ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ
1.1 Характеристика дореволюционных источников и историографии
1.2 Историография советского периода
1.3 Историография конца XX – начала XXI вв.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ
2.1 Учреждения образования Минской губернии в составе Виленского учебного округа
2.2 Учреждения образования Минской губернии в составе Белорусского учебного округа
2.3 Восстановление Виленского учебного округа
ГЛАВА 3 ПОПЕЧИТЕЛИ ВИЛЕНСКОГО И БЕЛОРУССКОГО УЧЕБНЫХ ОКРУГОВ
3.1 Попечители Виленского учебного округа
3.2 Попечители Белорусского учебного округа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Минская губерния существовала в 1793-1921 годах. С 1803 по 1832 годы Минская губерния входила в состав Виленского учебного округа. С 1832 года по 1850 годы Минская губерния вошла в состав Белорусского учебного округа, а затем после восстановления Виленского учебного округа была возвращена в его состав.
Данная работа посвящена изучению системы учреждений образования Минской губернии в период 1802-1917гг. Эта тема является важной, так как современные реформы системы образования в нашей стране нередко ориентированы на опыт зарубежных стран (введение тестирования, уменьшение изучения точных наук и т.д.). В тоже время, положительным будет применение отечественного исторического опыта.
Развитие системы образования в XIX веке становится одним из ключевых вопросов государственной деятельности по целому ряду причин. Например, расширение территории Российской империи за счет белорусских земель привело к необходимости реформировать систему образования.
Одним из наиболее важных событий на пути реформ следует считать утверждение Министерства народного просвещения 8 сентября 1802 года, это событие для Российской империи стало отправной точкой коренных изменений в образовании того времени. Раздел Российской империи на учебные округа должен был упорядочить ведение системы образования в разных регионах государства, а так же позволил учитывать нужды каждого из учебных округов Российской империи. В связи, с чем была проведена кропотливая работа по усовершенствованию уставов учебных заведений.
Так же необходимо помнить о том, политические события всегда оказывали непосредственное влияние на развитие образования в государстве. Так после подавления властями восстания 1830—1831 гг. просвещение стало базироваться на принципах «православия, самодержавия и народности». Система образования приобрела исключительно сословный характер. В соответствии с реформой П. Д. Киселева в 1840-х гг. стали открывать начальные школы для государственных крестьян, учителями в которых чаще всего были местные священники.
Самой больной проблемой российского образования накануне реформ
ГЛАВА 1 ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ
1.1 Характеристика дореволюционных источников и историографии
В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году все белорусские земли были присоединены к России. Минская губерния также стала частью Российской империи. Таким образом, источниками по изучению образования на белорусских землях явились не только источники, вышедшие на территории Беларуси, но также и на территории России. Как правило, это материалы о работе учебных заведений в Беларуси, которые включались исследователями системы образования в общие труды по истории просвещения в Российской империи. Основная часть – это официальные отчеты ревизоров, правительственных актов, переписка окружного начальства с министрами просвещения.
Несомненный интерес представляют труды очевидцев и участников происходящих процессов. Например, Корнилов Иван Петрович, будучи инспектором казенных училищ Московского учебного округа, помощником попечителя Петербургского учебного округа, а в 1864-1868 годах попечителем Виленского учебного округа (куда входила Минская губерния), был собирателем древнерусских и славянских рукописей и книг. Он сам выпустил сборник «Памяти графа М.Н. Муравьева» (Санкт-Петербург, 1898), где главную часть составляют его собственные «Замечания о положении образовательного дела в Виленском учебном округе за 1863–1867 гг.». В 1901 г. И.П. Корнилов издал новый сборник: «Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы для истории виленского учебного округа, преимущественно в Муравьевскую эпоху» (СПб., 1901). Первый том задуманного Корниловым «Сборника материалов для истории просвещения в России, извлеченных из Архива министерства народного просвещения», вышел в 1893 г., второй в 1897 г., третий том в 1898 г. Они отражают историю учебных заведений в западных губерниях с 1783 по 1807 г. К первым двум томам «Сборника» К. написал обширные предисловия (к I тому – о состоянии школьного дела в России от Петра Великого до учреждения министерства народного просвещения, ко II тому – о первом попечителе виленского учебного
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ МИНСКОЙ ГУБЕРНИИ
2.1 Учреждения образования Минской губернии в составе Виленского учебного округа
В начале XIX века Российская империя в экономической составляющей отставала от ведущих Западных держав. Таким образом, назрела необходимость в появлении образованных специалистов и руководящих кадров. Что заставило Российское правительство законами 1802 – 1804 гг. начать создание своей системы светских учебных учреждений. Высшие учебные учреждения ранее уже были на землях, которые вошли в состав Российской империи (в Финляндии, Эстонии, Польше, Литве и Беларуси), однако российскими властями деятельность многих из них была прекращена.
