Социально-педагогическое взаимодействие с группами различной направленности, детскими и молодежными общественными объединениями
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социально-педагогическое взаимодействие с группами различной направленности, детскими и молодежными общественными объединениями»
по дисциплине: «Теоретические основы социальной работы»
2021
45.00 BYN
Социально-педагогическое взаимодействие с группами различной направленности, детскими и молодежными общественными объединениями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теоретические основы социальной работы
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРУПАМИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ДЕТСКИМИ И МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДЕНЕНИЯМИ
1.1 Классификация подростковых и молодежных групп различной направленности
1.2 Характеристика неформальных объединений различных типов самодеятельности
1.3 Дезориентация и реорганизация, как технологические механизмы влияния на асоциальные группы
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДЕНЕНИЙ
2.1 Направления и формы работы общественных объединений учащихся в условиях школы
2.2 Программно-вариативный подход и принципы организации деятельности официальных и неформальных объединений учащихся в условиях образовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Круг субкультур разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, этническими особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию. Они, как правило, не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики.
В работе рассматриваются типы и виды объединений молодежи. Типология молодежных групп представлена в многообразии подходов к классификации неформальных молодежных организаций.
Проблемой взаимодействия с детскими и молодежными группами различной направленности, общественными объединениями занимались такие авторы как Минова, М.Е., Омельченко Е. Л, Битянова М. Р., Мудрик А.В., Сундиев И. Ю. Нечаев С.А. и др.
За экономию на социальном здоровье молодежи и недооценку важности комплексных медико-психологических и социально-педагогических мер социальной превенции приходится дорого платить уже в настоящем и еще дороже - в недалеком будущем. Цена эта - несостоявшиеся судьбы молодых людей, которые сегодня причиняют общественное зло своими социальными отклонениями, а завтра не смогут воспроизвести здоровое в физическом и духовном отношении потомство, ради которого, в конечном счете, и предприняты все кардинальные политические и экономические преобразования в нашем отечестве.
Объект: группы различной направленности, детские и молодежные общественные объединения.
Предмет: особенности социально-педагогического взаимодействия с группами различной направленности, детскими и молодежными общественными объединениями.
Цель: изучить социально-педагогическое взаимодействие с группами различной направленности, детскими и молодежными общественными объединениями.
Задачи:
1. Изучить классификации подростковых и молодежных групп различной направленности.
2. Охарактеризовать неформальные объединения различных типов самодеятельности.
3. Рассмотреть технологические механизмы влияния дезорганизации и реорганизации на асоциальные группы.
4. Исследовать направления и формы работы общественных объединений учащихся в условиях школы.
5. Разработать программу профилактики вступления учащихся в неформальные асоциальные объединения.
Методы научного исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРУПАМИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ДЕТСКИМИ И МОЛОДЕЖНЫМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДЕНЕНИЯМИ
1.1 Классификация подростковых и молодежных групп различной направленности
Молодежное движение в Республике Беларусь - это совокупность детских и молодежных объединений, реализующих ценности, права и интересы детей, подростков, молодежи.
Детское общественное объединение - общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение общественного становления и всестороннего развития общества. дети.
Молодежное общественное объединение - это общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение общественного образования и всестороннего развития, развитие молодежи.
Детско-юношеские общественные объединения целесообразно рассматривать как добровольные, самоуправляющиеся общественные образования детей, подростков, молодежи и взрослых, разделяющие их ценности, взаимодействующие в процессе достижения цели, провозглашенной в Уставе или ином регулирующем их деятельность документе [1].
Основаниями для классификации детских и молодежных движений, детских и молодежных объединений в Республике Беларусь являются: общественно-правовой статус (официальный, формальный, неофициальный, неформальный, просоциальный, асоциальный, антисоциальный и др.); ценности, цели и содержание деятельности (гражданские, патриотические, демократические, социалистические, националистические, конфессиональные, миротворческие, экологические и др.); количественные показатели (большие, малые, микрогруппы); территориальный признак (международный, национальный, региональный, местный); возрастная группа (дети, подростки, подростки, молодежь); гендерная идентичность членов ассоциаций (однополых групп) [1].
