Персонал в сфере культуры: требования, предъявляемые к работникам и проблемы их подготовки
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Персонал в сфере культуры: требования, предъявляемые к работникам и проблемы их подготовки»
по дисциплине: «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры»
2021
45.00 BYN
Персонал в сфере культуры: требования, предъявляемые к работникам и проблемы их подготовки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Менеджмент и маркетинг в сфере культуры
Организация: Белорусский государственный университет культуры и искусств, Мозырский государственный музыкальный колледж, УО и Детская школа искусств
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мозырский государственный музыкальный колледж.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мозырский государственный музыкальный колледж.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Детская школа искусств г. Мозырь.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты подготовки кадров в сфере культуры
1.1 Анализ системы подготовки работников в сфере культуры на современном этапе
1.2 Требования, предъявляемые к работникам культуры
ГЛАВА 2 Практические аспекты подготовки кадров в сфере культуры
2.1 Анализ системы подготовки работников в сфере культуры
2.2 Эффективные требования к работникам в сфере культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интеграция образовательной системы Республики Беларусь в единое образовательное пространство сопряжено с целым рядом проблем внутреннего характера. Наиболее значимыми среди них являются, с одной стороны, требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием, а, с другой – необходимость удовлетворения дефицита в квалифицированных кадрах в соответствии с тенденциями развития народного хозяйства и требованиями работодателей.
Особенно остро обозначенный комплекс проблем проявляется в сфере культуры в связи с возросшими потребностями населения в занятиях под руководством современных квалифицированных кадров.
В наше время существуют определенные особенности подготовки высококвалифицированных специалистов в разных сферах (образования, промышленная, экономическая, торговая) в том числе и в сфере социально-культурной. В Республике Беларусь подготовка специалистов осуществляется в различных учебных заведениях, как в высших, так и средне специальных. Однако мы не можем однозначно утверждать то, хорошие ли знания получают там учащиеся и насколько полноценно они смогут их применять в работе.
Интерес к данной теме проявляют как отечественные, так и зарубежные авторы. При написании курсовой работы были изучены аспекты социокультурного профессионального образования, представленные в работах А.И. Степанцова [4], Я.Д. Григоревич [5], Н.Н. Королёв [6] в которых раскрываются виды профессиональной деятельности и требования, предъявляемые к работникам сферы культуры, а также задачи, которые ставят перед работниками учреждений культуры; научные инновационных подходов в системе повышения квалификации и переподготовки кадров культуры представлены в работах Т.М. Бунтовской [12], Н.К. Бакланова [15].
Интерес ученых к данной проблеме свидетельствует об актуальности темы, но тем не менее требует изучения темы выбранной нами формулировки (Персонал в сфере культуры: требования, предъявляемые к работникам и проблемы их подготовки). Актуальность выбранной темы связана и с необходимостью актуализировать требования, предъявляемые к работникам культуры и выявить проблему их подготовки.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективные направления подготовки персонала в сфере культуры.
Объект исследования – сфера культуры.
Предмет исследования – требования к персоналу в сфере культуры и проблемы его подготовки.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Анализ системы подготовки работников в сфере культуры на современном этапе
Государственная кадровая политика в Беларуси является важнейшей составляющей в обеспечении динамического и устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития страны, в достижении более высокого качества жизни белорусского народа. Современная система кадров сферы культуры Беларуси, ее структура являются результатом государственной политики расширения и углубления роли культуры в государственном строительстве. Высококвалифицированные специалисты вносят значительный вклад в социальный прогресс страны, удовлетворяя основные художественные культурные потребности общества.
Концептуальной основой новых подходов в осуществлении кадровой политики в сфере культуры являются основные положения Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь.
В Беларуси с населением более 9,4 млн. человек в сфере культуры на должностях специалистов работают 45 тыс. человек, 87,4% из них имеют высшее и среднее специальное образование. Самой масштабной по количеству кадров является сеть культурно-просветительных учреждений: в клубных учреждениях всех типов, библиотеках, музеях, парках культуры и отдыха работают примерно 64% специалистов культуры страны. Специалистов с высшим образованием в клубах насчитывается около 20 %, в библиотеках – около 40%, в театрах и музеях – 60% [2, с. 1].
В Беларуси динамически развивается система подготовки кадров для сферы культуры и искусства, сложившаяся еще в Союзе Советских Социалистических Республик. (далее – СССР). Функции начального образования выполняют детские школы искусств, которые являются основным источником пополнения контингента учащихся средних специальных учебных заведений. Насчитывается 510 таких школ (229 – детские школы искусств, 244 – музыкальные, 2 – школы духовых и ударных инструментов, 24 – художественные, 8 – хореографические, 2 – школы народных ремесел, 1 – театральная), из них в сельской местности – 225. Контингент учащихся школ сохраняет тенденцию роста и увеличился до 95 тыс. человек. Общее количество преподавателей детских школ искусств составляет более 10 тыс. человек.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
2.1 Анализ системы подготовки работников в сфере культуры
В настоящее время состояние системы профессионального образования в сфере культуры и искусства представляет собой совокупность начального, среднего, высшего образования. Эти ступени образовательной системы связаны между собой в организации непрерывного профессионального образования, но взаимодействие учебных заведений между собой носит эпизодический и межведомственный характер.
Высшая школа Республики Беларусь перешла на подготовку кадров по новым образовательным стандартам второго поколения. Особенности внедрения нового поколения стандартов заключается в том, что образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.
В настоящее время на факультете культурологии и социокультурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств разработаны, утверждены и внедрены образовательные стандарты высшего образования (первая ступень) по специальностям «Культурология», «Социально-культурная деятельность», «Искусствоведение». Стандарт «Культурология» включает направление «Культурология фундаментальная», квалификация «Культуролог-исследователь. Преподаватель» по следующим специализациям: «Теория и история культуры», «Мировая и отечественная художественная культура», и направления «Культурология прикладная», квалификация «Культуролог-работник», по специализациям «Менеджмент социальной и культурной сферы», «Менеджмент международных культурных связей», «Менеджмент рекламы и общественных связей», «Информационные системы в культуре» [16, с. 80].
Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 4 года; 240 зачетных единиц (кредитов). Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается соответственно на 1 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день актуален вопрос подготовки специалистов в социально-культурной сфере. Процесс подготовки требует более тщательного подхода, так как существует множество методов и форм обучения, и только совместное применение всех методов и форм позволит достичь высоких результатов при подготовке высококвалифицированных специалистов. Так же требуется учитывать индивидуальные особенности учащихся и, в случае необходимости, подстраиваться под них.
Специалист в социально-культурной сфере должен стремится к саморазвитию. Необходимо четко понимать специфику своей работы и что необходимо для достижения поставленной цели. От того на сколько специалист соответствует предоставленным требованиям, зависит качество, результаты работы, а также работа и самого учреждения в культуре.
В настоящее время состояние системы профессионального образования в сфере культуры и искусства представляет собой совокупность начального, среднего, высшего образования. Эти ступени образовательной системы связаны между собой в организации непрерывного профессионального образования, но взаимодействие учебных заведений между собой носит эпизодический и межведомственный характер.
Начальным звеном профессиональной подготовки специалистов в социокультурной сфере является Детская музыкальная школа искусств. Ребята, желающие продолжить музыкальное образование, чаще поступают в Мозырский государственный музыкальный колледж и Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Ф. Соколовского. Также выбирают высшие учебные заведения: Белорусский государственный университет культуры и искусств, Белорусскую государственную академию музыки.
Следующим звеном для подготовки специалистов в социокультурной сфере является Мозырский государственный музыкальный колледж.
Основные требования к сотрудникам в сфере культуры могут варьироваться в зависимости от занимаемой ими должности. При этом, взаимодействуя с различными группами должностных лиц (руководители, подчиненные. коллеги), работник сферы культуры должен быть одинаково коммуникабелен и открыт. Работнику сферы культуры при осуществлении своей деятельности необходимо максимизировать эффективность поведения, например, слушать и запоминать; изыскивать ценную информацию в беседе; предлагать альтернативы; аргументировать свое несогласие; прояснять смысл вопроса; подводить итоги; предлагать решения и т.д.
1. Макаров, А. В. Проектирование стандартов высшего образования нового поколения: компетентный подход / А. В. Макаров – М.: Вышэйшая школа, 2006. - №5. – С. 15.
2. Кузминич, Н. Л. Подготовка кадров для сферы культуры в Беларуси на рубеже XX-XXI вв. / Н.Л. Кузмини – М.: Минск, 2007. - №13. – С. 8. (13; 2007; Мінск)
3. О культуре: Кодекс Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 413-З; с изм. и доп.: текст по состоянию на 30 июня 2016 г. – Минск, 2016. – 161 с.
4. Степанцов, А. И. Социокультурное профессиональное образование как компонент культурной политики / А. И. Степанцов // Культура Беларусі і сусвет: агульнае і асаблівае : матэр. Міжнар. навук. канф. (13 – 14 ліст. 2008 г.) / Беларускі дзяржаўны універсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск, 2010. – С. 54-61.
5. Кірсанов, В. В. Класифікація функцій і підготовка кадрів соціокультуних аніматорів у французькій культурології дозвілля (60-90-тіроки) / В. В. Кірсанов // Вісник Книжкової палати, 2012. – №5 – С. 20-25.
6. Королёв, Н. Н. Профессиональная компетентность арт–работника / Н.Н. Королёв // Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности: сборник статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – М.: Минск, 2011. – С. 47-56.
7. Новиков, А. М. Проблемы гуманизации профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика, 2000. – № 9. – С. 3-11.
8. Иванов, В. М. Основы управления механизмом: учебник / В.М. Иванов. – М.: Высш. школа, 2001. – 271 с.
9. Королев, Н.Н. Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь / Н. Н. Королев. – М.: Труды СПбГУКИ. – 2013. – № 1 – С.80-82.
10. Мухин, В.И. Исследование систем управления: учебник / В.М Иванов. – М.: Экзамен, 2003. – 384 с.
11. Омаров, А. М. Менеджмент. Управление – древнейшее искусство, новейшая наука: учеб. / А. М. Омаров. – М.: Флинта, 2009. – 325 с.
12. Стукалова, О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография / О. В. Стукалова. – М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. – 280 с.
13. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. / Г. Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – М. Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 528 с.
14. Учреждение образования «Мозырский государственный музыкальный колледж» (Официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzcolleg.by/.
15. Чинарова, К. Коллектив-креатив (Управление творческим коллективом / К. Чинарова // Журнал управление компанией, 2003. – № 8. – С. 33 37.
16. Королёв, Н. Н. Актуальные проблемы подготовки специалистов социокультурной сферы в Республике Беларусь / Н.Н. Королёв // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – С. 80-82.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мозырский государственный музыкальный колледж.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Мозырский государственный музыкальный колледж.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Детская школа искусств г. Мозырь.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты