Введение
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования деятельности предприятия на рынке транспортно-логистических услуг
1.1 Сущность, цели и задачи прогнозирования деятельности предприятия
1.2 Методы и модели прогнозирования деятельности предприятия на рынке транспортно-логистических услуг
1.3 Современное состояние рынка транспортно-логистических услуг Республики Беларусь и зарубежных стран
Глава 2. Анализ уровня развития СООО «Эмонс Экспедиция» и оценка эффективности его деятельности на рынке транспортно-логистических услуг
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности деятельности СООО «Эмонс Экспедиция» и среды его функционирования
2.3 Анализ конкурентных позиций СООО «Эмонс Экспедиция» на внутреннем и внешнем рынках
2.4 Оценка существующей системы прогнозирования на предприятии
Глава 3. Прогнозирование деятельности СООО «Эмонс Экспедиция» на рынке транспортно-логистических услуг
3.1 Разработка плана-прогноза развития предприятия
3.2 Прогнозирование деятельности СООО «Эмонс Экспедиция» на внутреннем рынке
3.3 Прогнозирование деятельности СООО «Эмонс Экспедиция» на внешнем рынке
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях отечественный рынок характеризуется высокими темпами развития, гибкостью и широкой диверсификацией. Промышленным предприятиям для успешного функционирования необходимо учитывать особенности рыночной экономики и ее динамизм, выдвигая в качестве приоритетной задачи обеспечение конкурентоспособности своей продукции.
Основными экономическими целями предприятий в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора предприятием поставщиков.
В настоящее время, ориентируясь на интересы и требования потребителей, конъюнктуру рынка и изменения в социально-экономической политике государства, предприятия пытаются разрабатывать стратегии своего развития, рассчитанные как на долгосрочную, так и ближайшую перспективы.
Очевидно, что чем точнее определены будущие результаты развития, намечены цели, разработаны механизмы и способы их достижения, тем увереннее осуществляется текущее руководство, тем эффективнее решаются проблемы. Поэтому на предприятиях при разработке стратегических и текущих планов и подготовке управленческих решений постоянно возникают задачи, связанные с оценкой будущего, из-за чего возрастает необходимость практического овладения методами определения перспектив своего развития.
Применение прогнозирования на уровне отдельно взятого предприятия способствует разработке научно обоснованных целей его функционирования, стратегических и текущих планов, в основу которых положены различные варианты прогнозов, характеризующих перспективы развития самого предприятия и его внешней среды; в значительной степени предопределяет принятие руководителями верных управленческих решений; помогает избежать негативных тенденций, которые возникают как внутри предприятия, так и в его внешнем окружении.
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования деятельности предприятия на рынке транспортно-логистических услуг
1.1 Сущность, цели и задачи прогнозирования деятельности предприятия
Прогнозирование спроса в логистике объясняется концепцией «Реагирование на спрос», которая используется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем скорого пополнения запасов.
Известны следующие варианты концепции: концепция определения места заказа, метод быстрого реагирования, концепция непрерывного пополнения, концепция автоматического пополнения запасов. Системы управления запасами, как правило, составляются с учетом примерной неизменности условий, но бывают изменения потребностей в материальном запасе, изменение условий поставки, нарушения контракта поставщиком [1, с. 26].
Для решения этих задач была создана совместная система с возможностью саморегулирования. Каждая система задает определенную целевую функцию, которая служит критерием эффективности в экономико-математической модели управления запасами.
При расчете максимального запаса они сосредоточены на удовлетворении ожидаемого спроса в текущем цикле с продолжительностью, равной сумме оптимального времени цикла заказа и среднего периода исполнения Заказа.
При расчете оптимального цикла заказа используются оптимальный объем поставляемой партии и годовой прогноз спроса. В модели оптимального цикла заказа количество некоторых отправлений является относительным. Они зависят от разницы между максимальным запасом на момент заказа и фактическим запасом.
В логистической системе важную роль играет выбор оптимальной стратегии заказа материальных ресурсов. Оптимизированная система количества запасов обеспечивает выбор эффективной стратегии заказа, так что склад не станет местом накопления запасов и не будет стоить из-за отсутствия запасов [2, с. 68].
Показатель степени оптимизации запасов – это возможность заказа для каждого конкретного продукта и минимальная общая стоимость при распределении себестоимости единицы для каждого типа продукта.
Как правило, существует ряд методов прогнозирования, которые могут быть использованы в реальной практике коммерческих компаний. Модели прогнозирования можно разбить на три группы:
- качественные;
- статистические;
Глава 2. Анализ уровня развития СООО «Эмонс Экспедиция» и оценка эффективности его деятельности на рынке транспортно-логистических услуг
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Транспортная компания СООО «Эмонс Экспедиция» входит в состав крупнейшего немецкого холдинга Emons Spedition GmbH, история развития которого началась в 1928 году в г. Кельне.
На сегодняшний день холдинг EMONS насчитывает 104 офиса по всему миру, 55 – в Германии, 79 – в Европе, 6 – в Восточной Европе, 15 – в Азии, 4 – в Северной Америке и более 3000 сотрудников. СООО «Эмонс Экспедиция» имеет на территории Германии собственные склады общей площадью 93 000 кв. м.
Минский офис был открыт в 2003 году. Результатом успешного развития компании является наличие постоянных партнеров, с которыми была заключена уже не одна 1000 договоров. СООО «Эмонс Экспедиция» ежегодно входит в число лучших экспедиторских компаний согласно рейтингу, проводимому Белорусской Ассоциацией Международных Экспедиторов.
В настоящее время филиалы компании СООО «Эмонс Экспедиция» оказывают достаточно большой перечень услуг:
− транспортная сеть в Германии, восточной и западной Европе;
− транспортная система перевозки сборных грузов;
− комплектные перевозки;
− перевозка грузов в системе комбинированного транспорта;
− мировая логистика дистрибуции и снабжения при помощи собственной портовой экспедиции;
− перевозка контейнеров;
− авиаперевозки;
− таможенное оформление;
− курьеры, экспресс-посылки;
− служба информации.
Структура холдинга представлена на рисунке 2.1.
Межконтинентальная деятельность группы СООО «Эмонс Экспедиция» организуется также централизованно дочерним предприятием в Гамбурге - «ООО Эмонс Импекс Экспедиция» как единственный немецкий агент группы «Фамоус Пацифик Шиппинг», представлена компания не только на всех континентах, но и может предложить комплектную организацию доставки грузов «от дверей до дверей».
Глава 3. Прогнозирование деятельности СООО «Эмонс Экспедиция» на рынке транспортно-логистических услуг
3.1 Разработка плана-прогноза развития предприятия
В качестве основных мероприятий по прогнозированию деятельности выберем основные цели, к которым стремится организация СООО «Эмонс Экспедиция» до 2021 г.
Первая цель – достичь финансового успеха, достаточного для финансирования роста компании. Увеличить объемы оказываемых услуг, за счет увеличения продаж и проведения маркетинговых мероприятий.
В качестве проведения маркетинговых мероприятий можно предложить систему скидок для постоянных клиентов СООО «Эмонс Экспедиция».
Компания готова предложить своим клиентам скидки в 5-20%. О том, что позволяет нам предоставлять такие льготные тарифы без ущерба для качества услуг, вы узнаете после прочтения данной статьи. Итак, в основе скидок лежат:
«Горящие» направления. У любой компании-перевозчика и компании-экспедитора есть несколько выгодных грузопотоков в каком-то направлении. При этом обязательно возникает желание загрузить встречное направление. И в таком случае ставка за перевозку будет близка к себестоимости.
Особые отношения с компанией-грузоперевозчиком. При этом он не принимает во внимание тот факт, что экспедитор и перевозчик связаны договорным соглашением, в котором оговорены штрафные санкции, которые будут наложены на последнего, если он без согласования начнет работать напрямую (перевозчику эти проблемы попросту не нужны).
Использование транспорта региональных перевозчиков. О том, что цены в столице и в провинции резко отличаются – известно. Это справедливо и для сферы автоперевозок: практически у всех региональных перевозчиков ставки немного ниже, поэтому даже при двухсторонней загрузке вы сможете потратить меньше.
Оптовые скидки. Если клиент обеспечивает компании постоянный большой грузовой поток, то экспедитор легко соглашается на скидки и сокращение своей маржи, так как получает прибыль от объема.
Профессионализм сотрудников компании.
Второй целью СООО «Эмонс Экспедиция» – рост путем непрерывного оказания услуг по организации международных перевозок грузов любым видом транспорта на уже охваченных рынках и выходить на новые рынки, основываясь на интересах клиентов.
Если компания приняла решение расширить свой бизнес и выйти на внешние (в том числе зарубежные и мировые рынки), у нее есть несколько путей сделать это. Выбор метода выхода фирмы на внешний рынок зависит от таких факторов, как стоимость, степень риска и уровень контроля за процессом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Беларуси в настоящее время активно развивается логистическая сфера: появляются логистические операторы в торговле, организации, успешно работающие в транспортно-экспедиционной сфере и оказывающие услуги таможенной логистики.