По социально-правовому статусу условно можно выделить три группы (типа) детских и молодежных объединений.
Первая группа объединяет детские и молодежные общественные объединения, официально зарегистрированные в Министерстве юстиции, имеющие уставы, принципы, нормы и правила функционирования, фиксированный состав, руководящие, исполнительные и контрольные органы самоуправления и порядок их избрания, ротации. подотчетность, закрепленная в Уставах.
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДЕНЕНИЙ
2.1 Направления и формы работы общественных объединений учащихся в условиях школы
В качестве нормативных документов этих объединений служат разработанные самими участниками нормативные документы, положения, согласованные с администрацией учреждений образования.
К ним относятся объединения юных инспекторов движения (ЮИД), друзей милиции, пограничников, экологов, корреспондентов (юнкоров), миротворческие, краеведческие, поисковые, туристические, спортивные, юнкоровские, волонтерские объединения, органы детского и молодежного самоуправления, объединения по интересам детей и молодежи, действующие в учреждениях образования.
ЮИД, юные друзья милиции, пограничники, миротворцы, экологи, туристы, поисковые группы и другие объединения организуют своих участников на образовательную и социально значимую деятельность по конкретному направлению: соблюдение правил дорожного движения, охрана правопорядка, миротворчество, защита природы, туризм, краеведение и т.д [3].
Волонтерское движение включает разнообразные волонтерские формирования: волонтерские группы, клубы, команды, отряды милосердия, бригады и др. К волонтерскому движению относятся также волонтерские объединения, действующие в рамках тимуровского движения БРПО, волонтерского движения «Добрые сердца» БРСМ, детские и молодежные волонтерские группы Белорусского общества Красного Креста, Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, Лиги добровольного труда молодежи и других общественных объединений. Их участниками могут стать дети, подростки, молодежь, не являющиеся членами указанных общественных объединений. Волонтерские формирования осуществляют общественно значимую деятельность как в определенной сфере (например, помощь людям с ограниченными возможностями), так и в разных сферах.
Все эти различные детские и юношеские движения и ассоциации имеют разный статус (международные, республиканские, региональные и местные ассоциации) в зависимости от места нахождения и количества участников, но они не зарегистрированы в установленном законом порядке. Как правило, эти движения и объединения не имеют уставных документов, членство в них временное, не фиксированное, их деятельность направлена на решение актуальных и специфических (специализированных) проблем.
В настоящее время в школе существует множество различных форм детских и юношеских объединений: союз, федерация, ассоциация, содружество, команда, организация, компания, клуб, команда, звено, группа, команда и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно выделить три группы (типа) молодежных объединений. Первая группа объединяет официально зарегистрированные в Министерстве юстиции детские и молодежные общественные объединения. Вторая группа объединяет детские и молодежные движения, объединения по интересам детей и молодежи, которые не зарегистрированы в Министерстве юстиции. Третья группа включает неформальные детские и молодежные объединения и субкультуры.
Выделяют следующие разновидности неформальной самодеятельности: агрессивная самодеятельность (базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе силы), эпатажная самодеятельность (в ее основе вызов сложившимся нормам, канонам, правилам, мнениям как в наиболее простых областях жизни - одежде, прическе, так и в более сложных - искусстве, науке), альтернативная самодеятельность (характеризуется выработкой альтернативных моделей поведения, форм проведения досуга, статических норм, образа жизни, общепринятым, официальным, рекомендуемым моделям, что является отличительной чертой всего современного «неформалитета), социальная самодеятельность (нацелена на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед различными по своей численности и направленности группами), политическая самодеятельность (направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с идеями, провозглашаемыми конкретной группой).
Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений предполагает не узконаправленную деятельность по «выводу» учеников из-под влияния «неформалов», но на основе глубокого изучения личности оценку их актуального состояния, возможных перспектив развития, ориентацию на совокупность трех направлений: психологического, социального, педагогического с целью переориентации на просоциальный жизненный путь. Важно использовать механизмы дезорганизации (разрушение структуры асоциальной группы) и реорганизации (изменение направленности группы). Для переориентации асоциальных групп используются предупреждающие, пресекающие, разобщающие методы. Процесс переориентации складывается из трех компонентов: этапа групповой автономии, лидерской реорганизации, слияния группы с коллективом клуба, класса.
Наиболее распространенные формы объединения интересов в школе - кружок, клуб, секция, студия, лаборатория, мастерская. Все формы детско-юношеского движения в школах должны являться предметами педагогической поддержки. Учителя также часто становятся инициаторами создания, руководителями детских и юношеских объединений, вместе с детьми и молодежью определяют задачи, содержание, методы и формы работы, организуют и сопровождают мероприятия.
1 Кабуш, В.Т. Моральные ценности детского объединения / В.Т. Карбуш // Праблемы выхавання. - 2003. -№ 6. - С. 73-83.
2 Программа мер по реализации Концепции развития детского движения в Республике Беларусь на 2003-2005 годы // Вестник детского движения. - Минск, 2003. - № 2. - С. 5-10.
3 Минова, М.Е. Классификация, сущность и функции детских и молодежных объединений в Республике Беларусь / М.Е. Минова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2015. - №.4. – С. 87-95
4 Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко ; Ин-т социологии РАН. - М. : Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. - 264 с.
5 Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 576 с.
6 Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М., 2001. – 148 с.
7 Мудрик, А.В. Социализация человека. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2011. – 167 с.
8 Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И.П. Башкатов. М. : Изд-во «Информпечать»., 2007. - 336 с.
9 Гогуева, М.М, Соловьева, О.В. Негативное влияние субкультуры на развитие личности подростка / О.В. Соловьева, М.М. Гогуева // Современная преступность: состояние, проблемы, перспективы противодействия: Сборник научных статей в трех томах. Том 2. – Нальчик: Нальчикский филиал Краснодарского университета МВД России, 2009. – С. 23-31
10 Сундиев, И.Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика). Саратов,2008. - 158 с.
11Александров, Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М.: Права человека., 2007 - 125 с.
12 Косарецкая, С.В., Синягина, Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. М.: Владос, 2004 – 193 с.
13 Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И. П. Лановенко. - Киев: Наук. думка, 1981. – 96 с.
14 Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
15 Ульянова, И.В., Нечаев, С.А. Формирование смысложизненных ориентаций личности как профилактический фактор вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения деструктивной направленности / И.В. Ульянова, С.А. Нечаев // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве. Ч. 3. М: Педагогика, 2007. - С. 183-187.
16 Аронсон, Э. Социальная психология : психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон. – Москва : Прайм-Еврознак, 2012. – 342с.
17 Базайкина, Т. В. Организация системной профилактики девиантного поведения подростков / Т. В. Базайкина, Л. И. Кундозерова, С. М. Милинис // Современные наукоемкие технологии, 2014. – № 5 – С. 44-45.
18 Николаев, Г.А. Молодежные и детские общественные объединения - кадровый резерв органов молодежной политики / Николаев Г.А. // Народное образование. - 2005. - №3. - С. 88-92.
19 Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / Семенов В.Е. // СОЦИС. - 2007. - №4. - С. 37-43.
20 Нечаев, С.А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 331-338.
21 Ульянова, И.В., Нечаев, С.А. Профессиональная подготовка современного учителя к работе с учащимися из неформальных молодежных объединений / И.В. Ульянова С.А., Нечаев // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы. Ч.2. М.: МАНПО, 2007. С. 705-711.
22 Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стерео¬тип. — М.: Академия, 2004. — 272 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты