Введение
Глава 1. Понятие и признаки субъекта преступления
1.1 Понятие субъекта преступления
1.2 Общие юридические признаки субъекта преступления
1.3 Вменяемость как обязательный признак уголовной ответственности
Глава 2. Понятие уменьшенной вменяемости и ее уголовно-правовое значение
2.1 Понятие и признаки уменьшенной вменяемости
2.2 Уголовно-правовое значение уменьшенной вменяемости
2.3 Различия уменьшенной вменяемости и невменяемости
Глава 3. Правовое значение совершения преступления в состоянии аффекта
3.1 Понятие аффекта
3.2 Основания возникновения аффекта
3.3 Уголовно-правовое содержание аффекта
4. Решение задачи
5. Анализ нормы ч.1 ст. 397 УК Республики Беларусь (Заведомо незаконные задержание или заключение под стражу)
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Уголовное право исходит из презумпции вменяемости субъекта преступления, компонентом которой является состояние его психического здоровья. Сейчас вменяемыми признаются не только психически здоровые лица, но и страдающие различными психическими аномалиями, включая недостатки умственного развития.
Между состоянием психического здоровья и выраженными психическими расстройствами нет резких граней. «Переход» здесь постепенный, через относительно неглубокие психические нарушения, т.е. аномалии.
Таким образом, за понятием уменьшенной вменяемости остается множество случаев, когда человека нельзя считать полностью невменяемым или полностью вменяемым. Психические аномалии, с одной стороны, не лишают субъекта способности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими, а значит, не исключают вменяемости.
Но, с другой стороны, они ограничивают возможность адекватной организации своего поведения, руководства поступками. И так как психические аномалии способны влиять на значимую в уголовно-правовом отношении способность лица к регулированию своего поведения, с их наличием уголовный закон может и должен связывать определенные правовые последствия.
Вменяемость человека заключается в предварительном мысленном построении некоторых действий или предвидения результатов, в осознании своего поведения. Уголовное права действует для всех граждан в равной мере, независимо от их вероисповедания и государственной принадлежности.
Право применяется на любое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Уголовный закон работает по принципу индивидуального принятие мер пресечения и наказания, то есть наказание, применяется к лицу, в соответствии степени и характера общественной опасности содеянного преступления.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Понятие субъекта преступления
Преступление, как общественно опасное деяние, всегда едино. В науке принято разделять данное понятие на элементы состава преступления. Состав преступления – это совокупность, установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление [1, c. 106]. Состав преступления состоит из следующих элементов: субъект преступления, субъективная сторона, объект преступления, объективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов означает отсутствие и самого виновного состава преступления.
Согласно ст. 8 УК Республики Беларусь основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного УК Республики Беларусь деяния [2].
Одним из обязательных элементов состава преступления выступает субъект преступного деяния, обладающий соответствующими признаками. Любое преступление как социальное явление реально проявляется в деяниях, в поведении людей. Лица, совершившие преступление, являются субъектами, но уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного уголовным законодательством.
Для признания лица субъектом преступления, необходимо доказать, что данное лицо совершило определенное преступление, т.е. лично, своими силами совершило общественно опасное деяние, которое образует состав конкретно определенного вида преступления.
С одной стороны понятие субъекта преступления достаточно простое, поскольку оно подразумевает конкретное лицо, совершившее преступление, наказуемое уголовным законодательством.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ УМЕНЬШЕННОЙ ВМЕНЯЕМОСТИ И ЕЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
2.1 Понятие и признаки уменьшенной вменяемости
До принятия УК Республики Беларусь 1999 г. уголовное законодательство Республики Беларусь не знало об уменьшенной ответственности, хотя в судебной практике часто бывает, что лицо не в полной мере осознает свои действия во время преступления или не может полностью контролировать их, в следствии болезненного психического расстройства, умственной отсталости или других обстоятельств.
УК Республики Беларусь 1999 г. впервые включил в уголовное законодательство Республики понятие ограниченной ответственности (ст. 29 УК Республики Беларусь). Фактически, в Уголовном кодексе предусмотрены два вида уменьшенной ответственности: уменьшенная вменяемость, как это предусмотрено в ст. 29 УК Республики Беларусь, и совершение деяния в состоянии аффекта, как это предусмотрено в ст. 31 УК Республики Беларусь [2].
Согласно УК Республики Беларусь, лицо считается находящимся в состоянии уменьшенной вменяемости за совершение социально опасного деяния, если он не может в полной мере понимать свои действий или управлять ими в результате болезненного психического расстройства или умственной отсталости [9, с. 329].
Уменьшенная вменяемость имеет свои особенности, придающие ей самостоятельный характер. Уменьшенная вменяемость – это состояние, среднее, промежуточное между вменяемостью и невменяемостью, обусловленное особым состоянием психики человека, имеющего психические аномалии как пограничные состояния между психическими заболеваниями (расстройствами) и здоровым состоянием психики.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТОЯНИИ АФФЕКТА
3.1 Понятие аффекта
Каждый день совершается множество преступлений, каждое из которых обладает исключительным набором признаков. Некоторые из них являются особо значимыми в уголовно-правовом аспекте, то есть обладают свойством признака состава преступления. Совокупности таких признаков образуют составы конкретных преступлений, описанных в статьях УК Республики Беларусь.
Для правильной квалификации преступления необходимо четко представлять, что собой представляет тот или иной признак состава преступления. Помочь правоприменителям в этом вопросе может уголовно-правовая доктрина и другие науки, понятия из которых были использованы уголовным правом. При рассмотрении таких заимствованных понятий необходим комплексный подход. Это обуславливает сложность уяснения таких понятий, что может вызывать некоторые затруднения при применении уголовно-правовых норм. Поэтому так важно во время обучения сформулировать ясное понимание понятий, используемых в уголовном праве.
Одним из таких понятий является аффект, который и стал предметом изучения. Состояние аффекта – довольно редкий признак состава преступления, предусмотренный только двумя статьями УК Республики Беларусь, а именно ст. 141 и 150 [2]. Но на практике его значение высоко. Ведь множество преступлений совершаются под влиянием различных эмоций, и порой сильное душевное волнение способно затуманить разум и существенным образом влиять на поведение человека. Важно уметь определять, где в таких ситуациях просто сильная эмоция, а где уже состояние аффекта.
4. Решение задачи
Несовершеннолетний Кирильчик был осужден к 10 годам лишения свободы за убийство из хулиганских побуждений. После полного отбытия наказания он в течение трех месяцев нигде не работал. В связи с этим участковый инспектор прибыл к нему на квартиру. Кирильчик, вооружившись столовым ножом, напал на сотрудника органов внутренних дел, пытаясь нанести ему удары ножом в грудь и живот. Однако приемом самбо Кирильчик был обезврежен. Впоследствии виновный был осужден по ст. 362 УК, и в его действиях был установлен особо опасный рецидив.
Правомерно ли решение суда? Имеется ли в данном случае множественность преступлений?
Ответ
Указанная в задаче ст. 362 УК Республики Беларусь, которая была применена к осужденному Кирильчику, квалифицируется как убийство сотрудника органов внутренних дел в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка. Однако, как видно в условиях задачи, Кирильчук совершил только попытку нападения (пытался нанести удары ножом в грудь и живот), в последствии чего был обезврежен.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что действия Кирильчика стоит оценивать как покушение на преступление. Согласно ч. 2 ст. 14 УК Республики Беларусь ответственность за покушение на преступление наступает по той же статье Особенной части УК Республики Беларусь, что и за оконченное преступление, со ссылкой на данную статью [2].
Таким образом, Кирильчик должен был быть осужден по ст. 362 УК Республики Беларусь, однако к отсылкой на ст. 14 УК Республики Беларусь (покушение на преступление).
5. Анализ нормы ч. 1 ст. 397 УК Республики Беларусь (заведомо незаконное задержание или заключение под стражу)
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 397 УК Республики Беларусь, выражается в заведомо незаконном задержании или заключении под стражу либо содержании под стражей [2].
Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, регулирующие законную деятельность уполномоченных лиц, связанную с ограничением личной (физической) свободы человека в качестве меры уголовно-процессуального принуждения (задержание, заключение под стражу), меры обеспечения административного процесса (задержания), по делам, подведомственным судам, а также исполнения уголовного наказания или административного взыскания, связанных с содержанием под стражей [17].
В объект рассматриваемого преступления не включаются общественные отношения по поводу деятельности судьи, рассматривающего в порядке ст. 144 УПК Республики Беларусь жалобу на меру процессуального принуждения в виде заключения под стражу, деятельности по рассмотрению административного правонарушения и вынесению административного взыскания в виде ареста либо рассмотрению уголовного дела и вынесению наказания в виде лишения свободы или ареста [18]. Подобные действия объективно связаны с рассмотрением вопроса о заключении под стражу либо содержанием под стражей, однако заведомо незаконное решение судьи по указанному кругу вопросов всегда выражается в вынесении им неправосудного судебного акта. Ответственность за такие действия предусмотрена ст. 392 УК Республики Беларусь [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотренная в данной курсовой работе тема вменяемости как признака субъекта преступления и совершения преступления в состоянии аффекта занимают важное место в учении о составе преступления.
