Источниковедение истории БССР 1920-1930-х гг
ИПП (Институт парламентаризма и предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Источниковедение истории БССР 1920-1930-х гг»
по дисциплине: «Источниковедение»
2021
45.00 BYN
Источниковедение истории БССР 1920-1930-х гг
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Источниковедение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БССР 1920-1930-Х ГГ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БССР 1920-1930-Х ГГ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема формирования современной белорусской идентичности является одной из наиболее спорных в исторической науке Белоруссии. В настоящее время нет четкого определения того, что лежит в основе современного понимания этнической самобытности белорусов. Этим обусловлен широкий спектр взглядов на данный вопрос, начиная от отрицания белорусского этноса как такового и заканчивая необходимостью его идентификации на основе западноевропейских ценностей [14]. Среди различного рода научных и популистских идеологем следует отметить концепцию западнорусизма, которая долгое время оставалась на заднем плане общественно-политической мысли Белоруссии.
Степень различия в подходах к западнорусизму конца XIX века была связана в том числе и с тем, что сам по себе этноним «западнорусский» происходил от географического названия Западная Русь. По мнению белорусского историка А. Бендина, он долгое время употреблялся в православной церковной публицистике, а затем и в исторических исследованиях и рассматривался сторонниками обособления как противопоставление этнониму «белорусский» [3]. В то же время Коялович лишь отмечал тип местного русского самосознания, сформированного под воздействием различных факторов, который и стало принято называть западнорусским.
После 1917 года ситуация начала меняться. В советской пропаганде, а потом и историографии, стал превалировать взгляд, что западнорусская идея была недостаточно «национальна» [4, с. 212]. При этом взятый в 1920-х годах курс на белорусизацию практически не оставил западнорусизму никаких шансов на оформление в качестве основы для национального строительства в БССР.
Период 1930-х годов фактически стал переломным для всей исторической и общественно-политической мысли Белорусской ССР. Сворачивание белорусизации и начавшиеся гонения на так называемых нацдемов затронули и тех, кого советская власть называла «реакционными» западнорусами.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
Понятие методологических принципов юридического источниковедения следует рассматривать в нескольких контекстах — в плане их общенаучного понимания, процесса конкретизации относительно отдельных научных дисциплин, а также собственно юридического источниковедения как направления, связанного с изучением носителей государственно-правовой информации. В плане последнего наработки социогуманитаристики относительно методологических принципов работы с источниками социальной информации создают основу для определения принципов-правил с источниками познания государства и права.
Понятие методологических принципов формируется как результат изучения методологии научной деятельности в рамках исследования «науки о науке». При этом, как отмечают В. А. Лекторский и В.С. Швырев, «при методологическом анализе научного познания мы имеем дело не с естественными, природными процессами, протекающими вне воли и сознания человека, а с человеческой деятельностью, которая характеризуется применением — осознанным, неосознанным или осознанным в той или иной степени — известных средств и приемов». В философии принцип определяется как «нормативное общее высказывание, содержащее определенное требование к осуществлению познавательной, практической и духовной деятельности». Принцип, как отмечают А.М. Новиков и Д.А. Новиков, «выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия — норматива, предписания к деятельности». При этом каждый методологический принцип, как подчеркивает академик И.Д. Ковальченко, «представляет собой основополагающее начало (в этом плане он выступает как идея) решения той или иной научной проблемы (а в более широком плане любой задачи); его со-держание выражается в определенных требованиях, имеющих нормативно-регулятивный характер».
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ИСТО-РИИ БССР 1920-1930-Х ГГ.
Толчок к развитию дискуссии относительно национальной идентичности белорусов сформировался в период конца 1980-х – начала 1990-х годов. При этом в Белоруссии к началу перестройки сложилась довольно уникальная ситуация. Постепенный отказ от принятых на протяжении многих десятилетий принципов социализма привел к тому, что общепринятая этническая самоидентификация перестала быть в БССР общеобязательной. Здесь в период со второй половины 1980-х – начала 1990-х годов стало расти радикальное национальное движение во главе с различными культурно-просветительскими и общественными организациями, объединенными общей идеей «белорусского возрождения» на основе языка, истории и национальных традиций: «Талака», «Мартыралёг Беларусі», «Канфэдэрацыя беларускіх суполак», Белорусский народный фронт «Адраджэньне» и прочие, одной из основных своих целей ставившими политизацию процесса национального возрождения [15, с. 160].
