобретенного иммунодефицита / Ю.Н. Галкин // Клиническая медицина. 2019. – №10. – С.13-15
6. Грачев, Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей с ВИЧ-инфекцией / Л.К. Грачев. – Владивосток, 2015. – 214 с.
7. Гуревич, К.Г. Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. К. Г. Гуревича, Л.М. Шипицыной. – М.: Академия, 2019. – 245 с.
8. Дементьева, Н.Ф. Социальная реабилитация: учебное пособие / Н.Ф. Дементьева – М .: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 214 с.
9. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 247 с.
10. Касабаева, К.А. Качество жизни больных СПИДом // Здоровый образ жизни. – 2010. – № 11. – С.14-18
11. Кушлекайте, М. И. и др. Отношение медицинских сестер к инфицированным ВИЧ и больным СПИДом // Социологические исследования. – 2016. – № 5. – С.14-22
12. Лазарев, В. Ф. Модель центра медико-социальной реабилитации молодых ВИЧ-инфицированных/ В. Ф. Лазарев, А. К. Долгушин; под ред. А. К. Долгушина. – М .: ИНФРА-М, 2009. – 214 с.
13. Островский, Д.В. Мультипрофессиональный подход в лечении и уходе за людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом: Практика совместного консультирования и лечения / под ред. Д.В. Островского – М.: РОО «СПИД инфосвязь», 2010. – 236 с.
14. Онищенко, Г. Г. Задачи органов управления и учреждений здравоохранения по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации/ Г. Г. Онищенко // Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2009. – №1. – С.11-55
15. Практика социальной работы при ВИЧ-инфицировании/ Г. Ллойд // Хрестоматия по технологии социальной работы, Барнаул, 2018. – 247 с.
16. Проблемы формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным в образовательной среде: социологический анализ / А.К. Тимофеенко. – М .: ЦСП, 2005. – 247 с.
17. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образовательной среде: Учебное пособие для преподавателей педагогических вузов / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Академия, 2010. – 247 с.
18. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. – М .: ИНФРА-М, 2018. – 256 с.
19. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Черносвитов. – М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 254 с.
20. Шурыгина Ю.Ю. Теоретические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения: Учебно-методическое пособие / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. – 214 с.
21. ВИЧ-инфекция и СПИД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://user.z4.by/file/296591.
22. ВИЧ – СПИД. Социальная работа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://user.z4.by/file/296592.
23. Всемирный день борьбы со СПИД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://user.z4.by/file/296593.
24. Паллиативная помощь и уход больных ВИЧ и СПИД [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://user.z4.by/file/296594.