В 1802 г. для «воспитания юношества и распространения наук» было создано Министерство народного просвещения, которое имело в своем ведении высшие, средние и низшие учебные заведения. 24 января 1803 г. было учреждено шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский.
Минская, Гродненская, Витебская и Могилевская губернии вошли в Виленский учебный округ. Отныне все учебные заведения этих губерний ставились в прямое подчинение к Виленскому университету.
Тогда же 24 января 1803 г. были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», на основании которых началось оформление образовательного пространства во всех учебных округах.
Согласно правилам предусматривалось создание четырех типов учебных заведений: приходских и уездных училищ, гимназий и университетов (Рис. 1).
18 мая 1803 г. Александром I был подписан «Устав или общие постановления императорского Виленского университета и училищ его округа». Данный устав подтвердил основные положения Предварительных правил народного просвещения, а именно создание, как минимум, одной гимназии в каждой губернии, одного уездного училища в каждом уезде. Приходских училищ могло быть столько, сколько можно будет возможности их завести.
ГЛАВА 3 ПОПЕЧИТЕЛИ ВИЛЕНСКОГО И БЕЛОРУССКОГО УЧЕБНЫХ ОКРУГОВ
Исходя из издания «Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь», попечитель учебного округа – это должностное лицо, возглавлявшее в Российской империи учебный округ — территориальную единицу управления учебными заведениями, подведомственными Министерству народного просвещения, в 1803—1917 годах. Должность была введена в 1803 согласно "Предварительным правилам народного просвещения", сформировавшим в России систему учебных округов во главе с университетами. Главной задачей попечителя являлось осуществление связи между университетом и Министерством народного просвещения (с 1835 к попечителям от университета перешёл также административный надзор за средними и начальными училищами учебного округа). Территория учебного округа, возглавляемого попечителем, охватывала несколько губерний. Попечитель управлял только заведениями ведомства Министерства народного просвещения, учебные заведения, находившиеся в ведении других министерств и ведомств, попечителю учебного округа не подчинялись.
При образовании первых шести учебных округов в 1803 году было определено, что попечители каждого университета (первоначально во главе округа стояли университеты) назначались из числа членов Главного правления училищ, выполнявшего функции совета Министерства народного просвещения. В первоначальный состав попечителей входили влиятельные сановники М. Н. Муравьев (товарищ министра народного просвещения и попечитель Московского университета), Н. Н. Новосильцов (попечитель Санкт-Петербургского учебного округа и президент Академии наук, князь А. А. Чарторыйский (попечитель Виленского университета и товарищ министра иностранных дел), а также граф С. О. Потоцкий (попечитель Харьковского университета), Ф. И. Клингер (попечитель Дерптского университета) и С. Я. Румовский (попечитель Казанского университета).
Попечитель учебного округа был чиновником Министерства народного просвещения, состоявшем в чине III—IV классов по Табели о рангах (тайный советник или действительный статский советник).
Назначение попечителей из числа университетских профессоров не всегда было правилом. На начальном этапе существования учебных округов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие системы образования в Минской губернии следует рассматривать в контексте развития системы образования Российской империи.
Тематика изучения структуры учреждений образования Минской губернии в период 1795-1917 гг., обладает достаточно обширной источниковой и историографической базой. Источниковая база имеет дореволюционное происхождение и представлена публикациями архивных материалов, законодательными актами, делопроизводственной документации, публицистикой, статистическими материалами, воспоминаниями, юбилейными сборниками, мемуарной и художественной литературой. Примером может служить «Юбилейный сборник по случаю 300-летия воцарения дома Романовых (1613–1916). Работы учениц Гродненской Мариинской женской гимназии», «Краткий обзор деятельности управления Виленского учебного округа с 1803 по 1869 гг.» Белецкого А.В., прочитанный 24 января 1903 г. в торжественном заседании Попечительского совета по случаю 100-летнего юбилея учебного округа. Наиболее ценную группу источников составляют неопубликованные документы, хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси в г. Минске. Историография по данной проблеме представлена работами дореволюционного, советского и постсоветского периода.
Структура учреждений образования белорусских губерний определялась Министерство народного просвещения, которое было утверждено 8 сентября 1802 года манифестом императора Александра Павловича. Первым руководителем Министерства народного просвещения П.В. Завадовским был разработан ряд законопроектов: 1803 году Предварительные правила народного просвещения; 1804 году Устав учебных заведений, подведомственных университетам. Реформа 1803-1804 гг. разделила Российскую империю на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Дальнейшее развитие системы образования шло в ключе заданном министром просвещения и поддерживалось на местах.
Устав 1803 года подтвердил создание, как минимум, одной гимназии в каждой губернии, одного уездного училища в каждом уезде. Приходских
1. Абраменко М.Н. Низшая профессиональная школа в дореволюционной Белоруссии. – Минск: Вышэйшая школа, 1975. – 64 с.
