Формирование оценки знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование оценки знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование оценки знаний учащихся первого класса в условиях безотметочного обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность оценки знаний
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Условия безотметочного обучения
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы и способы оценки знаний учащихся первого класса в процессе обучения
2.2 Оценка знаний учащихся первого класса в процессе обучения
2.3 Педагогическое взаимодействие педагога и учащихся в процессе оценки знаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальности исследования. Одной из главных и наиболее актуальных проблем современного образования является проблема организации системы контроля и оценки знаний. Объективный и рациональный контроль стимулирует познавательную активность учащихся, их интерес к обучению; недостаточный контроль, напротив, отталкивает любой интерес. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, и смещение акцента с предметных знаний и навыков как основной цели образования на формирование общеобразовательных навыков, развитие самостоятельности образовательной деятельности, также влекут за собой изменение системы контроля и оценки в начальной школе.
В течение длительного времени начальная школа в системе образования рассматривалась как этап обучения, на котором человек должен овладеть основными навыками чтения, письма и счета, необходимыми для продолжения образования. Однако в последнее время, в связи с изменением социальной ситуации в нашей стране и появлением новых требований к образовательной сфере, изменились и цели начального образования.
Сформулированные социальные требования и стандарты подразумевают повышение профессиональных навыков учителя, что напрямую связано с необходимостью разработки и внедрения современной системы оценки и контроля в образовательном процессе, которая позволяет учителю обеспечивать обратную связь в учебном процессе и получать своевременную и достоверную информацию о качестве преподавания и уровне знаний и умений молодых учащихся.
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки существует уже давно, и накоплен значительный объем знаний по этой проблеме. Это работы отечественных и зарубежных психологов, преподавателей и методистов: Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Тализина, Д.Б. Эльконин. Поиск новых путей оценивания, основанных на гуманизме и сотрудничестве учителя и ученика, отражен в работах Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, С.Н. Лысенковой и др.
Однако в этой области имеется ряд нерешенных проблем. Так, отмечается, что традиционная система оценивания является малоинформативной, не дает полной возможности формирования у учащихся младшего школьного возраста оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию обучения, часто носит травматичный характер. Именно поэтому вопросы неконкурентной оценки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы недостаточно развиты.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 Сущность оценки знаний
Проблема оценки знаний, умений и навыков учебной деятельности учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. Неотъемлемой частью контроля является оценка, которая остается важнейшим показателем формирования учебной и познавательной активности младших учащихся.
В педагогическом словаре под редакцией Кайрова найдено следующее определение: «Оценка – это определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени овладения учащимися знаниями, способностями и навыками, установленной программой, уровня усердия и состояния дисциплины» [14, с. 121].
Педагогическая энциклопедия имеет несколько иное определение: «Оценка знаний учащихся – это определение степени овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в соответствии с требованиями школьных программ» [8, с. 183].
Таким образом, оценка – это определение качеств достигнутых школьных результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности учащегося, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
– качество усвоения предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
– степень формирования учебной активности младшего ученика (коммуникативная, читательская, трудовая, художественная);
– степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, слаженно выражать свои мысли, творчески решать задачи и т.д.) [19, с. 193].
– уровень развития познавательной деятельности, интересы и отношение к учебной деятельности, степень усердия и трудолюбия.
Первый параметр оценивается баллом, остальные – устными суждениями. В современной школе особое внимание следует уделять необходимости усиления роли постоянного мониторинга уровня когнитивных интересов и независимости учащегося. Следует проводить различие между оценкой и баллами. Оценка проводится в письменной и устной (устной) формах. Письменная оценка постепенно уступает место устной. В дополнение к этому, «Руководящие принципы для первого класса» предлагают учителям отойти от использования оценок и принять подход «без оценивания».
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1 Методы и способы оценки знаний учащихся первого класса в процессе обучения
Тестирование и оценка знаний, навыков и способностей учащихся являются важным структурным компонентом процесса обучения, и в соответствии с принципами последовательности, последовательности и долговечности обучения должны проводиться в течение всего периода обучения. Оценка знаний и навыков учащихся является важным звеном в процессе обучения, успех обучения во многом зависит от его правильной формулировки. В методической литературе считается, что оценка – это так называемая «обратная связь» между преподавателем и учащимся, этап учебного процесса, когда преподаватель получает информацию об эффективности преподавания предмета. В соответствии с этим выделяются следующие цели оценивания знаний и умений учащихся:
– диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;
– фиксация эффективности отдельного этапа учебного процесса;
– определение конечных результатов обучения на разных уровнях.