После переворота 1991 года и объявления независимости Республики Белоруссия в стране начинается формирование и распространение новых исторических нарративов, призванных создать оригинальную историю, отличную от той, которая существовала в СССР. История и язык были поставлены националистами во главу угла новой белорусизации, которая была объявлена на государственном уровне основным направлением развития государства. Одновременно с этим в начале 1990-х годов со стороны представителей так называемого национального возрождения возобновились нападки и на западнорусизм, который также попытался выйти за пределы научного дискурса [3]. Именно тогда в белорусской историографии широкое распространение получило определение, сформулированное еще в конце 1920-х годов Цвикевичем и распространенное позже в «Энциклопедии истории Беларуси». Как и прежде, западнорусизм был назван концепцией отрицания историчности белорусов как самостоятельной и самобытной этнической единицы и был объявлен идеологией, которой руководствовалась советская власть под лозунгами интернационализма [10].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ИСТОРИИ БССР 1920-1930-Х ГГ
В совокупности происходящих изменений отражалась переакцентуация исторической науки с глобальных процессов и событий позитивистского подхода на «человека в истории» и «историю в человеке» при синергетическом подходе. Как правило, главные претензии к позитивизму и у профессиональных исследователей, и у любителей истории состоят в том, что «позитивизм в исторической науке обслуживал интересы политической истории, наиболее востребованной в XIX в. (да и в XX в. тоже) в связи с потребностью формирования национально-государственной идентичности» [2], который привел историческую науку к истории государства, а не общества.
Ее большая междисциплинарная востребованность объясняется предложенными устной историей технологиями работы с исторической памятью и созданием на основе извлекаемой информации исторических источников. Процесс их создания в устно-исторической деятельности представляет собой циклы последовательной работы по созданию научно-методических материалов опроса, по проведению опроса (интервью) носителей исторической информации, документированию и архивированию извлеченной информации, а также введению новых источников в научный оборот и методике их интерпретации.
Но с ростом внимания к антропологическому и историко-культурному измерению исторического прошлого в начале XXI столетия значение материалов устной истории для исторических исследований повышается. Поэтому важно определить особенности создаваемых методами устной истории источников и при традиционном внимании к структурированию источниковой базы в отечественных исторических исследованиях найти им место в источниковых классификациях. В соответствие с поставленной целью автор предпринимает попытку проследить развитие представлений об источниках устного происхождения в целом и материалов устной истории в частности в отечественном источниковедении, об отношении к ним, причинах признания и непризнания, достижениях и недостатках, пытается выделить этапы и подходы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историки, профессионально занимающиеся устной историей, особенно историки-архивисты, считают, что трудно согласиться с тем, что стенограмма или звукозапись, сделанные вторым лицом (интервьюером), являются мемуаристикой. Хорошо эту позицию аргументировали В.М. Виноградов и В.Н. Гармаш: «Мемуары и устная история функционально ориентированы на решение различных задач. Воспоминания появляются на свет в результате потребности мемуариста в самовыражении, самосознании и самоутверждения себя как личности. Мемуары не предназначены для использования их в качестве исторических источников. Во всяком случае эта задача не является определяющей и не оказывает существенного влияния на организацию материала. Историческое интервью… изначально ориентировано на функции исторического источника. С одной стороны, здесь особая роль принадлежит организатору опроса. Это отражается на структуре и самом содержании устных свидетельств… взгляды, позиции, цели, системы ценностей авторов программ входят в качестве дополнительного субъективного фактора в процесс фиксации воспоминаний… Историческое интервью, с другой стороны, использование в достаточной степени формализованных правил, принципов и способов сбора устной информации (заимствованных главным образом у социологов) снижает субъективизм полученных данных. Тем самым возникает возможность получения большей репрезентативности, устойчивости и достоверности информации» [6, с. 3–4].
С одной стороны, по инерции историки ищут место им в соответствии с характером информации – письменные или устные. И часть историков, по той причине, что «устный источник» долгое время использовался в фольклористике, лингвистике, этнографии для более узкого обозначения памятников устного народного творчества, относят любую устную традицию к сфере мифологии и фольклора. Любые источники устного происхождения до сих пор полагаются ими мифологичными, что ведет к устойчивой «резкой и четкой оппозиции» мифа к знанию, «оппозиции письма и устности» «книжной и народных культур»… достигшего отрицания академическими историками устного источника в XX веке» [9].
1. Репина, Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история / Л. П. Репина ; Рос. акад. наук, Ин-т всеобщ. истории. — Москва : ИВИ, 1998. — 282 с.
2. Источниковедение : учеб. пособие / И. Н. Данилевский, Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков и др. ; отв. ред. М. Ф. Румянцева. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с.
3. Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке : Исторический опыт России / Е. С. Сенявская. — Москва : РОССПЭН, 1999. — 382 с.
4. Устная история, биография и женский взгляд / ред. и сост. Е. Ю. Мещеркина. — Москва : Невский простор, 2004. — 270 с.
5. Мокрова, М. В. Устная история науки: от историографических традиций к комплексному источниковедению : автореф. дис. канд. ист. наук : 07.00.09 / М. В. Мокрова ; Ин-т истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. — Москва, 2004. — 30 с.
6. Устная история в зарубежных архивах : Зарубеж. опыт : Аналитический обзор / сост. В. М. Виноградов, В. Н. Гармаш. — Москва : ВНИИДАД ОЦНТИ, 1988. — 52 с.