2. Всеподданейший отчет министра народного просвещения за 1902 г. – Спб.: Сенат. типография, 1904. – 609 с.+ 90 c. прил.
3. Белецкий А.В. «Заботы Императрицы Екатерины II о распространении образования в Полоцкой и Могилевской губерниях», Вильно, 1905
4. Корнилов И.П. «Сборник материалов для истории просвещения» (3 тома), Вильна, 1893
5. Белецкий А.В. Краткий обзор деятельности управления Виленского учебного округа с 1803 по 1869 гг., прочитанный 24 января 1903 г. в торжественном заседании Попечительского совета по случаю 100-летнего юбилея учебного округа. – Вильна: Типогр. А.Г. Сыркина, 1903. – 70 с.
6. Белецкий А.В. Сорокалетие русской начальной школы в Северо Западном крае России: Памяти кн. А.Б. Ширинского-Шахматова. – Вильна: Тип. А.И. Сыркина, 1905. – 64 с.
7. Корнилов И.П. Русское дело в Северо-Западном крае. Материалы для истории Виленского учебного округа преимущественно в муравьевскую эпоху. – СПб.: Типография А.П.Лопухина, 1901. – 420 с.
8. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. – СПб.: Государственная типогр., 1902. – 785 с.
9. Марек Б. Очерки по истории просвещения евреев в России. – М.: Типография «Труд», 1909. – 354 с.
10. Шестов А.И. Описание экскурсий учащихся Виленского учебного округа за 1910 г . – Вильна: Издво управления Виленского учебного округа, 1911. – 238 с.
11. Фальборк Г., Чарнолусский В. Настольная книга по народному образованию: Законы, распоряжения, правила...Пособие для земских и городских обществ, учреждений, директоров и инспекторов: В 3 т. – СПб.:Тов. «Знание», 1904 –1905. – 121 с.
12. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы: Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 г . –М.: Учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 246 с.
13. Кириллов М. К. Начальная школа Белоруссии во второй половине XIX – начале XX вв. (1869–1907) // Из истории школы Белоруссии и Литвы / Отв. ред. В.З. Смирнов. – М.: Просвещение, 1964. – С. 7–181.
14. Пастухова З.А. Среднее образование в дореволюционной Беларуси. – Минск: Изд-во министерства высшего, среднего-специального и профессионального образования в БССР, 1963. – 86 с.
15. Нарысы гісторыі народнай асветы і педагагічнай думкі ў Беларусі / Рэд. калегія: С.А. Умрэйка, Г.Р. Сянкевіч, У.К. Андрэенка, П.С. Сонцаў. – Мінск: Народная асвета, 1968. – 621 с.
16. Дрозд Л.Н. Состояние средней школы в Белоруссии накануне Великой Октябрьской Социалистической революции // Педагогика и психология: Материалы научной конференции (5 – 11 апреля 1972 г .). – Минск:МГПИ им. Горького, 1972. – С. 79–81.
17. Мятельский М.С. Школа и педагогическая мысль в Белоруссии с 1895 г . до Великой Октябрьской Социалистической революции: Дис... канд. пед. наук / МГПИ им. А.М. Горького. – Минск, 1982. – 215 с.
18. Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно–демократических революций. Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики; Под ред. Э.Д. Днепрова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1984. – С.
19. Асвета і педагагічная думка ў Беларусі: Са старажытных часоў да 1917 г . / М.А. Ткачоў, У.С. Пасэ, Г.Р. Сянькевіч і інш. – Мінск: Нар. асвета, 1985. – 464 с.
20. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.
21. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: Конец XIX – начало ХХ вв. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина. – М.: Педагогика, 1991. – 448 с.
22. Снапковская С.В. Общественно-педагогическое движение и педагогическая мысль в Белоруссии (90-е годы XIX в. – 1917 г.): Автореф. дис. ...канд. пед. наук – Минск, 1992. – 19 с.
23. Снапковская С.В. Проблемы белорусской национальной школы и педагогической мысли конца XIX – начала XX вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси XIX – начала XX вв. / П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др. – Минск: Наука и техника, 1996. – С. 188–196.
24. Снапкоўская С.В. Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі: З гісторыі школы і педагагічнай думкі Беларусі канца XIX – пачатку ХХ стст. – Минск: Народная асвета, 1995. – 129 с.
25. Снапкоўская С.В. Адукацыйная палітыка царызму і педагагічная думка ў Беларусі (60-я гады XIX ст. – 1917 г .): Дыс. докт. гіст. нав. /Нац. акад. навук Бел. Iн-т гіст. – Минск, 1999. – 201 с.
