ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Афинская семья и воспитание детей
Глава 2. Условия проживания жителей Афин
Глава 3. Досуг в афинском полисе
Глава 4. Питание и одежда жителей Древних Афин
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последнее двадцатилетие в исторической науке, как и в системе гуманитарного знания в целом, произошли значительные изменения. Смысл этих изменений связан с общей переориентацией самого исследовательского мышления, изменением ракурса изучения исторического прошлого и методов его постижения. Сегодня историки уже не довольствуются преимущественным вниманием к проблемам государственно-политической истории, социально-экономической истории, истории культуры. Одной из характерных черт современной историографии, в том числе и российской, является повышенный интерес к истории повседневности, в центре внимания которой стоит человек.
История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности — комплексное исследование жизненного мира людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. Объектами истории повседневности становятся сюжеты, которым раньше не придавалось особого значения, но которые играли существенную роль в раскладе исторических событий (проблемы быта, семьи, воспитания детей, образования, отдыха и т.д.).
Глава 1. Афинская семья и воспитание детей
Афины были самым развитым рабовладельческим государством –демократической республикой, которая достигла своего расцвета в V веке до н. э. Афины оставили богатое наследие в области философии, искусства, литературы, педагогики.
В Афинах государственный аппарат посредством законов и продвижения нравственных основ жизни создал атмосферу нетерпимости по отношению к людям, которые безответственно относились к своим гражданским обязанностям. Мужчины, которые не создали семью до 35 лет, были фактически изгоями общества. Дети должны были воспитываться родителями и нести ответственность перед обществом за свое воспитание. Человек, не отвечающий за воспитание детей, чувствовал себя неловко. Напротив, слава ждала родителей, которые воспитывали достойных граждан [4, с. 7-8].
Агамия, одинокая жизнь, приводила к утрате личных гражданских прав. Эти люди не могли избежать унижения не только со стороны граждан, но и со стороны государства и чиновников. Кроме того, за уклонение от создания семьи, на мужчин накладывался штраф за безбрачие [8, с. 302].
Производя детей, гражданин выполнял свой долг перед семьей и обществом, поскольку дети продолжали род и брали на себя обязанности по отношению к своим предкам, отдавая дань уважения погибшим, поддерживая и сохраняя семейные традиции.
Рождение ребенка было семейным праздником. Когда родился ребенок, двери дома были украшены оливковыми ветвями – родился мальчик, а шерстяными нитями – девочка. В Афинах младенца купали в воде, в которую заливали оливковое масло.
Глава 2. Условия проживания жителей Афин
Длительное время древние греки допускали роскошь в своих городах лишь для общественных построек. Простота частного быта показалась бы современному человеку невероятной. Более того, отказ от комфорта возводился жителями Эллады (Эллины) в абсолют. Даже состоятельные люди ниже своего достоинства «изнеживаться». Знаменитая расточительность сибаритов – жителей – состояла в том, что они натянули над улицами полотняные навесы от солнца и обули всех своих детей в сандалии. В то же время особые чиновники должны были следить, чтобы дома находились в исправном состоянии, а хозяева своевременно чинили их, не портя вид города грязными закопчёнными постройками. Постепенно роскошь начала проникать в частный быт, но ещё во времена Перикла (V в. до н. э.) богатые афиняне не дерзали выставлять состояние напоказ в стенах города. Более свободно они чувствовали себя в городских предместьях. Раскопки показывают, что Афины были окружены внушительными предместьями, где предпочитали селиться богачи [25, с. 203].
Старые кварталы Афин – Пникс и Ареопаг – были застроены тесными, лепившимися друг к другу домиками, чаще всего с двумя помещениями. Они выходили прямо на улицу. Землю на месте постройки расчищали до скального основания, которое и служило полом. Из обломков камня складывали стены первого этажа. Верхнюю часть стены делали из дерева, необожжённого кирпича или булыжников, скреплённых глиной. Нижний этаж дома часто служил лавкой.
