Введение
Глава 1. Документальный порядок оформления постановки плательщика на учет в налоговом органе
Глава 2. Особенности оформления заявлений о постановке на учет в налоговых службах
Глава 3. Порядок учета внесения изменений в сведения о плательщиках
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность организации невозможна без огромного количества документов, циркулирующих в сфере выполнения различных процедур.
Работа с документами в любой организации, в том числе и в налоговых органах, строится на основе нормативных правовых и методических актов, касающихся вопросов документирования и работы с документами. Методическое регулирование делопроизводства позволяет грамотно организовать всю систему делопроизводства организации в целом.
Данное регулирование осуществляется с помощью нормативно-методической базы делопроизводства, без знания которой невозможно правильно создать и оформить документы, придав им юридическую силу. Такая база делопроизводства включает в себя нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение на республиканском уровне.
Совершенствование работы налоговых органов, оперативность и качество решения вопросов, а также деятельность налоговой системы в целом, в значительной мере зависят от организации использования и хранения документов, в том числе и от их систематизации и классификации.
Налоговые органы Республики Беларусь представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и других обязательных платежей. Поэтому немаловажное значение для полноценного выполнения данных функций налоговых органов играет документационное обеспечение.
Любое государство может существовать только тогда, когда обладает определенной материально-финансовой базой. Налог – это платеж, связанный с государством.
Учет плательщиков – это информационная основа всей налоговой работы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей инспекции.
Вопросам документирования в налоговых органах исторически уделялось очень мало внимания. Проблемы формирования и совершенствования документооборота и документирования налоговых органов Республики Беларусь до настоящего времени в Республике Беларусь практически не подвергались изучению. В исторической и документоведческой литературе предшествующего периода можно найти освещение только отдельных
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТАНОВКИ ПЛАТЕЛЬЩИКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
Каждый гражданин и юридическое лицо обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы. В связи с этим юридические лица и граждане постоянно взаимодействуют с налоговыми органами по вопросам, связанным с учетом налогоплательщиков, исчислением и уплатой налогов и сборов. Не всегда эти отношения строятся бесконфликтно. Часто причиной этого является несоблюдение участниками налоговых правоотношений возложенных на них обязанностей, особенно при осуществлении налоговых процедур. Налоговым законодательством детально закреплен ряд важнейших процедур налоговых правоотношений. Так, одной из основных налоговых процедур является процедура постановки налогоплательщиков на налоговый учет.
Учет налогоплательщиков – одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциями контроля за своевременным внесением налогоплательщиками налоговых платежей в бюджеты всех уровней.
Постановка плательщиков на учет в налоговом органе осуществляется на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе и документов (сведений), представляемых одновременно с указанным заявлением. Форма заявления закреплена в постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь № 96 от 31 декабря 2010 г. [3].
Следует отметить, что порядок регистрации плательщиков имеет свои особенности.
Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, установленном Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь [8].
Налоговый орган осуществляет постановку плательщика на учет с присвоением учетного номера плательщика (далее – УНП) и выдачей извещения о присвоении УНП в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления о постановке на учет в налоговом органе с представлением необходимых документов (сведений).
Информация о получении и возврате электронных копий файла информационных карт, передаче электронной копии файла извещения о присвоении УНП в автоматизированную информационную систему «Взаимодействие» отражается инспекциями Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям, городу Минску в электронных журналах учета загрузки и передачи информации;
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ
В современном обществе не обойтись без документального подтверждения всех процедур. Так и при постановке на учет в налоговом органе необходимо проведение такой процедуры, как подача заявления о постановке на учет. Само заявление, как и любой документ имеет свои отличительные особенности.
Форма заявления закреплена в постановлении Министертсва по налогам и сборам от 31.12.2010 № 96.
При постановке на учет хозяйственной группы указываются полное наименование хозяйственной группы, слова «(хозяйственная группа)» и наименование центральной компании, головной организации или участника хозяйственной группы, наделенного полномочиями по ведению дел такой группы (далее – головная организация хозяйственной группы) [10, С.14].
При постановке на учет простого товарищества указываются наименование (фамилия, собственное имя, отчество) юридического лица (физического лица) – участника договора, на которое возложено ведение дел простого товарищества (далее – товарищ) и слова «(простое товарищество)».
Количество символов при заполнении пункта 1 не должно превышать 250. Разрешается использовать любые буквы и цифры, а также следующие специальные знаки: "-" (дефис), "/" (дробь), "." (точка), "," (запятая), """""" (кавычки), "()" (скобки).
В пункте 2 указывается сокращенное наименование плательщика в соответствии с учредительными документами, нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми он образован.
Бланк заявления заполняется в следующем порядке [3].
Реквизит «УНП» заполняется инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по области, городу Минску.
В верхней части документа указывается наименование налогового органа, в который представляется заявление.
В пункте 1 указывается полное наименование (включая указание на организационно-правовую форму) плательщика. Наименование указывается в соответствии с учредительными документами, нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми образован плательщик.
При постановке на учет хозяйственной группы указываются краткое наименование хозяйственной группы, слова "(хозяйственная группа)" и
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК УЧЕТА ИЗМЕНЕНИЙ СВЕДЕНИЙ О ПЛАТЕЛЬЩИКАХ
Учет изменений сведений о налогоплательщике - организации осуществляют налоговые инспекции.