26. Снапкоўская С.В. Гісторыя адукацыі і педагагічнай думкі Беларусі (60-я гады XIX – пачатак XX ст.): Вучэб. дапаможнік для студэнтаў вышэйш. навуч. устаноў / С.В. Снапкоўская. – Минск: НIА, 2001. – 160 с.
27. Леонтьева Т.Е. Минская губерния: государственные, религиозные и общественные учреждения (1793-1917)/ Сост. Т.Е.Леонтьева. Мн.: БелНИИДАД. 2006. 392с
28. Васовіч С.М. Духоўныя праваслаўныя вучылішчы на Беларусі (канец XVIII– 60-я гады XIX стст.) // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – № 5. – С. 7–14.
29. Восович С.М. Церковные школы православного ведомства в народном образовании Беларуси XIX в. // Гісторыя Беларусі: новае ў даследванні і выкладанні. Матэрыялы рэспуб. нав. – прак. канферэнцыі. У 2 ч. – Мінск, БДПУ ім. Танка, 1999. – Ч. 1. – С. 13–16.
30. Наканечная А.П. З гісторыі станаўлення харавой адукацыі і выхавання ў навучальных установах Беларусі // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 11. – С. 26–29.
31. Минц Н.Д. Участие учебных заведений Беларуси в конкурсах на лучший рисунок при Императорской Академии Художеств // Асновы мастацтва. – 1996. – Вып.5. – С. 99–104.
32. Минц Н.Д. Художественное образование в Беларуси (об истории преподавания рисования в Беларуси в XIX – начале XX вв.) // Асновы мастацтва. – 2001. – Вып. 2. – С. 99–112.
33. Шаруха I.М. Гісторыя пачатковай прыродазнаўча–геаграфічнай адукацыі на Беларусі (1860–1920 гг .) // Адукацыя і выхаванне. – 1999. – № 1–2. – С. 78–83.
34. Шаруха I.М. Пачатковыя прыродазнаўча–геаграфічныя курсы ў школах Беларусі з канца ХVIII–да канца XIX стст. // Адукацыя і выхаванне. – 1998. – № 11. – С. 112–120.
36. Бригадин П.И. Минские губернаторы: история власти / П. И. Бригадин, А. М. Лукашевич. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 320 с.
37. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб.,1871–1904. – Т. 3, 4, 6, 7, 8, 11–17.
38. Розенштейн М.Л. Практическое руководство для родителей и учащихся. Правила приема в средние и высшие учебные заведения (мужские и женские) и права, даваемые ими. – Петроград: Изд. журнала «Жизнь и суд», 1915 г . – 272 с.
39. Закон о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений. – Казань: Централ. типогр., 1916. – 16 с.
40. Отчет Минской Воскресной женской школы за 1895/6 учебный год– Минск: Губернская типогр., 1897. – 16 с.
41. Отчет Минской дирекции народных училищ за 1869 г . – Минск: Типогр. губ. правл., 1869. – 76 с.
42. Устав женских гимназий ведомства учреждений Императрицы Марии. – СПб.: Тип. В.Д. Смирнова, 1906. – 71 с.
43. Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения: Справочная книга, составленная по официальным сведениям к 1-му января 1905 г . / Изд. Департамента Общих дел МНП. – СПб., 1907. – 329 с.
44. Сборник справочных сведений по МНП за 1862 и частью за 1863 и 1864 г . – Спб., 1864. – 39 с.
45. Памятная книжка Минской губернии за 1881 г ., за 1889 г ., за 1901 г – Минск: Изд-во Минского губернского статистического комитета, 1882. – 267 с.
46. Памятная книжка Минской дирекции народных училищ (за 1902/03, 1905/06 уч. годы). – Минск, 1903–1906.
47. Юбилейный сборник по случаю 300-летия воцарения дома Романовых (1613–1916 гг .): Работы учениц Гродненской Мариинской женской гимназии. – Гродно: Губерн. типогр., 1913. – 61 с.
48. Национальный исторический архив Беларуси в г. Минске (далее – НИАБ в г. Минске).
49. Перелыгина А.А. Система образования в Российской империи в конце XIX века: основные тенденции развития // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2016. – №3. – С.164-166
50. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской империи / Д.Л. Сапрыкин. – М.: ИИЕТ РАН, 2009. — 176 с.
51. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. — СПб., 1890—1907.
52. Памятная книжка Виленского учебного округа на 1895-1896 учебный год – Вильно: Издание Виленского учебного округа, 1896. – 170 с.
53. Памятная книжка Виленского учебного округа за 1915 год – Вильно: Издание Виленского учебного округа, 1915. – 470 с.
54. Императорский Московский университет: 1755-1917 : энциклопедический словарь / Андреев А. Ю., Цыганков Д. А.. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 584. — 894 с.
55. Галиуллина С. Д. Попечительство как форма государственной службы в Российской империи // Вестник Тамбовского университета. –2012. – №9. – С. 327-332