Глава 3. Досуг в афинском полисе
Уже в Древних Греции возникали таверны, постоялые дворы, катагогии (гостиницы), становившиеся важным элементом социальной и религиозной жизни.
Хозяева постоялых дворов и таверн уже в древние времена заботились о досуге своих постояльцев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, танцоров и акробатов, устраивали всевозможные состязания [6, с. 14].
В качестве развлечения в древнегреческих постоялых дворах и тавернах устраивались бои животных и птиц: кошек, собак, петухов, перепелов.
Распространенной была игра коттаб, суть которой сводилась к тому, чтобы выплеснуть оставшееся в чаше вино в мишень. Очень любили афиняне игру в кости и спортивные состязания. Недаром именно там зародились первые грандиозные спортивные состязания – Олимпийские игры [27, с. 42].
Частыми посетителями таверн были мужчины, однако женщинам разрешалось развлекать гостей песнями и танцами. Для этой цели древнегреческие женщины, называемые гетерами, или "спутницами", получали специальное образование: обучались виртуозной игре на музыкальных инструментах и ведению остроумной, интересной беседы для увеселения мужских застолий. Обычно гетерами становились красивые девушки из низших слоев коренного населения или чужеземки.
Афиняне уделяли организации досуга большое внимание. Особенно тщательно готовили они большие традиционные праздники и соревнования, на которые съезжались люди со всей Греции и подчиненных ей колоний. Всех этих людей необходимо было разместить, тщательно продумать программу и заранее отрепетировать [4, с. 7-8].
Глава 4. Питание и одежда жителей Древних Афин
Афинская кухня не отличалась особыми изобретениями из-за довольно ограниченного количества возделываемых культур. Блюда были основаны на так называемой «средиземноморской триаде», в которую входили пшеница, оливковое масло и вино [1, с. 103].
Афиняне, как и все греки, ели четыре раза в день. Завтрак состоял из ячменного хлеба, пропитанного вином, иногда к хлебу добавляли оливки. Легкий второй завтрак происходил около полудня. Обед, самая важный прием пищи, обычно проходил при сумерках. Иногда днем, ближе к вечеру, был полдник. Мужчины и женщины ели отдельно. Если дома было слишком мало, сначала ели мужчины, потом женщины. Рабы подавали еду. Бедные часто ели мальву, корни и кору некоторых деревьев, траву, люпин и кузнечиков. По словам Аристофана, три обола для трех едоков были минимальными затратами в классические времена. Известно, что гребцы на военных кораблях получали три обола в день. Столько же во времена Перикла получали обычные граждане в качестве условия посещения театра во времена праздника Диониса [3, с. 15].
Зерновые составляли основу рациона; все остальное называлось общепринятым названием «опсон». Пшеница и ячмень были особенно популярны. Зерна пшеницы сначала замачивали, чтобы сделать их более мягкими, а затем размалывали или измельчали в муку. Из полученной муки делали тесто, из которого затем делали булки или лепешки. Иногда к полученным продуктам добавляли сыр или мед. Тогда не было дрожжей, вместо этого в Афинах использовали винную закваску. Тесто раскатывалось в домашней глиняной печи [10, с. 115].
Сделать ячменный хлеб было намного сложнее. Сначала ячмень обжаривали и только потом измельчали в муку. Именно из этой муки приготавливали ячменную лепешку – основное блюдо греческой кухни.
Заключение
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. В Афинском полисе уделялось огромное внимание семье и воспитанию детей. В обществе существовала неприязнь к людям, которые не обзавелись семьей. За уклонение от создания семьи применялись денежные штрафы. Браки закреплялись законом. Девушек выдавали замуж с 12 лет. Главной ее обязанностью было рождение детей и уход за мужем. Главной целью создания семьи было рождение детей. Существовал определенный ритуал признания ребенка в семье, в зависимости мальчик или девочка. Главным в воспитании ребенка были любовь к свободе, и своей родине. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам. Основной упор делался на развитие внутренней красота (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешней (культура тела). До семи лет дети находились на воспитании матери. В воспитании детей родители следовали принципу «золотой середины» Платона. Далее мальчик обучались в школах, которые назывались кифариста (литературное образование), грамматиста (чтение, письмо и счет), палестра (физическое совершенство) и эфебы (военно-физическая подготовка). Девочки обучались дома и учились женским ремеслам: прядение, ткачества, кулинарное искусство, вплоть до замужества.