Полномочия представителей плательщика на представление сведений подтверждаются в порядке, установленном статьями 25 и 27 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и иными законодательными актами [3].
В случае изменения места нахождения организации или места жительства физического лица, влекущего необходимость постановки плательщика на учет в другом налоговом органе, плательщик на основании представленного им заявления либо информации государственного органа, в том числе регистрирующего, подлежит снятию с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения или жительства и постановке на учет в налоговом органе по новому месту нахождения или жительства [4].
Плательщики сообщают в налоговый орган по месту постановки на учет в письменном виде по почте или нарочным сведения, указанные в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, а плательщики, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению, - также об изменении иных сведений, указанных в заявлении, в срок не позднее одного месяца со дня таких изменений, если иной срок не установлен законодательными актами.
Заявление должно содержать сведения, указанные в пункте 3 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года "Об основах административных процедур" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 264, 2/1530), а также адрес нового места нахождения или места жительства [1].
Сообщение об изменении сведений о плательщике в части изменения сведений об обособленных подразделениях юридического лица подается плательщиками-организациями.
После получения сообщения об изменении сведений о плательщике уполномоченное должностное лицо налогового органа заполняет следующие формы документов:
"Изменение сведений о плательщике" согласно приложению 18 к настоящей Инструкции;
"Изменение сведений о физическом лице";
"Сведения об открытии плательщиком счета"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотное ведение налогового учета дает возможность организации успешно развиваться в условиях меняющихся требований в налоговом законодательстве и налоговых органов.
В структуре налоговой работы важное место занимает учет налогоплательщиков. Он создает предпосылки для осуществления контроля за пра¬вильностью вычисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и целевые фондов.
Учет плательщиков осуществляется посредством постановки плательщиков на учет в налоговых органах; учета изменений сведений о них, представляемых при такой постановке, и учета сведений о счетах плательщиков в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь. Постановка завершается присвоением плательщику учетного номера плательщика (УНП) и выдачей извещения по установленной форме, которое является документом, удостоверяющим это действие.
Постановка плательщиков на учет в налоговом органе осуществляется на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе и документов (сведений), представляемых одновременно с указанным заявлением. Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, установленном Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь
Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, а также порядок их заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
К основным процедурам, связанным с учетом налогоплательщиков, можно отнести следующие: получение от плательщика пакета документов, необходимых для постановки на учет, их проверка, включение информации о налогоплательщике в базу данных и присвоение ему удентификационного номера (УНП); получение от плательщика информации о внесении изменений в первоначально предоставленный пакет документов и включение информации об изменении документов налогоплательщика в базу данных; получение и включение в базу данных сведений о налогоплательщиках из иных источников (не от налогоплательщика); выдача плательщику Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также - различных справок, необходимых для осуществления им хозяйственной деятельности.
1. Об основах административных процедур : Закон Респ. Беларусь, 28 окт. 2008 г. № 433-З // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
2. О взаимодействии государственных органов, иных организаций с использованием автоматизированной информационной системы "Взаимодействие»: постановление Министерства Совета Министров Респ. Беларусь, 02 фев. 2009 г., № 141 // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
3. Об установлении форм заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, утверждении Инструкции о порядке заполнения заявлений о постановке на учет в налоговом органе и сообщения юридического лица о создании филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридического лица, Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, о внесении изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 ноября 2003 г. № 103, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление Министерства по налогам и сборам Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 96 // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
4. Об утверждении Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь: Постановление Министерства по налогам и сборам № 127 от 31.12.2003 // Консультатнт Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
5. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 19 янв. 2009 г., № 4: в ред. постановления М-ва юстиции Респ. Беларусь от 15.01.2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
6. Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения: постановление М-ва юстиции Респ. Беларусь, 24 мая 2012 г., № 140 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
7. Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации: требования к оформлению док.: СТБ 6.38-2004 : введ. 1 июля 2005 г. Уніфікаваныя сістэмы дакументацыі Рэспублікі Беларусь. Сістэма арганізацыйна-распарадчай дакументацыі: патрабаванні да афармл. дак.: СТБ 6.38-2004 : Введ. 1 июля 2005 г. – Минск: Госстандарт: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2005. – 42 с.
8. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г., № 166-З (в ред. Закона от 30.12.2015 г., № 343-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2016.
9. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово–экономических расчетах, ценообразовании: (теория, практика) : [учебное пособие] / С. И. Адаменкова. – 3–е изд., доп. и перераб. – Минск : Элайда, 2005. – 567 с. 2.
10. Барсегян, Л. М. Финансовая система государства : курс интенсивной подготовки / Л. М. Барсегян. – Минск : Тетралит, 2013. – 318 с.
11. Василевская, Т. И. Налогообложение организаций и оптимизация налоговых платежей: [с учетом изменений законодательства Республики Беларусь в 2011 г.] : учебно–методическое пособие / Т. И. Василевская. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 80 с. : табл
12. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство / Э.Н.Давыдова. Мн.: ТетраСистемс, 2015. – 226 с.
13. Ерохова В. В Инструкцию о порядке учета налогопдательщиков внесены изменения / В. Ерохова // Налоговый вестник. – 2007. № 21. – С. 21-22.
15. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение: Практикум. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,М 2001.−262с.−(Серия “Высшее образование”).
16. Паневчик, В. Деловое письмо / В.В.Паневчик.Мн.,Амалфея, – 2015. – 250 с.