При подготовке к уроку преподаватель должен помнить, что поиск необходимых форм оценивания и его организация являются важнейшей задачей преподавателя. Кто, когда, сколько учеников, по каким вопросам, какими средствами следует задавать и оценивать – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку [10, с. 10].
В то же время, необходимо подумать о том, что должны делать ученики младших классов во время викторины, которую проводит их сверстник. У каждого учителя должна быть своя система оценивания, которая должна включать в себя разнообразные инструменты и методики, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно следит за их прогрессом, уровнем и качеством усвоения знаний. Оценка всегда направлена «внутрь» личности учащегося, в то время как оценка направлена на общество. Оценка носит эмоциональный характер, отметка формализована эмфатически. Оценка должна отвечать следующим требованиям:
– объективность – оценка не должна зависеть от человека, который ее дает;
– точность – оценка должна соответствовать истинному качеству знаний учащегося;
– доступность – оценка должна быть понятна учащемуся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка – это определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени овладения учениками знаниями, способностями и навыками, установленной программой, уровня усердия и состояния дисциплины. Оценка знаний учащихся – это определение степени овладения учениками знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями школьных программ. Оценка – это определение качеств достигнутых школой результатов обучения.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений, которые происходят с личностью ребенка. Он чувствителен к развитию позитивных личностных качеств. Оформление независимости, нравственности, активности, появление устойчивых интересов и когнитивных мотивов предоставляют широкие возможности для обучения и воспитания детей.
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Цель безотметочного обучения – создание условий для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развитие у них внутренней мотивации учения, становление адекватной самооценки учащихся, развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся. Выделяются следующие цели оценивания знаний и умений учащихся: диагностика и коррекция знаний и умений учащихся; фиксация эффективности отдельного этапа учебного процесса; определение конечных результатов обучения на разных уровнях.
В 1 классах перешли на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья.
1. Абакумова, Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика / Н.Н. Абакумова, И.Ю. Малкова. Томск: Томский государственный университет, 2007. – 368 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики / Ш.А. Амонашвили. – М.: Амрита, 2012. – 30 с.
3. Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приёмы формирования адекватной самооценки / Е.Л. Алексеева // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 18-21.
4. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения / В.С. Безрукова // Директор школы. – 2004. – №3. – С. 128-145.
5. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е.Г. Бойцова // Журнал «Человек и образование», 2014. – № 1 (38). – С. 27-43
6. Витковский, А. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности. Учительская газета Первое сентября / А. Витковский, М. Пинская. – М., 2014. – 265 с.
7. Воронцов, А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования / А.Б. Воронцов // Начальная школа. – 2002. – № 3. – С. 89.
8. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 181-195.
9. Ефимчик, Е.В. Учиться не ради отметки. Система оценки знаний и приемы работы при безотметочном обучении / Е. В. Ефимчик, М. И. Казакевич, Т. К. Минец // Пачатковая школа. – 2012. – № 2. – С. 24-28.
10. Жукова, Н.Ф. Игровые приемы при безотметочном обучении / Н.Ф. Жукова // Пачатковая школа. – 2015. – № 9. – С. 14.
11. Калинина, Н.В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе: Практическое пособие / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
12. Ковальчук, Т.А. Формирующее оценивание или Оценивание для обучения / Т.А. Ковальчук // Пачатковая школа. – 2015. – № 1. – С. 4.
13. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. ... канд. псих. наук / Н.А. Курдюкова. СПб., 2011. – 26 с.
14. Мылова, И.Б. Инновации в образовательных технологиях. Учебно-методическое пособие / И.Б. Мылова. – СПБ.: СПБ АППО, 2012. – 254 с.
15. Пинская, М.А., Улановская И. М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2013. – 80 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 487 с.
17. Садовская, И.А. Формирование навыков самооценки в период безотметочного обучения / И.А. Садовская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 8. – С. 12-16.
18. Фёдоров, И.В. Организация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся при безотметочном обучении / И.В. Федоров // Пачатковае навучанне. – 2009. – № 9. – С. 14-17.
19. Хавелова, Н.А. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников / Н.А. Хавелова, Т.В. Меннибаева // Молодой ученый. – 2018. – № 41 (227). – С. 192-197.
20. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки / Г.А. Цукерман. – М: Рига, 2009. – 136 с.
21. Эльконина, Д. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова. – М., 2010. – 512 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты