Особенности организации уроков в первом классе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности организации уроков в первом классе»
по дисциплине: «Начальное образование»
2021
45.00 BYN
Особенности организации уроков в первом классе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Начальное образование
Организация: Средняя школа №11, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1. Урок как форма обучения младших школьников
1.2. Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения в первом классе
1.3. Особенности организации уроков в первом классе
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1. Организация и методики исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Урок в первом классе строится на таких же принципах, как и уроки в среднем звене, однако имеет и свою специфику. Урок в первом классе построен на тех же дидактических принципах, которые общеприняты в начальной школе, но их практическое применение имеет свою специфику. Это обусловлено, прежде всего, психологическими особенностями детей в возрасте шести лет и задачами преподавания в первом классе.
Структура урока в первом классе должна быть гибкой и соответствовать особенностям восприятия учеников и конкретным образовательным целям. Универсальной структуры не может быть, но типичными элементами каждого урока являются комплексы дидактических игр, задания, способствующие развитию психических способностей детей: рассказ и беседа учителя, практические действия учеников, физкультминутки (двигательные, укрепляющие и для коррекции зрения).
Учебная деятельность шестилетних детей организуется в форме индивидуальной, парной и групповой работы. Создаются благоприятные условия для высокой активности каждого ребенка в решении познавательных задач.
Детям предлагаются собственные пути решения, они отстаивают собственную точку зрения, независимо от того, совпадает ли она с мнением и точкой зрения других или нет. Им предоставляется возможность проконсультироваться со сверстниками, учителем, коллективно найти способ решения поставленной учителем задачи.
Актуальность исследования определяется наличием противоречий между спецификой процесса обучения в первом классе и выбором оптимальных средств и методов реализации данных специфических особенностей на практике. Из данного противоречия вытекает проблема исследования: Какие особенности организации уроков в первом классе необходимо знать и учитывать в своей работе каждому учителю?
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
1.1 Урок как форма обучения младших школьников
С точки зрения целостности педагогического процесса, основной организационной формой обучения является урок. Она отражает преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовом охвате учащихся обеспечивает организационную ясность и непрерывность педагогической работы. Это экономически выгодно, особенно по сравнению с индивидуальной формой организации обучения.
Знание преподавателем индивидуальных особенностей учащихся позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого учащегося. Классно-урочная система обучения, как никакая другая, предполагает тесную взаимосвязь обязательной учебной и внеклассной (внеклассной) работы. Наконец, ее неоспоримым преимуществом является способность органично сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения в рамках урока [2, с.33].
Урок является основной формой организации обучения в начальной школе, в которой преподаватель в течение определенного времени ведет учебно-познавательную деятельность постоянной группы учащихся (класса), учитывая особенности каждого из них, используя средства и методы обучения, создавая благоприятные условия для овладения знаниями, навыками и умениями и личностного развития всех учащихся.
В этом определении можно выделить особенности, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, управление деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них, овладение азами, изучаемыми непосредственно в классе.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ В ПЕРВОМ КЛАССЕ
2.1 Организация и методики исследования
Данное исследование направлено на изучение особенностей уроков в первом классе для формирования целостного представления о психологических и организационных моментах организации уроков на первой ступени первого общего образования.
База исследования: ГУО «Средняя школа №11» г. Гродно. В исследовании приняли участие 15 учащихся первого класса в возрасте 6-7 лет. Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Также в исследовании приняли участие 5 педагогов начальных классов в возрасте 25-35 лет. Данная группа включала в себя исключительно женщин.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе проведенного теоретического исследования нами были выделены следующие особенности организации уроков в первом классе: наличие определенной психолого-педагогической атмосферы, формирование определенного отношения педагога к учащимся и процессу обучения, формирование позитивного мироощущения, формирование индивидуального подхода к обучению каждого отдельно взятого ребенка.
Специфическими особенностями организации уроков в первом классе являются такие особенности как отсутствие оценочной системы, оптимальный уровень наполняемости класса, отсутствие домашнего задания, а также формирование оптимального режима труда и отдыха.
Проведенное эмпирическое исследование обосновало вышеперечисленные особенности. Так, нами было определено, что около 10% опрошенных педагогов указывают на отсутствие определенной специфики в рамках обучения в первом классе. Около 90% педагогов указывают на наличие определенных сложностей в рамках обучения первоклассников.
Также, в рамках эмпирического исследования мы смогли отметить, что педагоги в полной мере осознают наличие определенных трудностей в процессе обучения детей в первом классе. Привлечение детей в рамках адаптации к школьному обучению как трудность отмечена у 20% опрошенных респондентов. Большинство педагогов указывают на то, что проблемой организации уроков в первом классе является формирование сознательной дисциплины.
1. Абасов, З. А. «Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация» // Инновации в образовании – 2013. – №3. – С. 118-130.
2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Юнис, 2006. – С. 220
3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в школе / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2009. – С. 56.
4. Баскова, Т. Н. Бисер. Уроки в начальной школе / Т.Н. Баскова. – СПБ : Паритет, 2012. – 192 с.
5. Бейзеров, В. А. Проблемное обучение В. А. Бейзеров // Образование в современной школе – 2010 – №12 – С.48-52.
6. Боголюбов, Л. Н. Методика преподавания в школе / Л. Н. Боголюбов. – М. : Владос, 2009. – 155 с.
7. Булахова, М. М. Русский язык. Пишем грамотно в начальной школе / М. М. Булахова. – СПБ. : Питер, 2012. – С.128.
8. Бурдов, Г. И. Почему забывают о проблемном обучении / Г. И. Бурдов // Открытая школа. – 2010. – № 6. – С.12-14.
9. Волковский, Д. Л. Методики в начальной школе / Д. Л. Волковский. – СПБ. : «Книга по Требованию», 2012. – С.298.
10. Ермаков, Д. Обучение решению проблем /Д. Ермаков // Народное образование. – 2013. – № 9. – С.38-43.
11. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения / С. С. Кашлев. – Минск: Тетра Системс, 2013. – С 224.
12. Китанина, Т. В. Проблемный подход к обучению на уроках информатики. / Т.В. Китанина // Начальная школа плюс до и после – 2013. – № 1. – С.44-46.
13. Кульневич. С. В., Лакоценина Т. П. «Педагогика нового времени. Нетрадиционные уроки в начальной школе» / Т.П. Лакоценина // Т. Ц. «Учитель». – 2008 – С. 224
14. Лобашев, В. Д. Характеристики проблемно-задачного обучения / В.Д. Лобашев// Школьные технологии. – 2013. – № 4. – С.163-176.
15. Мартиросян, Б. П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях / Б. П. Мартиросян // Педагогика – 2008. – №7. – С.25-32
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 55%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты