ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия девиантного поведения
1.2 Группы детей девиантного поведения
1.3 Характеристики подросткового и юношеского возраста
1.4 Предпосылки девиантного поведения
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Методики исследования девиантного поведения
2.2 Методы работы с детьми с девиантным поведением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения подростков и личностей юношеского возраста является одной из самых актуальных для современного мирового сообщества. Малоутешительная статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди подростков, начиная от деструктивного поведения и заканчивая тяжкими преступлениями.
Подростковый и юношеский возраст в первую очередь связан с физиологическими и анатомическими изменениями организма ребенка – половым созреванием. Линии психического и физиологического развития не идут параллельно, сто обуславливает то, что границы этого периода значительно варьируются. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый и юношеский возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Проявляя обостренный интерес к действительности, подросток ищет свое место в окружающем мире, весьма тонко ощущая все отклонения и недостатки в деятельности, поведении конкретных людей и общественных институтов.
Девиантное поведение бывает необоснованным. Подросток просто хочет соответствовать требованиям социума, но по некоторым причинам (недостаток материальных ресурсов, противоречивые ожидания значимых других, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого сделать. Это отражается в его самоощущении и толкает на поиск самореализации в других направлениях.
Отклоняющееся поведение у подростков и личностей юношеского возраста – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической и психологической литературе. Важно отметить, что девиация среди личностей подросткового и юношеского возраста, как категория, изучена в небольшой степени. Девиантное поведение в среди личностей подросткового и юношеского возраста представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Все вышесказанное и обусловило актуальность данной работы.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте.
Цель исследования: изучить предпосылки и особенности девиантного поведения в подростковом и юношеской возрасте.
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность понятия девиантного поведения
На сегодняшний день в современной научной литературе существует большое количество определений понятия «девиантное поведение».
Девиантное поведение (социальное отклонение) – это поведение, которое отличается от общепринятых, наиболее распространенных и установленных норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Отрицательное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя) [6, с. 165].
Проблема девиантного поведения актуальна с самого начала возникновения социологии. Считается, что одним из основоположников современной девиантологии является французский социолог Эмиль Дюркгейм, который в 1897 году написал работу «Самоубийство», в которой ввел новое понятие – аномия.
Аномия – это состояние растерянности и дезориентации в обществе во время кризисов или радикальных социальных изменений [12, с. 86].
Дюркгейм объяснил это понятие на примере увеличения числа самоубийств во время неожиданных экономических спадов и подъемов. Последователем Дюркгейма, американским социолог Робертом Кингом Мертоном в рамках своей теории структурного функционализма была создана одна из первых социологических классификаций поведенческих реакций человека.
Девиантное поведение социальными науками трактуется как социальное явление, представляющее реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, его ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей; нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит [14, с. 165].
С точки зрения медицинского подхода девиантное поведение трактуется как отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий, к которым относят: действия, поступки, высказывания, совершаемые как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Методики исследования девиантного поведения
Для исследования различных аспектов, причин и особенностей проявления девиантного поведения личностей подросткового и юношеского возраста используют различные диагностические методики. Опишем некоторые из них.
1. Методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла.
Методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Данная методика рассчитана на лиц подросткового и младшего юношеского возраста, может быть использована для исследования и выявления подростков соответствующей группы риска.
Опросник включает 98 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет», позволяющих с помощью психодиагностических шкал выявить:
– установку на социальную желательность;
– склонность к преодолению норм и правил;
– склонность к аддиктивному поведению;
– склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
– склонность к агрессии и насилию;
– волевой контроль эмоциональных реакций;
– склонность к делинквентному поведению.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
2. «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко). «Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Она позволяет определить помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребность в ней, и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности. Опросник состоит из 55 утверждений и позволяет диагностировать несколько уровней агрессивности: очень низкий, невысокий, средний, повышенный, очень высокий».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Девиантное поведение представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Для девиантного поведения характерно то, что личность, его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей, так как сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации, носит асоциальный или антисоциальный характер.
Девиантное поведение особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. Девиантное поведение подростков представляет собой устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение в зависимости от направленности негативного воздействия может носить деструктивный или аутодеструктивный характер.
Подростковый и юношеский возраст – это определенные этапы созревания и развития человека, лежащие между детством и взрослостью. В отличие от подростков молодые люди уже не только включают в свое сознание взрослую жизнь, но и реально в ней участвуют. Основным содержанием кризиса встречи со взрослостью, также как и в подростковом кризисе, является кризис идентичности. Особое значение в этот период приобретает чувство одиночества. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности. Переживания в этот период становятся глубже, проявляются более стойкие чувства. Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп физиологических и психологических изменений. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы. В юности, по сравнению с подростковым возрастом, эмоциональные реакции более устойчивы и осознаны. В этом возрасте происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархии ценностей различных переживаний. Развивающееся самосознание в подростковом возрасте делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Подросток стремиться осмыслить свои притязания на признание.
Провоцирующими предпосылками девиантного поведения являются: нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91–102.
3. Азарова, Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 164 с.
4. Беседина, О.В. Профилактика аддиктивного поведения / О.В. Беседина // Ваш психолог. – 2011. – № 6. – С. 16-36.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: Генезис, 2009. – 470 с.
6. Гриценко, Л.И. Педагогика и психология: теория и технологии. Курс лекций. В 2-х частях. Часть 2. – М.: Планета, 2012. – 300 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
8. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
9. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
10. Капустина, А.Н. Социальная психология личности. Ч. 1: учеб. пособие / А. Н. Капустина. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2012. – 144 с.
11. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 416 с.
12. Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению подростков / Л.О. Ковтун // Вестник КемГУ. – 2012. – № 1. – С. 81-88.
13. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 2004. – 365 с.
14. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. – Кустанай: КНИСП и П, 2008. – 272 с.
15. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2009. – 416 с.
16. Максимова, Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова // Психологический журнал. – Том 17. – 2006. – № 3. – С. 149-153.
17. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
18. Пашкова, Е.Н. Девиантное поведение подростков как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности / Пашкова Е.Н., Михайлова В.П. // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества. – Кемерово: Полиграф, 2004. – 284 с.
19. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
20. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса / Под ред. Ю. А. Клейберга и Г. В. Юлаковой. – Ульяновск: УГУ, 2004. – 140 с.
21. Фурманов, И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения в подростковом и юношеском возрасте / И. А. Фурманов. – Минск : Нац. институт образования, 1997. – 198 с.
22. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия / И.А. Фурманов. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 160 с.
23. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2005. – 336 с.