Введение
Глава 1 Теоретические аспекты организации работы кадровых служб на предприятиях Республики Беларусь
1.1 Источники правового регулирования и историография деятельности кадровых служб в Республике Беларусь
1.2 Кадровая служба предприятия - организационное положение, задачи, основные направления деятельности
Глава 2 Анализ кадровой практики ОАО «Витебские ковры» по реализации основных задач и функций кадровой службы
2.1 Правовой статус кадровой службы ОАО «Витебские ковры»
2.2 Делопроизводство в кадровой службе ОАО «Витебские ковры»
Глава 3 Проблемы работы кадровых служб предприятий Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Важным звеном современной организации является ее кадровая служба. От эффективности работы данного подразделения, связанного с формированием коллектива, его оценкой, мотивацией, развитием и использованием, напрямую зависит эффективность деятельности всего предприятия. Ведь обеспечить конкурентные преимущества организации и внедрять инновации может только хорошо подготовленный и мотивированный персонал.
Значимость кадровой службы и ее деятельности на предприятии подтверждается рядом современных исследований:
- установлена прямая статистически значимая связь между высокоэффективной системой управления человеческими ресурсами и уровнем эффективности фирмы;
- в условиях кризиса повышается роль и авторитет кадровой службы;
- при повышении эффективности работы отдела кадров доходы акционеров могут возрасти на 31,5%.
Таким образом, очевидна необходимость комплексного исследования теоретических и практических аспектов, связанных с организацией деятельности кадровой службы и совершенствованием ее в условиях проводимых рыночных реформ. Все это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в анализе теоретических подходов к реализации кадровой деятельности организаций на примере ОАО «Витебские ковры» и выявлении основных проблем в работе кадровой службы на современном этапе.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- определить источники правового регулирования и историографию деятельности кадровых служб в Республике Беларусь;
- раскрыть организационное положение, порядок формирования, права, обязанности и ответственность кадровой службы, а также основные направления ее деятельности на предприятиях Республики Беларусь;
- провести анализ правового статуса и кадровой практики службы кадров ОАО «Витебские ковры»;
- проанализировать работу кадровой службы ОАО «Витебские ковры» в области делопроизводства;
- выявить проблемы организационно-методического обеспечения кадровой деятельности.
Предмет исследования - организационные и методические аспекты реализации кадровой деятельности в организациях Республики Беларусь на основе оценки и управления кадровыми рисками.
Предмет исследования - кадровая служба предприятий Республики Беларусь.
Объектом исследования является кадровая деятельность в ОАО «Витебские ковры».
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе курсовой работы определены теоретические аспекты работы кадровых служб на предприятиях Республики Беларусь.
Во второй главе рассматривается организация работы современной кадровой службы на примере ОАО «Витебские ковры».
Третья глава посвящена проблемам работы кадровых служб предприятий Республики Беларусь на современном этапе.
Глава 1 Теоретические аспекты организации работы кадровых служб на предприятиях Республики Беларусь
1.1 Источники правового регулирования и историография деятельности кадровых служб в Республике Беларусь
В современных условиях деятельность кадровых служб предприятий (организаций) регулируется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы и отраслевой принадлежности. В своей практической деятельности работники кадровых служб должны исходить из положений Конституции Республики Беларусь 1994 года (далее – Конституции). Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В трудовых правоотношениях, как и в других сферах жизни общества, никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (статья 23 Конституции). Важное значение для деятельности кадровых служб имеют и другие статьи Конституции:
• статья 41, гарантирующая право на труд, на здоровые и безопасные условия труда, право на защиту экономических и социальных интересов работников, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений), право на забастовку;
• статья 42, гарантирующая вознаграждение за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, а также то, что равный труд подлежит равной оплате независимо от пола и возраста работника;
• статья 43, гарантирующая трудящимся право на отдых;
• статья 47, гарантирующая право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом [13].
Соблюдение конституционных прав граждан должно быть непреложным принципом работы кадровой службы любого нанимателя на территории Республики Беларусь независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности.
Другим важнейшим законом, которым руководствуются в своей деятельности кадровые службы, является Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (далее - ТК), устанавливающий права и обязанности нанимателей при приеме на работу (статья 54 ТК), закрепляющий обязанности нанимателей при организации труда работников (статья 55 ТК) [29].
Существует большое количество законов, регулирующих наряду с другими вопросами отдельные направления или даже участки работы кадровых служб.
Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь», устанавливает обязанности нанимателей в отношениях, связанных с пенсионным обеспечением граждан [18].
Глава 2 Анализ кадровой практики ОАО «Витебские ковры» по реализации основных задач и функций кадровой службы
2.1 Правовой статус кадровой службы ОАО «Витебские ковры»
ОАО «Витебские ковры» - одно из старейших предприятий текстильной отрасли Республики Беларусь. В то же время, это предприятие, выпускающее современную и конкурентоспособную продукцию, отвечающую всем запросам потребителя. ОАО «Витебские ковры» является правопреемником Витебского производственного коврового объединения имени 50-летия БССР и создано в феврале 1994 года путем преобразования последнего в ОАО. Основано в 1947 году на базе льнопрядильной фабрики «Двина», которая в свою очередь была построена в 1900 году бельгийскими акционерами. Широкий ассортимент выпускаемой продукции является дополнительным аргументом для привлечения покупателей. Кроме того, специалисты предприятия изучают все новые тенденции, и все новшества стремятся внедрить в производство.
На работу ОАО «Витебские ковры» значительное влияние оказывает деятельность коллектива. На основе делегирования прав и обязанностей работников строится организационная структура предприятия.
Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия (организации) роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством (организацией). Перечень работ, связанных с обеспечением эффективного управления персоналом, имеет относительно стандартный вид для всех предприятий. Это значит, что их реализация является необходимым и достаточным условием реализации задач и функций управления. Рассмотрим структуру кадровой службы ОАО «Витебские ковры».
Кадровая служба ОАО «Витебские ковры» представлена отделом правой и кадровой работы. Отдел правовой и кадровой работы является самостоятельным структурным подразделением общества, подчиненным непосредственно начальнику отдела, и созданным в целях правового обеспечения функционирования общества и соблюдения законности его деятельности. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, Уставом общества и Положением об отделе правовой и кадровой работы (Приложение А).
Основными задачами отдела правовой и кадровой работы являются:
1. Содействие в обеспечении соблюдения законности в деятельности общества и его должностных лиц;
2. Проведение кадровой политики, направленной на комплектование аппарата управления общества высококвалифицированными специалистами, подбор, расстановка и использование кадров, формирование резерва кадров на выдвижение;
3. Участие в разработке целевой комплексной политики общества, выборе стратегии и тактики управления кадрами, оптимизации численности персонала и структуры.
Глава 3 Проблемы работы кадровых служб предприятий Республики Беларусь на современном этапе
В конце ХХ века, как отмечают специалисты, основными характеристиками белорусского рынка труда явились «значительно меньшее снижение уровня занятости в сравнении с произошедшим снижением уровня производства; низкий уровень официальной безработицы при достаточно высокой фактической; активный, но холостой оборот рабочей силы; слабость института социального партнерства; экстенсивное увеличение ресурсов рабочего времени; снижение эффективности использования персонала на микроуровне» [7, с. 3].
Перечисленные особенности повлияли на современную деятельность кадровых служб Республики Беларусь, обозначив проблемы, существующие в этом направлении и влияющие на конкурентоспособность белорусских организаций на международном рынке:
- отсутствие понимания важности роли человека в организации;
- несоответствие уровня профессионально-квалификационного состава работников кадровых служб современным требованиям в области управления персоналом, недостаток высших учебных заведений, которые предлагают подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальности «Управление персоналом» и обусловленная этими обстоятельствами нехватка высококвалифицированных специалистов в области управления персоналом;
- недостаточная численность персонала, связанная с использованием устаревших норм планирования численности. Как правило, отделы кадров являются самостоятельными структурными подразделениями, которые подчинены либо генеральному директору, либо одному из его заместителей. Доля сотрудников кадровых служб - 0,3-0,45 % - ниже аналогичных показателей зарубежных организаций (в США – 1,1 %, странах Западной Европы - 0,6-0,8 %, в Японии - 2,7 %) [5, с. 39];
- несоответствующая мировым тенденциям в области управления персоналом нормативно-правовая база, регулирующая деятельность кадровых служб;
- давление традиций кадровой политики советского периода, что предопределяет отставание белорусских кадровых служб и влияет на скорость трансформации организации и реализации кадровой деятельности в организациях Республики Беларусь. Традиционными для отдела кадров считаются кадровое делопроизводство, своевременное пополнение предприятия необходимыми кадрами, организация и проведение работы по социально-бытовому обслуживанию работников. Из числа активных кадровых задач на отечественных предприятиях выполняется функция развития персонала, правда, в несколько урезанном виде - как организация и учебно-методическое руководство профессиональным обучением и повышением квалификации кадров, организация периодической аттестации руководителей, специалистов. В современных условиях такой деятельности в области развития персонала недостаточно. Проблемы качественного состава кадровых служб белорусских предприятий не только в небольшом количестве профессионально подготовленных работников служб управления персоналом и относительно низком уровне оплаты труда работников кадровых служб на предприятиях, но и в низком организационном статусе кадровой службы в организационной структуре управления и узком круге полномочий. Как видим, деятельность кадровых служб отечественных предприятий сосредоточена в большей степени на кадровом документообороте, частично - на вопросах найма персонала, оформления и расторжения трудовых отношений, охраны труда и техники безопасности, аттестации персонала, формирования кадрового резерва и повышения квалификации. Безусловно, это важные направления кадровой работы. Но в современных условиях их недостаточно. Следует также отметить, что реализация этих функций в большей степени рассчитана на текущие потребности организации, причем в реальности они осуществляются линейными менеджерами и только де-юре оформляются через отдел кадров.
Заключение
В современных экономических условиях, характеризующихся изменением управленческой парадигмы, высокой степенью неопределенности, усилением конкуренции, процессами глобализации и интернационализации, управление человеческими ресурсами является решающим фактором успеха организации. В связи с этим необходимость реализации эффективной кадровой деятельности в организации продиктована задачами повышения конкурентоспособности отечественных организаций.
Кадровая служба является обязательным звеном организации любой формы собственности, задачи работы которой определяются исходя из направлений деятельности предприятия. Кадровой службе определяется интегрирующая роль координатора деятельности по управлению персоналом. Исключительной прерогативой кадровой службы предприятия является разработка общих принципов управления персоналом, методическое руководство всеми процессами управления персоналом - от оценки и найма - до профессионального развития и планирования карьеры персонала. Изменение роли и места кадровых служб в системе управления предприятием, усложнение решаемых задач, ориентация на новые методы и технологии управления предъявляют более высокие требования к их работникам, качеству и эффективности их труда.
Ведение кадрового делопроизводства - длительный и трудозатратный процесс, он требует знания основных типовых форм, утвержденных правил оформления деловых документов, учета нюансов трудового законодательства, нормативных актов и постоянного отслеживания изменений в них. Кадровое делопроизводство в Республике Беларусь - прямая обязанность каждого работодателя, независимо от вида собственности, величины штата сотрудников и финансовых оборотов.
Инновационный путь развития экономики Республики Беларусь и модернизация производства делают необходимым совершенствование кадровой деятельности в организациях. Актуальность этой задачи обусловлена сосредоточением многих проблем рынка труда республики непосредственно в организациях, в частности:
- сочетание наличия излишней численности персонала и дефицита высококвалифицированных работников;
- недостаточность формирования кадрового состава предприятий исходя из перспективных потребностей производства и роста производительности труда;
- преобладание формального характера образовательной деятельности организаций в области профессионального обучения персонала;
- высокая текучесть кадров;
- низкий удельный вес затрат на профессиональную подготовку в структуре затрат организаций на рабочую силу.
В сочетании с отсутствием понимания у работников на всех уровнях управления важности кадровой деятельности, игнорирование ее современных требований и принципов, решение кадровых проблем по остаточному принципу могут привести к ухудшению финансово-экономического положения организаций и стать препятствием на пути инновационного развития экономики Республики Беларусь. Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие страны невозможно без разработки и внедрения инновационных подходов к управлению персоналом, направленных на привлечение, развитие и сохранение интеллектуального потенциала.
1. Алексеенко, Л. Структура и штатный состав отдела кадров: индивидуальный подход / Л. Алексеенко, Л. Яновская // Кадровик. Управление персоналом. – 2007. – № 7. – С. 104.
2. Анисов, Л. М. Организация работы кадровых служб / Л. М. Анисов, И. И. Терехов. – Минск: Часта, ин-т упр. и предпр., 2009. – 55 с.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – 8-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 832 с.
4. Беккер, Б.И. Измерение результативности работы HR-департамента / Б.И. Беккер, М.А. Хьюзлид, Д. Ульрих. – М.: Вильямс, 2007. – 298 с.
5. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. / Н.П. Беляцкий. – Минск: Современная школа, 2008. – 448 с.
6. Ванкевич, Е.В. Кадровые службы: направления активизации / Е.В Ванкевич // Беларуская думка. – 2011. – № 1. – С. 52-59.
7. Ванкевич, Е.В. Рынок труда Республики Беларусь: особенности формирования и развития / Е.В. Ванкевич, А.П. Морова, И.В. Новикова; под науч. ред. Е.В. Ванкевич. – Витебск: УО «ВГТУ», 2008. – 302 с.
8. Ванкевич, Е.В. Современные проблемы организации производства, труда и управления на предприятиях легкой промышленности Республики Беларусь / Е.В. Ванкевич [и др.]; под. науч. ред. Е. В.Ванкевич, В.А. Скворцов. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 284 с
9. Галешова, Е. И. Направления совершенствования кадровой деятельности в организациях / Е.И. Галешова // Вестник Витебского государственного технологического университета, – 2014, № 26. – С.161-171.
10. Галешова, Е.И. Кадровая деятельность в организациях: историко-методологические предпосылки формирования и подходы к реализации / Е.И. Галешова // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. D, Экон. и юрид. науки. – 2014. – № 5. – С. 46–51.
11. Жуков, А.Л. Аудит человеческих ресурсов организации: Учебное пособие / А.Л. Жуков. – М.: МИК, 2010. – 256 с.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. №194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: в ред. от 9 января 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Маковская, Н.В. Национальная система внутрифирменного обучения работников в Беларуси / Н.В. Маковская // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. – № 4. – С. 95–101.
15. О внешней трудовой миграции: Закон Респ. Беларусь, 30 декабря 2010 г. №225-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г. № 29: с изм. и доп.: текст по состоянию на 13 февраля 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., №125-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апреля 1992 г., №1596-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
19. О трудовых книжках: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 16 июня 2014 № 40: с изм. и доп.: текст по состоянию на 05 октября 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией»: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 30 декабря 1999 г. № 159: с изм. и доп.: текст по состоянию на 04 мая 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 19 января 2009 № 4: с изм. и доп.: текст по состоянию на 13 марта 2019 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. Об утверждении Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 июля 2001 г. № 399: с изм. и доп.: текст по состоянию на 12 ноября 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
23. Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников кадровых служб коммерческих организаций: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 27 декабря 2005 г., № 187 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
24. Об утверждении примерной формы трудового договора: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 27 декабря 1999 № 155: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 февраля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
25. Об утверждении типового положения о кадровой службе предприятия (организации): постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 18 декабря 1997 г., № 119: с изм. и доп.: текст по состоянию на 19 апреля 2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
26. Об утверждении типовых правил внутреннего трудового распорядка: постановление Министерства труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 05 апреля 2000 № 46: с изм. и доп.: текст по состоянию на 16 июня 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
27. Организация кадровой работы: с приложением образцов документов на CD / Е.М. Бабосов [и др.]; под общ. ред. Липень Л.И. – Минск: Дикта, 2009. – 640 с.
28. Просвиркина, Е.Ю. Факторы, влияющие на проведение оценки деятельности кадровых служб на российских предприятиях / Е.Ю. Просвиркина // Российское предпринимательство. – 2012. – № 11 (209). – С. 81-86.
29. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 26 июля 1999 г. №296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
30. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. №275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. от 17 июля 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
31. Управление персоналом: теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе : учеб.-практ. пособие / Т.В. Лукьянова, С.И. Ярцева, В.Г. Коновалова, С.В. Баранчеев, ред.: А.Я. Кибанов . – М.: Проспект, 2015. – 71 с.
32. Чиманский, Г.В. Роль и функции отдела кадров на современном производстве / Г.В. Чиманский // Отдел кадров. –2008. – № 5. – С. 5-8.
33. Шишко, Г.Б. Соотношение централизованного и локального способов правового регулирования трудовых отношений / Г.Б. Шишко // Право и экономика. –2010. – № 5. – С. 514–524.