В логистической системе важную роль играет выбор оптимальной стратегии заказа материальных ресурсов. Оптимизированная система количества запасов обеспечивает выбор эффективной стратегии заказа, так что склад не станет местом накопления запасов и не будет стоить из-за отсутствия запасов.
Транспортная компания СООО «Эмонс Экспедиция» входит в состав крупнейшего немецкого холдинга Emons Spedition GmbH, история развития которого началась в 1928 году в г. Кельне.
Минский офис был открыт в 2003 году. Результатом успешного развития компании является наличие постоянных партнеров, с которыми была заключена уже не одна 1000 договоров. СООО «Эмонс Экспедиция» ежегодно входит в число лучших экспедиторских компаний согласно рейтингу, проводимому Белорусской Ассоциацией Международных Экспедиторов.
На основании вышеизложенных показателей сформировалось значение чистой прибыли, которая составила в 2020 г. минимальное значение – 84 тыс. руб. Что говорит о снижении эффективности деятельности организации.
СООО «Эмонс Экспедиция» оказывает комплексные услуги по перевозке грузов автомобильным, авиа, морским и железнодорожным видами транспорта с возможностью доставки различных по объему и весу партий грузов.
Основной экспорт услуг идет в такие страны как Германия, Бельгия, Италия. Что касается транзитных перевозок через территорию Республики Беларусь, то здесь следует отметить, что основной грузопоток идет в Российскую Федерацию из стран Западной Европы, в основном из Польши и Германии.
На основании вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что СООО «Эмонс Экспедиция» уступает таким организациям как: AsstrA Associated Traffic и «Белмагистральавтотранс».
В основном это происходит из-за качества оказываемых услуг, широты ассортимента, отношения потребителей. Поэтому, чтобы быть устойчивым среди такой конкуренции, необходимо идти в ногу со временем. Прежде всего, это касается:
- завоевания большей части рынка потребителей;
- заключение новых сотрудничеств, привлечение новых инвестиций;
- разнообразная система скидок для постоянных клиентов.
В практике СООО «Эмонс Экспедиция» принято чаще всего оценивать будущее в трех вариантах: пессимистическом, оптимистическом и реалистическом.
1. Анташов, В. Практика управления предприятием: планирование как инструмент управления предприятием / В. Анташов, Г. Уварова // Директор. − 2017. − № 4. − с. 26-29.
2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. – Мн.: Выш. шк., 2016. – 285 с.
3. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 350 с.
4. Горобец А. В. Стратегическое планирование инноваций в зарубежных компаниях / А. В. Горобец. - Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 2. - С. 14-17.
5. Виханский, О.С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – М.: Гардарики, 2016. – 296 с
6. Зарубинский, В.М. Бизнес-планирование развития предприятия (фаза планирования) / В.М. Зарубинский, Н.В. Семеренко, Н.И. Демьянов // Финансовый менеджмент. − 2018. − № 1. − с. 41-56
7. Зелль А. Бизнес-план: Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: Пер. с нем. – М.: Издательство «Ось-89», 2017. – 240 с
8. Макушева О. Н., Борушевская О. О. Использование методик оценки стратегического положения предприятия // Молодой ученый. – 2017. – №29. – С. 442-448.
9. Мироненко В. О. Стратегическое планирование, его значение и этапы // Молодой ученый. – 2018. – №12. – С. 331-333.
10. Платонова, Н.А., Харитонова, Т.В. Планирование деятельности предприятия: учебное пособие / Н.А. Платонова, Т.В. Харитонова.– М.: Дело и сервис, 2016. – 432 с.
11. Печкина Е. В. Методы и инструменты стратегического планирования регионального развития // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №4. – С. 78-80
12. Ситдикова Р.Ф., Коваленко С.В. Стратегическое планирование развития предприятия: отечественный и зарубежный опыт / Р. Ф. Ситдикова, С. В. Коваленко. – Вестник науки. – 2018. - № 2 (2). – С. 68-70.
13. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Основы менеджмента: учебное пособие - М.: Издательство Московского государственного открытого университета, 2016. – 121 с.
14. Хорн, А. Н. Стратегический анализ: учеб. Пособие / А. Н. Хорн, В. Э. Керимов. – М.: ЭКСМО, 2017. – 283 с.