ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ
1.1. Сущность и содержание понятий «личный сайт», «образовательный ресурс»
1.2. Особенности личного сайта учителя I ступени общего среднего образования
1.3. Основные подходы при создании личного сайта учителя I ступени общего среднего образования
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВНЕДРЕНИЮ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
2.1. Цель, задачи и методика экспериментального исследования
2.2. Результаты экспериментального исследования
2.3. Педагогические рекомендации по созданию личного сайта учителя I ступени общего среднего образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире появляется все больше и больше интернет-ресурсов. Свои странички в интернете имеют государственные учреждения, различные компании, предприятия. Перед учреждением образования, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему информационной работы, отвечающую внутренним потребностям учреждения образования, следовать современным концепциям и учебным планам, предоставлять общественности своевременную и актуальную информацию, идеи и методологические открытия, стоит задача создания онлайн-представительства, т.е. интернет-ресурса, веб-сайта каждого члена педагогического коллектива.
Профессия учителя - одна из важнейших в современном обществе. Будущее человеческой цивилизации зависит от того, как учителя подходят к своей профессии, как они профессионально, творчески мыслят, насколько они талантливы и привержены процессу образования и воспитания. В XXI веке, когда информационно-коммуникационные технологии развиваются быстрыми темпами, педагогу необходимо овладеть информационными и компьютерными технологиями (далее - ИКТ) и активно внедрять их в образовательный процесс. Используя возможности Интернета, учителя могут помочь в обучении не только в стенах школы, но и за ее пределами [1, c. 7].
Личные сайты учителей могут быть мощным инструментом для передачи знаний. Кроме того, опыт развития Интернета показывает, что веб-сайт может также служить инструментом для взаимодействия в области преподавания и обучения как для групп школьных учителей (школьные веб-сайты), так и для отдельных учителей и учащихся. Сетевое взаимодействие имеет большой потенциал, но не используется в полной мере. Ценностью этого взаимодействия признается свободная, образованная личность, которая может быть как индивидуальной, так и коллективной личностью. Личный сайт учителя позволяет ему разрабатывать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и совместно действовать в использовании ресурсов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ
1.1. Сущность и содержание понятий «личный сайт», «образовательный ресурс»
В настоящее время развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий приобретает глобальный характер, оказывая положительное влияние на все сферы жизни общества.
Независимо от нашего отношения к информационным технологиям, процесс информационных технологий также влияет на образование. Понимая важность информационных технологий, учителя должны уделять внимание компьютерам как средству обучения. Повышение эффективности образовательного процесса является одной из главных и важных целей, поставленных перед учителями [2, c. 96].
«Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [3, с. 5].
ЭОР является одним из основных компонентов информационно-образовательной среды, ориентированной на организацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, применение новых методов и форм обучения: электронное обучение, мобильное обучение, электронное обучение, самостоятельное обучение, смешанное обучение, совместное обучение.
Функции использования ЭОР в образовательном процессе во многом определяются его педагогическими свойствами, такими как интерактивность, коммуникабельность, возможность представления учебных материалов в мультимедиа (текст, графика, анимация, аудио, видео), применение компьютерного моделирования для изучения объектов образования и автоматизация различных видов учебной работы [20].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВНЕДРЕНИЮ ЛИЧНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
2.1. Цель, задачи и методика экспериментального исследования
Для изучения уровня информационно-коммуникационной компетентности учителей начальных классов нами было проведено диагностическое исследование на базе ГУО …
В исследовании приняли участие 12 учителей младших классов. Возраст респондентов от 22 до 50 лет. Стаж работы: до 5 лет -1 человек; от 5 до 10 лет – 5 человек; от 10 лет до 15 лет – 4 человека; от 15 и выше 2 человека.
Так, для выявления уровня информационно-коммуникационной компетентности учителям была предложена анкета «Информационно-коммуникационные технологии», включающая 14 закрытых вопросов:
1. Как часто Вы пользуетесь Интернетом в повседневной жизни?
2. Как часто Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?
3. Как Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?
4. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
5. Какие средства ИКТ вы используете?
6. Испытываете ли Вы трудности при использовании в своей педагогической деятельности медиаинформационных и интерактивных технологий?
7. Испытываете ли Вы такие чувства, как страх, неприятие, нежелание, растерянность, негодование, когда речь идёт об использовании ИКТ в вашей профессиональной деятельности?
8. По какой причине возникают у Вас проблемы возникают при использовании ИКТ?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня глобальный характер и оказывает положительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование.
Электронные образовательные ресурсы — это образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме, включая структуру, предметное содержание и метаданные. Электронные образовательные ресурсы могут быть классифицированы в соответствии с различными критериями; классификация в соответствии с типом ресурсов включает в себя веб-сайты. Сайт — это совокупность электронных документов (файлов) физического или юридического лица в компьютерной сети, объединенных по одному адресу (доменному имени или IP-адресу). Личный сайт — это не только «живой» инструмент для формирования имиджа личности педагога, но и инструмент для накопления материалов, отражения и корректировки деятельности.
Личные веб-сайты учителей могут оказывать огромное влияние на их самосовершенствование. В настоящее время очень популярна концепция компетентностного подхода в образовании. Это связано с возрастающим значением феномена информатизации и массовой коммуникации в глобальном обществе. Возможности использования личных сайтов не были полностью изучены. Хотя сегодня можно без сомнения утверждать, что работа личных сайтов дает возможность развивать информационные и коммуникационные навыки не только учащимся, но и самим педагогам. Сайт становится прототипом электронного портфолио, визитной карточкой учителя и его педагогической деятельности.
В настоящее время нет конкретных нормативных документов, которые бы устанавливали четкие требования к структуре личных сайтов учителей I ступени общего среднего образования. Все зависит от уровня профессиональной компетентности преподавателя в области информационно-коммуникационных технологий, знания действующего законодательства об использовании Интернет-ресурсов и, конечно же, от творческого потенциала преподавателя.
1. Агуреева, Т. Поручите педагогам переоформить персональную страницу в интернете в 2019 году. Готовая инструкция / Т. Агуреева, А. Шилина // Справочник старшего воспитателя.– 2018.– № 12.– С. 6-12.
2. Алькозина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства и недостатки / Е.А. Алькозина // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – №3. – С.95-97
3. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс / В.Н. Костюк // М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 48 с.
4. Кучмий Т.В. Персональный сайт учителя как инструмент для повышения уровня профессионального мастерства и компетентности / Т.В. Кучмий // Гаудеамус. – 2012. – №20 – С. 39-40.
5. Кырчикова Д.А. Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/personalnyy-web-sayt-uchitelya-kak-sovremennoe-didakticheskoe-sredstvo#ixzz45DulMNG4.
6. Кырчикова Д.А. Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство / Д.А. Кырчикова, Н.С. Смольникова // Человек в мире культуры. 2013. – №3 – С. 65-70.
7. Морозова И. В. Классификация информационных электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://mari.ito.edu.ru/2012/section/191/97345/.
8. Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2008.
9. Осин А. В. ЭОР нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://studfiles.net/preview/5877379/.
10. Питюкова О.М. Персональный сайт учителя как средство формирования ключевых компетенций учащихся [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://teacher-almaty.clan.su/publ/34-1-0-957.
11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://ug.ru/new_standards/6
12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
13. Родионова, И.А. Личный сайт педагога как одно из условий успешной педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2017/05/7129
14. Смирнова Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России / Н.В. Смирнова // Социально-политический журнал. 1996. – № 1. – С. 57-69.
15. Цветкова, М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М.С. Цветкова – М., 2010.
16. Шарабайко, О. Г. Информатизационная компетентность педагогов: теоретический аспект / О. Г. Шарабайко // Вестн. МГИРО. – 2016. – № 4. – С. 33– 38.
17. Шарабайко, О. Г. Исследование уровня владения специалистами системы образования терминологией в области информационных компьютерных технологий / О. Г. Шарабайко // Повышение квалификации и переподготовка: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 12 нояб. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: И. В. Шеститко [и др.]. – Минск, 2016. – С. 301–303.
18. Шарабайко, О. Г. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности специалиста: научный анализ понятия / О. Г. Шарабайко // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. E, Пед. науки. – 2016. – № 15. – С. 29–34.
19. Шарабайко, О. Г. Потенциал информационно-коммуникационных технологий в деятельности классного руководителя / О. Г. Шарабайко // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : материалы междунар. заочн. науч.-практ. конф., Ярославль, 2017 г. / Ярослав. гос. пед. ун-т; редкол.: Е. В. Карпова [и др.]. – Ярославль, 2017. – С. 135–136.
20. Электронные образовательные ресурсы нового поколения [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html.