1. Балберина, Ю.Б. Региональные особенности культуры питания Древней Греции / Ю.Б. Балберина // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – №4. – С. 102-105.
2. Брюле, П. Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху / П. Брюле. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 238 с.
3. Веселов, Ю.В. Питание и здоровье в истории общества / Ю.В. Веселов, О.А. Никифорова, Ц. Цзюнькай // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – №2. – С. 12-17.
4. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М.: Прогресс, 1988. – 496 с.
5. Гаспаров, М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре / М.Л. Гаспаров. – Москва: Новое литературное обозрение, 2000. – 384 с.
6. Генкина, Е.В. Ценности античного досуга как социально -культурная система: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.В. Генкина. – СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1998. – 24 с.
7. Геродот. История / Геродот; пер. Г.А. Стратановского. – Л.: Наука, 1972. – 600 с.
8. Гиро, П. Быт и нравы древних греков / П. Гиро. – Смоленск.: Русич, 2002. –624 с.
9. Гиро, П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. – СПб.: Алетейя, 1995. – 474 с.
10. Зарубина, Н.Н. Социология питания: традиции и трансформации / Н.Н. Зарубина, С.А. Кравченко. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 302 с.
11. Зиммель, Г. Социология трапезы / Г. Зиммель // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2010. – № 4. – С. 187-192.
12. Ивик, О. Еда Древнего мира / О. Ивик. – Москва: Ломоносов, 2012. – 192 с.
13. Киреева, Е.В. История костюма: европейский костюм от античности до XX века / Е.В. Киреева. – М.: Просвещение, 1976. – 173 с.
14. Колобова, К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. – Л.: УЧПЕДГИЗ, 1959. – 165 с.
15. Мавринская, Т.В. Брачно-семейные отношения в Древней Греции / Т.В. Мавринская, Е.Б. Калашникова // Интерактивная наука. – 2017. – №13. – С. 35-36.
16. Мерцалова, М. Н. История костюма / М.Н. Мерцалова. – М.: Искусство, 1972. – 198 с.
17. Никитюк, Е.В. Быт античного общества / Е.В. Никитюк. – СПб.: Питер, 2005. – 312 с.
18. Павловская, А.В. Вкус Античности: гастрономические традиции античной эпохи / А.В. Павловская // Вестник Московского университета. – 2017. № 4. – С. 147-161.
19. Пичугина, В.К. Воспитание на пиру: симпосий от Аристофана до Макробия / В.К. Пичугина // Историко-педагогический журнал. – 2015. – №3. – С. 109-119.
20. Правда, В.Л. Женщины в библейской и античной культурах / В.Л. Правда // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – №324. – С. 139-145.
21. Ревель, Ж. Кухня и культура: литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней / Ж. Ревель. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 336 с.
22. Степанченко, А.П. Некоторые традиции винопития древних греков на азиатском Боспоре в античный период / А.П. Степанченко // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №7. – С. 17-20.
23. Тумов, В.В. Правовые принципы регулирования брачных отношений в обществе Древнего мира / В.В. Тумов // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2008. – №2. – С. 19-23.
24. Фор, П. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны / П. Фор. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 262 с.
25. Фролов, Э.Д. Аристократия в античном мире / Э.Д. Фролов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. – Вып. 4. – С. 202-207.
26. Цветаева, Г.А. Дом и частная жизнь / Г.А. Цветаева // Античная цивилизация. – 1973. – №2. – С. 97-116.
27. Шанин, Ю.В. Олимпийские игры и поэзия эллинов / Ю.В. Шанин. – Киев: Высшая школа, 1980. – 184 с.