Психическое здоровье является независимой категорией (независимой проблемой) уголовного права, которая имеет свои особенности и является обязательной характеристикой субъекта преступления. Это не мышление человека, это юридическая формула.
В уголовном законодательстве установлено, что преступление может быть совершено только вменяемым лицом. Психическое здоровье, при достижении установленного возраста, является условием уголовной ответственности и является одним из распространенных признаков субъекта преступления.
В уголовном праве понятие «вменяемость» используется в особом, более узком смысле, в качестве антитеза понятия «невменяемость». Психическое здоровье является предварительным условием для конкретного вида юридической и уголовной ответственности. Только при наличии причин можно поднимать и решать вопросы: по теме уголовной ответственности и личности нарушителя; по виновности субъекта; степени его вины; наличия самой основы уголовной ответственности, преступления.
Уменьшенная вменяемость имеет свои особенности, придающие ей самостоятельный характер. Уменьшенная вменяемость – это состояние, среднее, промежуточное между вменяемостью и невменяемостью, обусловленное особым состоянием психики человека, имеющего психические аномалии как пограничные состояния между психическими заболеваниями (расстройствами) и здоровым состоянием психики.
1. Векленко, В. В. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / В. В. Векленко. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 352 с.
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-3 : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.11.2019 г. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. Рыжова О.А. Невменяемость и ограниченная вменяемость: понятие, критерии, значение в российском уголовном праве / О.А. Рыжова, И.А. Паменкова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». – 2016. –№ 1.
4. Сверчков, В. В. Курс уголовного права. Общая часть / В. В. Сверчков. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 517 с.
5. Молчанов, Д. М. Актуальные проблемы уголовного права: общая часть / Д. М. Молчанов. – Москва: Проспект, 2015. – 259 с.
6. Чемруков, В. Вменяемость, уменьшенная вменяемость и невменяемость : понятие и различие / В. Чемруков // Судовы веснік. – 2005. – № 2. – С. 17–18
7. Куряков, В. А. Уголовное право. Общая часть : учеб.-метод. комплекс для студ. юрид. профиля / В. А. Куряков. – Новополоцк : ПГУ, 2014. –416 с.
8. Павлов, В. Г. Субъект преступления / В. А. Куряков. – СПб.: «Юридический центр пресс», 2000. – 318 с.
9. Захаренко, В. Е. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть / В. Е. Захаренко, Н. А. Комяк.– Минск : Право и экономика, 2015. –296 с.
10. Борщев, Ю. А. Уголовное право. Общая часть / Ю. А. Борщев. – Минск : ТетраСистем, 2012. – 336 с.
11. Иванов, Н. Г. Уголовное право. Общая часть: учебник / Н. Г. Иванов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 305 с.
12. Круглов, В. А. Уголовное право. Общая часть : краткое изложение курса / В. А. Круглов. – Минск : Амалфея, 2012.– 254 с.
13. Ярошенко, О. Н. Убийство, совершенное в состоянии аффекта, особенности квалификации / О. Н. Ярошенко // Российский следователь. – 2011. – № 5. – С. 18–20.
14. Кузьмина, А. С. Cущность и содержание психоаналитических концепции аффекта/ А. С. Кузьмина, А. И. Чекмачева // Студенческий форум. – 2015. – № 34. – С. 226-228.
15. Смыслова, А. В. Аффект: философские, психологические, уголовно-правовые и криминологические аспекты / А. В. Смыслова // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 4. – С. 134–142.
16. Дядюн, К. В. Состояние аффекта и превышение пределов необходимой обороны: вопросы соотношения и разграничения составов / К. В. Дядюн // Адвокат. – 2013. – № 9. – С. 21–24.
17. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. – 1064 с.
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: 16 июля 1999 г., № 295-З : принят Палатой представителей 24 июн 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.2021 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2021.
19. О порядке и условиях содержания лиц под стражей: Закон Респ. Беларусь, 16 июня 2003 г., № 215-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г., одобр. Советом Респ. 1 декаб. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2019 г. // Электрон. копия эталонного банка данных правовой информации с информационно-поисковой системой «ЭТАЛОН»: версия 6.5 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2021.