Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир»
по дисциплине: «Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Классификация форм обучения
1.2 Урок как основная форма обучения
1.3 Типы и виды уроков по предмету «Человек и мир»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Виды обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
2.2 Методические особенности организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
2.3 Диагностика педагогического мастерства педагога по организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Урок - это форма организации учебного процесса, при которой учитель участвует в учебной деятельности с группой одновозрастных учащихся и обучает их в течение определенного периода времени в соответствии с установленным графиком для достижения образовательных целей.
Уроки являются основной формой взаимодействия учителя и ученика. Современный урок - это совместный, сотворческий процесс, в котором учитель и ученики анализируют, синтезируют, обобщают полученный материал и делают выводы.
В нашем напряженном, быстро меняющемся веке человеку приходится впитывать много информации в свою жизнь. Он черпает ее из прессы, из телевидения, в процессе взаимодействия с другими людьми, и так далее. Наверное, самым важным источником информации для младшего школьника является школа. Каждый предмет изучения - это дистилляция знаний, накопленных человечеством за тысячи лет. И все это ребенок должен понять, понять, запомнить и научиться применять на практике за несколько дней. Современное общество ставит перед учителем задачу развивать в школьнике личные важные качества, а не просто передавать знания. Знания используются не как цель, а как средство, способ развития личности.
Часто школьник оказывается неподготовленным к восприятию лавины фактов, законов, правил. Знания должны усваиваться не путем заучивания, а путем их сознательной переработки.
Важнейшая задача школы - научить детей творчески мыслить, подготовить их к жизни, к практической работе. Каждый урок представляет собой целостную, сложную систему, включающую в себя приобретение знаний и навыков, развитие ума и мировоззрения учащегося, развитие эмоциональных и личностных качеств, осознание себя как личности, формирование отношения к окружающей действительности.
Проблема обобщения знаний учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен, но все равно она является актуальной и значимой. В процессе изучения предмета «Человек и мир» обобщению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное обобщение – один из факторов, способствующих интеллектуальному развитию каждого школьника, достижению им глубоких и прочных знаний. Без сохранения приобретенных знаний, без умения применить пройденный материал в необходимый момент - изучение нового материала всегда сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
Объект исследования: организация обобщающих уроков.
Предмет исследования: методика организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
Цель исследования: изучить и обосновать методические особенности организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир».
Задачи исследования:
- представить классификацию форм обучения.
ГЛАВА 1. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Классификация форм обучения
К вопросу обучения обращаются сотни и тысячи теоретиков и практиков прошлых эпох и современности. И они неизбежно касаются содержания, форм, методов и организации обучения. Безусловно, осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса.
В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам.
В настоящее время в вопросе об их взаимосвязи, последовательности, а также в терминологии у разных авторов нет общего мнения. Одни авторы формы располагают вслед за содержанием, другие между ними включают методы обучения. В современной педагогической литературе как термины дидактики (и педагогики) сосуществуют такие, как «формы организации обучения» (И. М. Чередов, С. А. Пуйман, и др.), «организационные формы обучения» (Ч. Куписевич, Б. П. Есипов, Е. Я. Голанти и др.), «Формы обучения» (М. И. Махмутов, И. П. Подласый), «общие...» и «конкретные...» формы обучения (И. М. Чередов). Часто их взаимосвязь с содержанием не раскрывается.
Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» [11. 222].
По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения — это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса [20, c. 20].
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение — это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством» [9, с. 6].
Нам представляется удачным определение, данное И. И. Прокопьевым. По его мнению, «форма обучения – это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения» [17, с. 60].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Виды обобщающих уроков по предмету «Человек и мир»
Анализ психологических (Д.Н. Богоявленский, В.С. Выготский, В.В.Давыдов, Е.Н.Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина и др.), дидактических (Л.Я. Зорина, Г.Д. Кириллова, П.М. Эрдниев и др.) и методических (В.В. Мултановский, Н.С. Пурышева, Е.Г. Шатова, А.В. Усова и др.) исследований, посвященных проблемам обобщения знаний, показал, что наиболее продуктивным является формирование умения обобщать знания в процессе изучения естественнонаучных предметов, так как естественные науки наиболее четко организованы (в виде теорий), их методологический аппарат (прежде всего методы познания) наиболее развит.
Обобщающие уроки проводятся после изучения одной или нескольких тем, когда требует систематизировать знания, установить их соподчиненность, оформить их в целостную систему.
Основными задачами обобщающих уроков являются:
актуализация знаний, упрочение знаний имен, названий, фактов.
упрочение умений и навыков.
создание целостной картины события, процесса, которые раньше изучались по частям.
В этих целях уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам:
киноурок;
- урок практической работы;
- урок с использованием телевизионных передач, презентаций;
- урок-игра;
- урок-семинар и др.
Как правило данные виды уроков обобщения знаний имеет следующую структуру:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала;
- этап собственно обобщения и систематизации материала;
- этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Рассмотрим этапы этого типа урока.
Первый этап
– Организационный
Всякий труд, в том числе и учебный, начинается с организации условий, при помощи которых он протекает наиболее благоприятно. Поэтому урок на любую тему, любого типа, проводится ли он в классе, в лаборатории, на пришкольном участке или в природе – всегда начинается с предварительной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Форма обучения представляет собой внешнюю сторону структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам же учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения.
Урок — это организованная система, обусловленная общей целью. Можно выделить основные признаки урока: имеет строго обозначенные рамки учебного времени, как правило, длительность урока 40-45 минут, между которыми имеется свободное время - перемена по 5-15 минут, иногда больше, (например, на обед); на уроке присутствует постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности к учебной работе; один урок отводится на изучение только одного предмета; урок имеет дидактическую структуру; урок строится, исходя из целей и задач обучения и развития, закономерностей и принципов учебного процесса и направлен на обучение, развитие и воспитание; организатором и руководителем урока является учитель (педагог). В педагогической литературе множество классификаций уроков. Наиболее обобщенной и используемой является классификация, разработанная М.И. Махмутовым.
Главной формой организации обучения по предмету «Человек и мир» в современной школе по-прежнему является урок. Выделяют следующие типы уроков «Человек и мир»: вводный урок, смешанный, или комбинированный, урок, предметный урок, обобщающий урок. Однако, урок стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их естественных условиях, поэтому большое внимание уделяется дополняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным и внеклассным. Все организационные формы обучения по курсу «Человек и мир» взаимосвязаны между собой.
Обобщающие уроки проводятся после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчинённость, оформить в целостную систему. Обобщающие уроки способствуют прочному и сознательному усвоению знаний, а также оказывают существенное влияние на развитие памяти, речи, мышления учащихся. Так, уроки обобщения знаний могут относиться к разным видам: киноурок; урок практической работы; урок с использованием телевизионных передач, презентаций; урок-игра; урок-семинар и др. и имеют следующую структуру: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала, этап собственно обобщения и систематизации материала, этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Методика организации обобщающих уроков по предмету «Человек и мир» достаточна сложна. На обобщающих уроках применяются разнообразные методы и приемы работы, но значительная роль здесь принадлежит беседе, составлению схем, таблиц, проведению дидактических игр, викторин, соревнований и т.д
1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Владос, 2001. – 238с.
2. Аксенова, Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 2010.- № 2.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Ббанский. М.: Просвещение, 1983. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.det k y ad.ru/ped/ped175.htm.
4. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения / Л.А.Багрова, О.Г. Хинн // Энциклопедия для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД». – 1997. – 520 с.
5. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. -2009. - № 7.- С.36-40.
6. Гудлэд, Д. Вот что называется школой / Д. Гудлэд; [пер. с англ. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой]. - Москва : Просвещение, 2008. - 476
7. Дидактика средней школы : Некоторые пробл. соврем. дидактики. [Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.]; Под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982. – 319 с.
8. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. - М. : Дом педагогики, 1996. - 203
9. Дьяченко, В. К. Общие формы организации процесса обучения : Актуал. пробл. теории и практики обучения / В. К. Дьяченко. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. - 185 с.
10. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении/ А.В.Карпенко // Начальная школа. - 2010.- №4.-С.23-27.
11. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ.пед.вузов / З.А. Клепина, Г.Н. Аквилева. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
12. Лячек А.И. Практические работы на уроках окружающего мира / А.И. Лячек // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 4. – С. 32 - 36.
13. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. - 2-е изд. - М. : Педагогика, 1985. – 184 с.
14. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов // Начальная школа. 1998. № 6. С. 32 – 35
15. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие / И.П. Подласый. – М.: ВАДОС-пресс. 2004. – С. 229.
16. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. - Москва : Просвещение, 2008. - 191
17. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. – В 3 ч. – Ч.3. – Дидактика / И. И. Прокопьев. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 138 с.
18. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании / С.Т. Танцоров // Перемены. - 2001. - № 2. - С. 89.
19. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 09.00.07 / Г.А. Цукерман. - Москва, 1992. - 40 c.
20. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987- 150с.
21. Шегаева А.В. Урок как основная форма организации обучения в современной школе. Научный журнал «Молодой учёный». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.m u h.ru/ar h ve/66/11096.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты