Введение
Раздел 1. Общая характеристика законодательства Республики Беларусь
Раздел 2. Особенности законодательства Республики Беларусь
Раздел 3. Источники законодательства Республики Беларусь в период с 2000 по 2013 годы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений. Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения [1, с. 139].
Наряду с понятием «форма права» зачастую употребляется понятие «источник права», однако данные понятия не тождественны. Если форма права показывает как организовано право, как оно выражено вовне, то источник права представляет собой систему факторов, предопределяющих со-держание права и формы его выражения [2, с. 188]
Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение [3, с. 20]
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с законодательными источниками Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанные с законодательными источниками Республики Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с законодательными источниками Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- дать общую характеристику законодательства Республики Беларусь;
- проанализировать особенности законодательства Республики Беларусь;
- рассмотреть источники законодательства Республики Беларусь в период с 2000 по 2013 годы.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Раздел 1. Общая характеристика законодательства Республики Беларусь
Нормативный правовой акт как форма права, а также как основной источник права Республики Беларусь, подробно будет рассмотрен далее в работе.
Помимо четырех вышеназванных видов форм права, Беляева О. М. также к ним относит религиозные тексты. Религиозные нормы играют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законы не могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных деятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например, в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран – священная книга всех мусульман; Сунна – жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма – согласие мусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс – суждение по аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии [2, с. 193].
Итак, форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятие «форма права» намного уже понятия «источник права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права.
Основными формами права являются правовой обычай, судебный пре-цедент, нормативный договор и нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты.
В Республике Беларусь главным источником права выступает нормативный правовой акт.
Раздел 2. Особенности законодательства Республики Беларусь
Действие нормативных правовых актов – это их действительное воздействие на общественные отношения. Каждый нормативный правовой акт предназначен для регулирования конкретных ситуаций, поэтому определение пределов его действия является обязательным условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание данного акта [22, с. 478].
Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
момент, с которого начинается действие (начало действия);
время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт(продолжительность действия);
момент, которым завершается действие (истечение действия) [15, с. 384].
Нормативные правовые акты вступают в силу:
либо с момента их принятия. Момент принятия нормативного правового акта – это момент его подписания. Закон считается подписанным также в том случае, когда Президент не возвращает какой-либо правовой акт на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь [16, ст. 100]. Закон Республики Беларусь вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок [10, ч. 1 ст. 65];
либо со времени, указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
либо по истечении определенного срока после их опубликования [9, с. 175].
Раздел 3. Источники законодательства Республики Беларусь в период с 2000 по 2013 годы
Законодательный процесс – это упорядоченная процедура принятия законов, включающая в себя ряд последовательных, логически завершенных этапов: от разработки законопроекта до мониторинга его реализации в качестве закона. Любые «неполадки» в законодательной процедуре отрицательно сказываются на качестве принимаемых законов, на эффективности правового регулирования в целом. Поэтому проблемам, возникающим в ходе законотворчества, и путям их должно уделяться повышенное внимание.
Одной из ключевых проблем законодательной политики является отсутствие какой-либо концепции развития законодательства. Оно развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов. Ясно, что движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую правовую систему мы хотим у себя иметь.
Эффективность законодательного процесса в настоящее время во многом снижается из-за отсутствия законодательно урегулированных механизмов, направленных на обеспечение ответственного поведения каждого из участников законодательного процесса, а процесс принятия законов на дан-ном этапе развития государства и его институтов пока нельзя отнести к деятельности государства, не имеющей резервов совершенствования.
Праву законодательной инициативы с точки зрения его конституционно-правовой природы применительно ко всем участникам законодательного процесса должна корреспондировать обязанность по надлежащему обеспечению общества и государства таким законодательством, которое в полной мере направлено на обеспечение и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также на эффективное закрепление признаков Белорусского государства, как суверенного.
Заключение
Итак, форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны между собой, но не тождественны. Понятие «источник права» намного шире понятия «форма права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права.
Основными формами права являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь основными формами права выступают нормативные правовые акты, нормативные договоры и в ограниченной мере правовые обычаи.
Нормативный правовой акт как форма права – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся Конституция Республики Беларусь, решение референдума, программный закон, кодекс Республики Беларусь, за-кон Республики Беларусь, Декрет Президента Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь, Директива Президента Республики Беларусь, постановления палат Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила и другие.
1. Матузов, Н.И. Теория государства и права : Учебник / Н.И. Матузов, А.В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. - 245 с.
2. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
3. Кузина, И.Л. Архивное право : Учебное пособие / И.Л. Кузина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
4. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства : учебник / В.С. Нерсесянц. –М. : ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
5. Мелехин, А.В. Теория государства и права : учебник / А.В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
6. Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
7. Абдулаев, М.И. Теория государства и права : Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
8. Шевчук, Д.А. Теория государства и права : Конспект лекций / Д.А. Шевчук. - М. : Эксмо, 2009. – 299 с.
9. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 384 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З : с изм. и доп. : текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. – Минск : Дикта, 2004. – 59 с.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т.Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т.Н. Радько. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. - 568 с.
12. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства : Учебник / В.В. Лазарев. - 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
13. Бочков, А.А. Общая теория права : методические рекомендации : в 3 ч. / А.А. Бочков, В.В. Янч. - Ч. 3. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - 50 с.
14. Чиркин, В.Е. Сравнительное правоведение / В.Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
15. Чепурнова, Н.М. Теория государства и права : Учебное пособие / Н.М. Чепурнова, А.В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
17. О Президенте Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 428-З. - 2/203.
18. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д.А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
19. Василевич, Г.А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
20. Сенькова, Т.В. Общая теория права : Краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. - Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. - 26 с.
21. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
22. Скакун, О.Ф. Теория государства и права : Учебник / О.Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - 704 с.
23. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2013. - № 6. - 1/14651.
24. Калинин, С.А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С.А. Калинин // Право.by. – 2010. - № 1. – С. 163-167.
25. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосовани-ем 12 дек. 1993 г. : офиц. текст. – М. : Юрист, 2005. – 56 с.
26. Конституция Испании // Европа без посредников [Электронный ре-сурс]. - 2016. - Режим доступа : http://www.domeuropa.eu/leys/23-fales/50-konstitucziya-ispanii.
27. О правовом положении иностранных граждан и лиц без граждан-ства в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2016. - № 414-З. - 2/2411.