7. Источниковедение истории СССР : учебник для исторических факультетов университетов и педагогических вузов / под ред. С. А. Никитина : в 2 т. — Москва, 1940. — Т. 2. Источниковедение истории СССР. XIX в. (до начала 90-х годов). — 227 с.
8. Источниковедение истории СССР : учебник для исторических факультетов университетов и педагогических вузов / под ред. М. Н. Тихомирова : в 2 т. — Москва, 1940 — Т. 1. Источниковедение истории СССР, с древнейших времен до конца XVIII в. — 495 с.
9. Хубова, Д. Н. Устная история и архивы: зарубежные концепции и опыт : автореф. дис. канд. ист. наук 07.00.02 / Д. Н. Хубова. — Москва, 1992. — 34 c.
10. Щеглова, Т. К. Устная история (Oral history) в российской исторической практике 1920—1930-х гг.: к дискуссии о понятии и времени возникновения устной истории / Т. К. Щеглова, Д. А. Дрожецкий // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Политология. — Барнаул, 2014. — № 4/2. — С. 254—260.
11. Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории / Л. Н. Пушкарев. — Москва : Наука, 1975. — 282 с.
12. Корнеев, В. Е. Устная история в 1920-е гг. / В. Е. Корнеев // Источниковедение XX столетия : тезисы докладов и сообщений. — Москва : РГГУ ИАИ, 1993. — С. 75—77.
13. Хубова, Д. Н. Устная история «Verbavolant» : методическое пособие / Д. Н. Хубова. — Москва, 1997. — 64 с.
14. Мокрова, М. Ф. «Устная история» и источниковедение истории науки [Электронный ресурс] / М. Ф. Мокрова // Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург, 1999. — Режим доступа: http://www.ihst.ru, свободный.
15. Шмидт, С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии / С. О. Шмидт. — Москва, 1997. — 612 с.
16. Щеглова, Т. К. Становление и развитие российской устной истории (oral history) в 1980—2010-е годы в контексте общественно-политической и научной жизни России и в сравнении с международными традициями устной истории / Т. К. Щеглова // Устная история (Oral history) в современной исследовательской практике на постсоветском пространстве : сборник научных статей / Алтайский государственный педагогический университет ; отв. ред. Т. К. Щеглова. — Барнаул, 2017. — С. 60—106.
17. Альтман, М. М. Организация собирания и использования документов личного происхождения о Великой Отечественной войне (из опыта работы ЦГА СССР и Государственных архивов Российской Федерации) : автореф. дис. канд. ист. наук : 05.25.02 / М. М. Альтман. — Москва, 1992. — 28 c.
18. Курносов, А. А. Воспоминания-интервью в фонде Комиссии по истории Великой Отечественной войны Академии наук СССР. Организация и методика собирания / А. А. Курносов // Археографический ежегодник за 1973 г. — Москва, 1974. — С. 118—132.
19. Логин, В. Т. Военно-исторические источники, их классификация и принципы исследования / В. Т. Логин. — Москва, 1971. — 240 с.
20. Мокрова, М. В. «Устная история» и источниковедение истории науки / М. Ф. Мокрова // Материалы к заседаниям Летней школы «Источник в работе историка науки» 4-5 июня 2001 г. — Москва, 2001. — С. 2—5.
21. Кинофотофонодокументы — ценный исторический источник // Вопросы архивоведения. —1962. — № 2. — С. 54—64.
22. Кривошеина, Л. Н. Об использовании кинофотофонодокументов / Л. Н. Кривошеина, И. С. Фесуненко // Вопросы архивоведения. — 1963. — № 1. — С. 25—35.
23. Кузнецова, Н. П. «Устная история» в практике работы зарубежных архивов / Н. П. Кузнецова, В. М. Суринов // Советские архивы. — 1980. — № 1. — С. 73—76.
24. Щеглова, Т. К. Устная история в российской исторической практике: опыт и значение / Т. К. Щеглова // Устная история (oral history) в отечественной и зарубежной практике: метод, источник, культурно-образовательные технологии : сборник статей международной научной конференции (1 ноября 2018 г., г. Ташкент). — Ташкент, 2019. — С. 48—66.
25. Вартаньян, Н. И. Публикация мемуарных источников : методическое пособие / Н. И. Вартаньян. — Москва, 1972. — 131 с.
26. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика : учебное пособие для студентов вузов / А. К. Соколов и др. ; под ред. А. К. Соколова. — Москва : Высшая школа, 2004. — 687 с.
27. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [Электронный ресурс] // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — Электрон. дан. — Москва, 2003. — 2 электрон. опт. диска (CD-ROM).
28. История в эго-документах: Исследования и источники / Ин-т истории и археологии УрО РАН. — Екатеринбург : Изд-во «АсПУр», 2014. — 368 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты